Борис Бурда: "Умрете — будет интересный кадр"

4 сентября 2010 18:01

Запорожец Александр

О том, чем его шокировал ведущий игры, почему считает вопрос о дорожном знаке — красивым, и о своем рекорде

- У Вас дома огромное количество сов. Вы начали увлекаться их коллекционированием, когда стали играть в "Что? Где? Когда?" ?

Реклама

- Коллекцию начал собирать мой отец. Он жил в Америке, и стараясь быть хоть как-то полезным сыну, собирал сов и присылал мне. Среди них есть настоящие – бриллиантовая и 3 хрустальных из ЧГК. Есть сова имени Ворошилова. Очень редкая – ее дают за вклад в движение "Что? Где? Когда?". При этом у меня никогда не будет любимой совы. Они все настолько тяжело получались и с ними связано столько ярких воспоминаний, что каждая бесценна.

- Помните свою первую игру?

- Такое было бы трудно забыть. В этой игре я повторил рекорд клуба и ответил сам на 5 вопросов из 6. Это был сезон 90-го года, по сути можно придраться, что это не ЧГК, а Брэйн Ринг – в том сезоне ЧГК не проводилось, но мы разницы не ощущали. На этой игре Ворошилов дал мне прозвище, которое я очень не люблю – "ходячая энциклопедия", и все это с удовольствием подхватили. Я не хочу чувствовать себя книгой. К тому же, я вовсе не так эрудирован, чтобы быть ходячей энциклопедией.

- А что вы думаете о Ворошилове?

Реклама

- Первая игра меня поразила многим, в частности – знакомством с Владимиром Яковлевичем. Было какое-то чувство, что ты находишься в присутствии исключительного человека. Потому он и стал таким великим ведущим. А когда мы выяснили, что он знает, сколько шагов должен сделать его помощник, чтобы подойти к гонгу и ругал его, когда шагов больше или меньше, то не скрывали удивления. Очень поразило и его обращение к нам: "Запомните, это игра и вы здесь не для того, чтобы блистать эрудицией, радоваться и выигрывать большие призы. Но и не для того, чтобы вести себя по-идиотски, проигрывать, рыдать и расстраиваться. Вы здесь, что бы зрителям было интересно, и все остальное мне совершенно неважно. Для пояснения скажу – я никому из вас не желаю никаких бед, но если случится, что кто-то во время игры разволнуется, и умрет от инфаркта, это будет очень интересный кадр и я ни на секунду не прекращу съемку". Тогда я был шокирован, а теперь понимаю, что там научился хоть чему-то, что я знаю о телевидении.

- Игра и знатоки чувствовали давление режима во времена СССР?

- В программе тогда были некоторые недостатки. Например, всегда присутствовала определенная внутренняя цензура. Вопросы, которые могли показаться "обидным намеком", просто не появлялись на экране. Но все это было незначительно. Передача при советском режиме вовсе не была гонимой – скорее уважаемой. Может, потому, что показывала, что и в Советском Союзе были молодые толковые люди, достигающие успеха, держащиеся раскованно и чего-то ждущие от жизни.. Гонениям скорее подвергался ее ведущий, который в свое время, после передачи "Аукцион", стал запретным для появления на экране. В итоге, когда передача появилась, ее вел не Ворошилов, а всем известный ведущий Александр Масляков. Потом появилась гениальная идея. Началство не желало видеть Ворошилова на экране – пусть, но голос-то его слышать можно! Так родилась гениальная маска ведущего за кадром. Талантливый человек использует на благо даже помехи и гонения…

- Как отбирают игроков для телеверсии игры?

- Ворошилов придумал ЧГК, купил в комиссионном магазине юлу, и долгое время приглашал на игру способных московских студентов. Проводил пробные игры, настраивал игру, потом вышел на телевиденье. Клуб стал жить самостоятельной жизнью – те, кто хотел в него попасть, приходили и сами просились на игры. Потом ЧГК стало завоевывать зрителей по всему СССР. Люди посылали письма на передачу – некоторых брали в клуб. Потом был наш, третий этап. В 80-е годы Владимир Яковлевич принял решение создать общественное движение ЧГК. Стали брать не тех, кто понравится телегруппе, а тех, кто выиграет огромное состязание – телефонный чемпионат по всему Союзу. Команды сидели у себя дома – им звонили по телефону и задавали вопросы. После минуты обдумывания они отвечали. Так на ТВ попала одесская команда и я. Но так было всего 2 года – 1990-й и 1991-й. Потом телевиденье вновь стало проводить отбор по своим критериям – внешность, телевизионная яркость и т.д. Сейчас телегруппа ездит на самые большие состязания по ЧГК в разных городах и приглашает понравившихся участников. Так на игру попала наша землячка Лена Потанина, которая стала не только хорошим игроком, но и капитаном.

Реклама

- Наверное, на игру приходили тонны писем с вопросами… как отбирали самые стоящие?

- Писем приходило невероятное количество. Мне говорили, что в лучшие годы –полмиллиона в сезон. Не знаю, насколько это правда, но мешки с письмами были огромные. Я видел мешки, в которых было 70 тыс. писем на передачу "Вкусно с Борисом Бурдой". На ЧГК писем было существенно больше. Насколько я знаю, многие вопросы отбраковывают сразу – 9 из 10 писем не представляют интереса. Самая распространенная ошибка – вопрос, который содержит какой-то редкий, необыкновенно неизвестный факт. Например: "Какую должность, помимо должности премьер-министра занимает сейчас правящий эмир Кувейта?". Ну, министр финансов. И кого это интересует? Многие вопросы повторяются. Мне говорили, что клуб праздновал шуточный юбилей, когда пришло десятитысячное письмо с вопросом: "Какое колесо автомобиля "Запорожец" не вращается при правом повороте?" Запасное, это всем известно. Вопрос может быть шуточным, но шутка не должна быть такой затертой. Тем не менее, существуют хорошие вопросы, или письма, на основе которых можно создать хорошие вопросы. Почти все вопросы редактируются. Их делают максимально театральными – добавляют зрелищности. Когда-то один киносценарист мне сказал, что любой сценарий должен в своей основе содержать анекдот – короткую, яркую историю с парадоксальным концом. То же с вопросами. Если "анекдот" вопроса хорош, редактора могут его довести, изменить формулировку, снять видео. В итоге получается не очень много пригодных вопросов – их всегда не хватает. Некоторые из них потом еще отбрасывают из-за простоты, или, наоборот, из-за сложности. К тому же Ворошилов обладал последним словом при выборе вопросов на игру. Думаю, Борис Александрович Крюк тоже так поступает – ему работать с реакцией зрителя.

- Возникали спорные ситуации, когда знатоки не соглашались с ответом ведущего?

- На один и тот же вопрос бывает два разных ответа. Это "дуаль" – брак в работе редакторов. Если это удается доказать, ответ засчитывается. Бывает, что мы додумываемся до обоих ответов. Тогда приходится угадывать, какой из них записан у ведущего в карточке. Потому что доказать, что второй ответ тоже правильный, очень трудно.

- Кому-то удавалось?

Реклама

- Это единичные случаи. Редактора проверяют все вопросы по литературным источникам и ошибаются весьма редко. Однако я помню, как играя в команде Козлова, мы отвечали на вопрос, как в Средней Азии готовят фаршированную змею. Ответ – легендарная история о том, как живую змею сажают в кастрюлю с дырочкой, забитой рисом. Когда кастрюля нагревается, змея проглатывает рис и становится фаршированной. Это неправдивая легенда. Однако, когда мы дали другой ответ, ведущий сказал: "Это невозможно. Если вы нафаршируете мертвую змею, я пропущу вас в финал!". Мы очень расстроились. Я полночи не мог уснуть, и тут звонит Андрей Козлов: "Про змею веришь?" Отвечаю, что ни на грош – все змеи плотоядные и не питаются растениями. Рис они не будут глотать даже под угрозой для жизни. Козлов предложил нафаршировать змею на игре, и мы решили оспорить вопрос. Нас вызвали в Москву. Козлов выставил возражение, опираясь на слова ведущего о финале, однако ведущий сказал, что это была шутка. Мы стояли ошарашенные – зря в Москву приехали, готовили котел, дрова и даже питона купили в китайском ресторане. Однако позже ведущий сказал, что сдержит слово, и у нас есть время до конца игры. Мы кинулись в садик, разожгли костер. Я набил змею рисом, бросил в котел, приправил овощами, травами, пряностями и начал варить. К концу игры змея была готова. Ведущий попробовал, и мы попали в финал. Правда, победа чуть не ушла у нас из рук. Оказалось, у знатоков нет пищевых предрассудков, и мы еле уберегли кусок для ведущего – змею мгновенно растащили другие игроки.

- Змею потом еще когда-нибудь фаршировали?

- Вскоре я поехал к друзьям в Алма-Ату и они повели меня в экзотический ресторан. Там официантка сказала: "Кстати, у нас питончик есть. Может, хотите его нафаршировать?". Я сказал, что сегодня не на работе.

В тренде
Прокуратура решила судьбу скандального спорткомплекса "Восход", за который проливалась кровь
Здания спорткомплекса «Восход» и ДК «Днепр» возвращены государству / Коллаж "Сегодня"

- Знатоки общаются вне клуба?

- По-разному. Если активно участвуешь в городском клубе, развиваешь движение на местах, то много общаешься с другими знатоками. А вообще, сложно общаться с игроками из разных городов и разных стран. Но иногда бывает. Кстати, сейчас я по скайпу с Александром Друзем общался. Правда, по делу. Иногда даже встречаемся. Но мой круг общения больше определяется не командой, а другими интересами. Я в клуб пришел поздно уже сформированным человеком со своими увлечениями.

- "Что? Где? Когда" меняет людей?

- Часто замкнутые люди попадают в клуб, находят себе компанию, а иногда даже решают вопросы с личной жизнью. Хороший клуб меняет людей к лучшему. Во многом помогают стремление к знаниям, и работа в команде. Обратите внимание – ЧГК – клуб успешных, состоявшихся людей. Та же команда Козлова: один бизнесмен – Силантьев, один академик УАН – Капустин и четыре вполне заметных работника ТВ – ведущий Брейн-Ринга Андрей Козлов, главный редактор передачи "Своя игра" Владимир Молчанов, наше "Караоке на майдане" – Игорь Кондратюк и ваш покорный слуга. Это все вполне состоявшиеся, уверенные в себе люди, которые могли бы отдыхать как-то иначе, но им нравится ЧГК.

- Между игроками часто возникают острые ситуации? Почему?

- Острые ситуации, в принципе, неизбежны. Мы как любые люди, не всегда находимся в простых отношениях. Но, поскольку наш спорт интеллектуальный, каких-то резких неприятных проявлений, в принципе, не бывает. Вот, когда во время игры два знатока отстаивают две противоположные версии, возникает серьезный конфликт. Особенно, если доверие к обоим игрокам высокое. В 90-х бывало, резко конфликтовали за столом. Вели себя не этично. Потом поняли, что команда, которая ругается, начинает хуже играть. Нужно максимально поддерживать друг друга. ЧГК на 60 минут изменяет состояние психики и высасывает человека, как тарантул кузнечика. Малейший способ поддержки пойдет игрокам только на пользу. Мы всегда хвалили тех, кто давал правильные ответы, но никогда не ругали за неправильные – только утешали. Перед игрой люди стараются себя психологически подготовить, некоторые пользуются трансовыми методиками.

- Вопросы в игре бывают разными. Вы можете назвать самый "вкусный" и самый "пресный"?

- Бывают красивейшие вопросы. Например, "Второго января 59-го года из русского музея с шумом и скандалом вынесли картину великого русского художника Федотова. Как называлась картина?" Когда начал вспоминать, что происходило 2-го января 59-го, ничего не вспомнил. Решение пришло, когда я вспомнил, что за день до этого, 1 января победила Кубинская революция… А у Федотова есть картина, изображающая горе старой барышни по поводу смерти любимой собачки. Называется "Кончина Фидельки". Картину сразу перенесли в запасники. Вот еще – "В одном финском городке висит дорожный знак. Это обычный международный знак "Плохая дорога". Как положено, указана и зона ограничений. Ее величина – 22,4. Вопрос: 22,4 – чего? Какая размерность этой цифры?". Ответ оригинальный – "млн. кв. км." – кто помнит, это площадь Советского Союза. Есть еще один простой вопрос, который я очень люблю: "ЧЕРЕПАХА – ЗЕЛЕНАЯ, А КОТ?" – …" Все начинают перебирать – кот белый, рыжий. А на самом деле – Быков. Потому что черепаху в "Золотом ключике" играла Зеленая, а кота Ролан Быков. Красивых вопросов много, а плохие не запоминаются. Они разрывают голову на куски и летят дальше.

- Вы недавно сказали, что больше не будете играть в "Что? Где? Когда?". Почему?

- Наверное, не буду. Когда-нибудь расскажу. Но не сейчас. Просто пока эти факты никого кроме меня, в клубе не интересуют. Когда заинтересуют, я приму участие в обсуждении. Если нет, то трудно сказать, что я не получил от игры всего, чего хотел.

ТОП-5 событий ЧГК от Бориса Бурды

Первое, безусловно, создание большого общественного движения, центром которого была игра. Тогда в интеллектуальные игры заиграли десятки, а может и сотни тысяч людей.

Второе – игры в Болгарии. Это первые международные игры. После этого стали появляться разноязычные клубы. Недавно Я был в таком клубе в Кишиневе. Очень интересно смотреть, когда знакомый "ритуал" проходит на другом языке. А в заключение слышишь слово "Тымпул" (Время). В Кишиневе несколько сотен людей еженедельно собираются, чтобы поиграть.

Третье событие – появление национальных языковых телеверсий, как, скажем, в Грузии.

Четвертое – первое присуждение звания Магистра игры. Все остальные уже не так интересно. Вот когда впервые появился магистр, личность, кстати, очень заслуженная – Александр Друзь, это было важным событием.

Пятое – смена ведущего – это этапное событие для любой телепередачи.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять