Станислав Говорухин: "Мой зритель жив, но он умер для проката"

Режиссер "Десяти негритят" и "Ворошиловского стрелка" рассказал "Сегодня" о том, какие ему нравятся женщины и какие не нравятся фильмы, почему ему пришлось снимать последний фильм на Канарских островах и на что ему жаловался Александр Абдулов.

Суровый романтик

Станислав Говорухин родился: 29 марта 1936 г. в г. Березники Пермской обл.

Реклама

Реклама

Ровно полвека назад в 58-м окончил геологический факультет Казанского университета. Работал геологом, был альпинистом. Потом был журналистом и режиссером Казанской телестудии. Владеет немецким, французским языками. Режиссерское образование получил во ВГИКе (мастерская Я. Сегеля). По распределению в 66-м году попал на Одесскую киностудию. С 1987-го – режиссер "Мосфильм". Снял 13 художественных, 4 публицистических фильмов и документальное кино "Александр Солженицын" (1992). Автор 12 киносценариев, в том числе фильма "Пираты ХХ века" (1978).

Запомнился зрителям и своими ролями в кино: "Асса", "Среди серых камней", "Анкор, еще Анкор", "Женская логика", "9 рота", "Радости и печали маленького лорда".

Реклама

Проявил себя как политик. Никогда не состоял в КПСС, а после перестройки стал одним из лидеров Демократической партии России (ДПР). Говорухин несколько раз избирался в Государственную Думу РФ. В марте 2000 года баллотировался на пост Президента России. Самым счастливым днем своей жизни считает 26 июля 1969 г., когда вертолет, в котором он летел, врезался в гору. Чудом удалось выжить лишь некоторым пассажирам.

Женат вторым браком. Сын (от первого брака) – Сергей Станиславович, внук – Станислав. Сергей Говорухин – режиссер, генеральный директор независимой киностудии "Гандвик". 2 февраля 1995 года в Грозном, при возвращении со съемок вместе со съемочной группой был обстрелян чеченскими боевиками, в результате чего получил сквозное огнестрельное ранение верхней правой голени, позже перенес ампутацию ноги.

Все художественные фильмы режиссера Говорухина:

"Вертикаль" (1967), "День ангела" (1968), "Белый взрыв" (1969), "Жизнь и приключения Робинзона Крузо" (1972), "Место встречи изменить нельзя" (1979), "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" (1981), "В поисках капитана Гранта" (1986), "Десять негритят" (1987), "Брызги шампанского" (1989 ), "Ворошиловский стрелок" (1998), "Благословите женщину" (2003 ), "Не хлебом единым" (2005), "Артистка" (2007), "Пассажирка" (2008, в производстве).

Кинопублицистика: "Так жить нельзя" (1990), "Россия, которую мы потеряли" (1992),

"Час негодяев" (1993), "Великая криминальная революция" (1993)

- У вас уже четвертая подряд картина посвящена женщинам. Это случайное совпадение или намеренный выбор темы?

- Да, действительно в последних картинах в центре внимания женщины. Почему? Наверное, пришло время отдать долг женщинам – существам высшего порядка, в моем понимании. Но при этом картины не только о них. Сейчас я снимаю фильм "Пассажирка" по мотивам рассказов одного из моих любимейших писателей Константина Станюковича. Главная героиня, как следует из названия – женщина, но в целом это морская история, которую я уже давно хотел снять. Раньше на нее не давали денег, а сейчас режиссеры вынуждены их доставать сами и я подумал, если достану, то почему бы не "поимпровизировать" сейчас. Мне хочется показать, каким был и должен стать русский флот, в назидании нынешней молодежи и нынешним морякам. Ну, и конечно, не обойдется без любви…

- Если бы 40 лет назад вашу заявку одобрили, и вы начали снимать "Пассажирку", кого вы бы пригласили на главную роль?

- В конце 60-х я хотел снимать в роли пассажирки Марину Влади, а в роли горничной – Наташу Гундареву. Наташа тогда только начинала, только-только ее звезда начинала всходить. А Марину… Потому что мы дружили с Володей Высоцким, и она читала эту повесть. У нас была такая совместная идея. Ну вот, не получилось. Госкино в то время не приветствовало фильмы без большой идеи, и на "пустячок" так просто денег не выделяли.

- По каким критериям сейчас вы выбирали главную героиню? Веру Андреевну Кларк у вас играет, в принципе не профессиональная актриса, а 24-летняя модель Анна Горшкова...

- Это зависит от вкуса режиссера. Вот вы видели мой фильм "Благословите женщину" (в главной роли Светлана Ходченкова – прим. авт.)? Я люблю женщин такого плана. Мне, я честно могу сказать, отвратительны, непонятны, да и не симпатичны вот эти вот нынешние безгрудые тощие "селедки". Да еще когда молодые девушки себя, у которых конституция совсем другая, все таки хотят вернуться вот в это стадо и стать такими как все, начинают садится на диету, пытаясь соответствовать образцам "высокой моды". Это мне совсем противно. Поэтому и выбор такой… А вообще режиссеру лестно не только снять удачный фильм, который полюбился бы зрителям и жил долго, но и открыть артиста или артистку, которые бы засветились и потом стали звездами. Эта задача всегда привлекала меня. Я же открыл многих. Еще детьми у меня в "Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна" снялись Влад Галкин и Маша Миронова. А в "Ворошиловском стрелке" стразу три молодых пацана сработали, сыгравшие там главных мерзавцев. Марат Я даже, если честно опасался, что этой картиной испорчу им дальнейшую карьеру. Но, слава Богу, обошлось. Вот, Леша Макаров, в основном героев добрейшей души играет, а Марат Башаров вообще с экранов не сходит.

- Вы оставляете своим актерам простор для импровизации или у вас на съемочной площадке суровый диктаторский режим?

- Если артист способен, если он талантлив, если он хорошо чувствует материал, в этой схеме, которую ему очертил режиссер, то почему нет? Всегда приветствуется. Да и себе позволяю похулиганить даже в самом серьезном фильме. Но это же всё заранее не планируется… Бывают кадры, которые иначе как озорством режиссерским не назовешь. Иногда это в масть, иногда ни к селу, ни к городу.

- Вместе с запуском этой картины вам удалось осуществить еще одну свою давнюю мечту – снимать на знаменитом паруснике "Крузенштерн"…

- Да, хотя это и было не самое удобное для парусных съемок время и место. Но у "Крузенштерна" свой график, выбирать не приходилось. Нам же еще нужно было декорировать корабль: мы поставили трубу, потому что уже двигатель был паровой, поставили мостик таким, каким он был, и прочие всякие детали, которых сегодня нет на современном судне. Мы снимали в океане возле Канарских островов и почти месяц не могли там поймать ветра в паруса. На парусном судне вся съемочная группа из 50 человек, разумеется, жить не могла – там и четверых то, разместить негде, поэтому пришлось нанимать судно сопровождения. Экспедиция вышла очень дорогой. Одно горючее только для того, чтобы корабли могли дойти до места съемок, стоит около 700 тысяч евро. А еще аренда двух кораблей. И за вход-выход в порт 5 тысяч евро. Это, кстати, что на Канарах, что в Ялте. Одинаково. Хотя условия совершенно разные. Здесь в Крыму, учитывая эти условия с отсутствием оборудования и всякой подготовленности, низким уровнем обслуживания должно стоить 5 евро. И если бы мы захотели снимать, предположим, в Ялте, нам бы это обошлось еще дороже. Здесь вообще сумасшедшие цены начинаются, какая-то глупость.

- Другие проблемы, например, морская болезнь съемкам не мешали?

- Я же раньше много снимал на море и никогда морской болезнью не страдал. Здесь вот на Черном море я месяц плавал на паруснике "Товарищ", когда мы снимали с болгарами фильм "В поисках капитана Гранта". Еще я снимал на теплоходе – ходил тут такой, когда вас еще не было, перекрашенный, с вязью на борту "Цесаревич". Еще "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо". На Ялтинской киностудии была "Эспаньола", теперь из нее, кажется, сделали ресторан. Много, очень много я снимал и снимался на море. Здесь в Ялте каждый год сидело 10-15 групп съемочных из Москвы в основном. И я помню, как они нас все время встречали, потому что у нас были красивые девушки на пароходе, знаменитые артисты…

- Даже в "Ассе" у вас не обошлось без морской прогулки. Кстати, Сергей Соловьев не собирался воскресить вашего Крымова во второй части, которую он сейчас заканчивает снимать?

- Нет, нет, всё убили Крымова и слава Богу. Хотя я, когда узнал о продолжении, говорил ему в шутку: "Чего ж, Серега, давай с реанимации начни". Не верю я в этот проект, нельзя войти в одну и ту же воду дважды. И я не помню примеров, чтобы история получалось интересной. Повторение пройденного, – не верю я в это. И вообще я не очень люблю сниматься. Если честно, по-настоящему как актер чувствовал себя комфортно только у Сережи Соловьева в той же "Ассе". Сейчас вот, мелькну в "Пассажирке", Но не потому что захотел вдруг сыграть, а просто из экономии средств картины. Группа так решила: "Станислав Сергеевич, чего мы повезем на корабль артиста из-за маленькой роли. Сыграйте вы этого консула" Вот и пришлось надеть мундир. Но это по сути массовочная роль. И приглашать не нее актера действительно не экономично.

- В своей работе вы по-прежнему обходитесь без спецэффектов и компьютерной графики, потому что категорически против того, чтобы развлекать зрителей?

- Кино – должно быть развлекательным и увлекательным. Но этого же можно добиться и без спецэффектов. Каков был девиз Жюль Верна, на котором воспитывались десятки поколений? "Воспитывать, развлекая". В романе "Дети капитана Гранта" Жюль Верн умудряется рассказать молодому читателю и о химии, и об астрономии, и о физике, и о биологии, и минералогии, и о прочем. Так что фильм не будет интересным, если он не будет увлекательным. Да, конечно, надо развлекать, но только для того, чтобы этот фильм сильнее запал в душу, сильнее подействовал. Благородное, высокохудожественное, но скучное кино, я не люблю еще больше, чем этот низкого пошиба кинематограф. Это еще вреднее, на мой взгляд. Да и потом, это вообще не искусство. Это как, если говорить о скучной книге. Толстой говорил о скучной книге так: "Это как жилы в мясе, пожуешь, пожуешь и выплюнешь". И таких фильмов, к сожалению, очень много: пожуешь, пожуешь и выплюнешь или не досмотришь. Сегодняшние фильмы, если говорить о молодежи, ничему хорошему не научат. Не выполняется главная задача, которую должен ставить перед собой художник, будить добрые, благородные чувства. "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал". Вот – это девиз каждого художника. А чему хорошему может научить сегодняшнее кино? Нет, оно может разбудить только низменные инстинкты и никакие струны в душе не заденет.

- А есть хоть какие-нибудь работы последнего времени ваших соотечественников коллег-режиссеров, которые вам как зрителю понравились?

- Да, есть. Я в восторге от последней картины Михалкова – "Двенадцать", при том, что не являюсь его другом. Но я умею быть объективным. Это – настоящее искусство, мощная, талантливая картина. Он всегда умеет поставить игру актеров. Еще, навскидку, назову фильмы – "Коктебель", "Свободное плавание", "Остров", "Кукушка"…У фильма "Кукушка", на мой взгляд, были все шансы получить "Оскара", а номинировали почему-то "Дом дураков"… Это фильмы, не относящиеся к потоку коммерческого, потребительского кино, которое к искусству не имеет никакого отношения. И такого "ширпотреба" – подавляющее большинство. Вы, наверняка, видели этого "потребителя", если в кинотеатрах бываете. Обязательно с поп-корном сидит, умудряется во время сеанса SMS отправить, по телефону поговорить, за пивом из зала выйти… Где уж тут ему идею фильма уловить?. Главное – зрелище. А еще много людей просто привыкли сидеть у телевизоров и перестали отличать плохое от хорошего. У нас же одновременно показывали "В круге первом" Глеба Панфилова и новую экранизацию "Золотого теленка". Я правда не виделэтого "теленка" с Меньшиковым., но мои друзья говорят, что без обморока смотреть не удается. И что характерно – рейтинг у лабуды был выше! А все, что касается, так называемых, кассовых фильмов, мне не просто не нравится, а глубоко противно – все эти "гамбиты", "дозоры", "статские советники" и "бои с тенями". Это кино изначально рассчитано на "кассу". А кто сегодня ходит в кино? Процентов семьдесят – это подростки. Им надо подкинуть какую-то дурь и быстро собрать "кассу". И еще есть одно течение в нашем кинематографе, так называемое фестивальное кино, которое чаще никто и смотреть не будет. Такое кино изначально сделано для высоколобых критиков, в основном больных людей, сдвинутых на сексуальной и психической почве. Через пару лет зрители и не вспомнят название фильма, которому вручили тот или другой приз… Все перепуталось в нашей жизни сегодня: многим неизвестны духовные радости, они существуют на уровне физиологического прозябания. И во многом это оттого, что во все сферы искусства полуграмотные люди ринулись, а настоящие таланты забываются, унижены, плохо зарабатывают. Но всему судья – время: фильмы, восхваляемые сегодня критиками, через два года никто не может вспомнить. А есть фильмы, которые год от года молодеют и которые сегодня не теряют актуальности: "Осенний марафон" Данелии, "Я шагаю по Москве", фильмы Рязанова и многие другие. Поэтому и я к критике своих фильмов серьезно не отношусь. Даже считаю, что критики сейчас в некотором смысле являются тормозящей системой в развитии кинематографа. Они положительно оценивают ложное искусство. Это трагедия общества, когда общественный вкус вывернут наизнанку. У меня сегодня иллюзий нет: положение со зрителем катастрофическое. Мой зритель жив, но для прокатчиков он умер.

- Ну а то, что Сокуров или Звягинцев предлагают зрителям, как вам?

- Честно сказать, мне трудно представить человека образованного, много читающего, который смотрит сокуровскую мутотень. Я вообще считаю, что фильмы Сокурова, равно и восхваляемого критиками Тарковского, вообще не имеют никакого отношения к кино, это все мистификации какие-то… Хотя их фильмы называют одним словом — искусство. По мне уж лучше тогда смотреть "Антикиллер".

- В вашей "Артистке" одну из последних своих ролей сыграл Александр Абдулов…

- Саша, как бы в шутку, часто жаловался, что я его только в "массовке" снимаю, а на главные роли не приглашаю. Но этого происходило только от его постоянной занятости – он же был "многостаночником": сам что-то ставил, где-то снимался, играл в театре, задумывал фестивали, помогал восстанавливать церкви. Только поэтому он у меня снимался в таких небольших, но, согласитесь, ярких ролях, таких, например, как Энтони Марстон в детективе "Десять негритят". И приглашая его сниматься в "Артиске" я позвонил ему и сказал: "Саша, ты все жалуешься, что я тебя в массовках снимаю, вот наконец-то есть для тебя роль со словами. Ты как – согласен?". И он не читая сценария ответил: "Согласен". Он вообще редко читал сценарий. В "Десяти негритятах" его ведь, если помните, убивают первым. Вот он дочитал до того места, где его убили и всё – дальше не читал сценарий. А потом на съемках всю картину допытывался у всех: "А кто же убийца?". И ему все морочили голову. . Все ему морочили голову.

- Вы уже знаете, чем займетесь после "Пассажирки"?

- Пока, честно говоря, и судьба "Пассажирки" туманна. Мы уже несколько раз останавливали съемки. И сейчас уже в долг снимаем, нет уверенности, что фильм выйдет в этом году. А потом я бы хотел снять какую-нибудь историю с юмором, но драматургии хорошей нет.

- То есть юмор "суровому Говорухину" не чужд?

- А что хорошие юмористы обязательно должны быть веселыми людьми с улыбками до ушей? Вы Чарли Чаплина когда-нибудь видели улыбающимся? В кино он никогда не улыбался. Или Михаил Зощенко? Он был очень мрачный человек. Кстати, "Артистка" – это довольно смешная история. Я был несколько раз на показах и судя по тому, что зал хохочет бесконечно, можно считать, что это комедия. Хотя мы снимали лирическую историю. И "Пассажирка" с юмором, несмотря на то, что это романтическая история…

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,82
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,40
54,40
53,79
28,14
56,49
54,96
54,95
27,76
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,50
51,01
26,95
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62797.1

Binance Coin (BNB)

535.99

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

78.99

Theta (THETA)

2.01

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять