Дмитрий Табачник: "Мне шлют СМС с именами убитых министров"

Министр образования рассказал нам об "антитабачных" акциях, о грядущих больших переменах в школах и вузах, и о том, почему не считает галичан плохими.

Сторонники. Защищают министра от националистов. Фото: belvol.livejournal.com
Противники. Называют Табачника украинофобом и требуют отставки. Фото: А. Яремчук
1/3

— Как вы оцениваете кампанию, которая развернулась против вас?

Реклама

— Эта агрессивная реакция говорит о незрелости нашего гражданского общества. Просто определенная часть общества не воспринимает другие политические взгляды. Когда мой предшественник в декабре 2007 года стал министром, то это вызвало не меньшее возмущение, но, тем не менее, его никто не пытался шантажировать и оценивать его работу по результатам 2-3 дней. Я благодарен каналу "Интер", который опросил 30 тысяч зрителей. Напомню, что только 33% были за мою отставку с поста министра, а вот 67% — против нее. Это говорит о том, что две трети общества меня поддерживает, что дает мне возможность чувствовать себя уверенно на посту министра. При этом я получил несколько смс­-сообщений с биографией Бронислава Перацкого, польского министра внутренних дел, которого застрелили в 30-х годах прошлого века бандеровцы. Также получил несколько смс­-сообщений с текстом: "Привет от Карповича" и ммс-ку с фотографией Боголепова. Для тех, кто не знает — студент Карпович застрелил министра образования Российской империи Николая Боголепова. Я не знаю, что это – моральное давление или угрозы, но если Николай Павлович Боголепов, несмотря на подмётные письма, продолжал четко проводить политику в министерстве образования сто с лишним лет назад, то я не имею права предать ожидания людей, которые поверили в новый курс Виктора Януковича, не имею права предать президента, который доверил мне руководство образованием. Я буду работать на своем посту, соблюдая Конституцию и законы Украины. Шантажу я не поддамся.

— Чувствуете ли вы поддержку президента и премьер-министра? Ведь у них сейчас масса забот – это и бюджет, и газ, и многое другое, а тут еще протесты против вас. Не было ли с их стороны попыток уговорить вас подать в добровольную отставку, чтоб создавать меньше проблем новой власти?

— Я встречался с президентом и обсуждал с ним проблемы образования в стране. Главная задача, которую мне поставил Виктор Федорович, – это повышение качества образования и освобождение средней и высшей школы от бюрократического диктата. Никакой политической озабоченности со стороны президента я не почувствовал. Со стороны премьер-­министра, с которым мы общаемся лично или по телефону практически каждый день, ставятся конкретные задачи, которые направлены на подготовку бюджета, на формирование госзаказа по приёму студентов и аспирантов. И со стороны президента, и со стороны премьера я чувствую моральную поддержку.

Реклама

— В тоже время, судя по заявлениям, у вас не очень складываются отношения с такими видными регионалами, как Борис Колесников и Анна Герман.

— С Борисом Викторовичем мы коллеги по правительству. Ему сейчас поручен сложный участок – подготовка страны к Евро­2012. На мое министерство возложено две важнейшие программы – сооружение и ремонт общежитий, которые должны будут принять значительную часть болельщиков. Вторая – подготовка сервисного персонала – переводчиков, сопровождающих лиц. Обе эти программы мы будем реализовывать вместе. Общение с Колесниковым на заседаниях Кабинета министров, проходит в абсолютно конструктивном духе. Что касается Анны Герман, то по работе у нас нет никаких проблем, хотя некоторые ее оценки я не разделяю.

— Когда вы разговаривали с президентом, то не жаловались на эти ее оценки?

Реклама

— Я 20 лет на государственной службе и никогда никому не жаловался. Хочу еще раз сказать — ни президент, ни премьер мне даже не предлагали подумать об отставке, думаю, что они понимают – это наглый политический шантаж, а с другой стороны — это политическая технология. Выбирать по одному из членов правительства и их отстреливать. Если говорить военной терминологией, я горжусь тем, что мне выпала участь передового батальона, который принял на себя огонь неприятеля для того, чтобы дать главным силам правительства — экономическому блоку – собраться с силами и произвести кадровые перегруппировки и приступить к работе. Это неприятно по-человечески, но это правильно — для основных сил правительства выиграть 7 дней передышки.

— Говорят, что выделены большие деньги на акции против вас и что депутат из "Единого центра" Олеся Оробец будет координатором этих акций.

— Да, мне это известно. Но некоторым своим молодым коллегам из парламента хочу напомнить, что знаю, как они поступали в университет, где они работали, и как их заносили на руках в политику.

— В вашу поддержку были опубликованы письма ведущих украинских ВУЗов – КНУ, КПИ и других. А вот, например, ректор Киево-Могилянской академии Сергей Квит выступил с заявлением против вас. Также, скорее всего, ваш предшественник Иван Вакарчук станет ректором Львовского университета. Как вы будете дальше уживаться с ректорами-противниками? Почувствуют ли они тяжелую министерскую руку?

— Мнение, которое высказал Квит — это его личная гражданская позиция. И он имеет на нее полное право. Моя позиция заключается в том, чтобы все ВУЗы получали как можно больше автономии, а министерство как можно меньше вмешивалось в их жизнь. Это же касается и Киево-Могилянской академии. Поэтому, в отличие от моего предшественника, никому я мстить не буду. Палки вставлять в колеса никому не буду. Пусть спокойно работают, даже если они против Табачника. Как говорил Мао, пусть расцветает сто цветов, пусть соперничают сто школ.

— Одним из главных обвинений в ваш адрес являются выдержки из ваших же статей, где вы писали, что галичане — это не украинцы.

—Во­-первых, я нигде и никогда не утверждал, что галичане — не украинцы. Я писал о том, что в Украине живёт два этноса: галичане и жители Великой Украины. Эти национальные группы, писал я, не имеют ничего общего в ментальном и конфессиональном смысле. Должен подчеркнуть, что "свідомі" галичане все, как один, разделяют эту оценку, предлагая насильственно сделать из жителей Юго-Востока ("східняків", по их терминологии) "настоящих украинцев". Я же не утверждаю, что галичане плохие или их надо переделывать. Я говорю, что единая украинская политическая нация может состояться лишь в том случае, если галичане будут относиться к истории, культуре, религии и языку жителей Великой Украины столь же толерантно, сколь последние относятся к галичанам. Попытки же насильственно переделать соседа, с чьей бы стороны они не исходили, неизбежно ведут лишь к взрывному росту противостояния и, в конечном итоге, к расколу государства. Именно поэтому, трезво оценивая опасность навязанного оранжевыми раскола, противодействуя ему, я утверждаю: на посту министра буду руководствоваться исключительно законами Украины и уж точно, в отличие от оранжевых, не буду делить граждан нашей страны на хороших и плохих в зависимости от региона их проживания.

— Какое хозяйство в министерстве вы приняли?

— У меня создалось впечатление, что люди хотели уничтожить все в образовании Украины на десятилетия вперёд. Назову только несколько примеров. Учебники для младших классов не переиздавались уже 8 лет. С гигиенической точки зрения их может запретить санэпидемстанция, потому что по ним учиться нельзя. Поэтому нам надо издать учебники для второго, третьего, четвертого и пятого класса. За один год это, наверное, сделать нереально. Кстати, учебники для 9 класса в прошлом году стали доставляться в школы только декабре месяце. Это же катастрофа. Любой учитель вам скажет, как же я мог работать 4 месяца с учениками без учебника. За 2 года прежнего министерства не куплен ни один школьный автобус, не компьютеризирован ни один класс. При необходимости 252 миллиона гривен для питания детей­сирот в бюджете предлагалось 157 миллионов гривен. Куда в таком случае деть детей, на питание которых не хватает 100 миллионов?

— Но ваши предшественники могут сказать, что виной тому кризис, нужно же было от чего-то отказываться.

— Да кризис, но отказываться от всего в течение 2 лет… Причем в 2008 году никакого кризиса не было. Просто система была настроена только на то, чтобы подогнать образование к тестированию. Это тестирование топтало все – качество образования, авторитет средней школы, авторитет учителя. Хочу для всех сказать еще раз — не Иван Вакарчук придумал тестирование. Тестирование разработала группа педагогов в 2003 году под руководством тогдашнего министра Василия Кремня и тогдашнего вице-премьера Дмитрия Табачника. И постановление правительства Януковича называлось "О мерах по повышению качества образования". И только люди крайне неинтеллектуальные и крайне предубежденные могли представлять тестирование как меру, направленную исключительно на борьбу с коррупцией. Авторитет высшей школы и средней школы базируется на одном важном краеугольном камне – на авторитете учителя и педагога. А с помощью СМИ начали убеждать общественность, что в школе и институтах вас встречают не учителя, доценты и профессора, а взяточники, которые со звериным блеском в глазах смотрят на ваши карманы.

— Да, но проблема взяток при поступлении и сдаче сессий реально существует.

— Да существует, но эту проблему не надо гиперболизировать. Большую обиду в связи с этим мне высказали ректора ведущих ВУЗов, особенно – технических университетов. Технические специальности в последние 20 лет в нашей стране мало популярны. В некоторых ВУЗах даже не заполнены места государственного заказа. Ну, как тут можно говорить о коррупции. В отношении таких технических ВУЗов со сложнейшей программой обучения, как Киевская политехника, Львовская политехника, Донецкая политехника и других, говорить такое?! Да это просто непорядочно! Вообще систему внешнего оценивания знаний нельзя себе представлять, как только средство по борьбе с коррупцией, а не средство по повышению уровня образования. Нельзя давать пощечину миллионам преподавателей.

— В этом году тестирование останется?

— Останется. Мы ищем консолидированную позицию для того, чтобы революционных изменений не вносить, поскольку сотни тысяч учеников готовятся к тестам. Поэтому тестирование останется и резко будет поднят авторитет средней школы. Я хочу, чтобы кропотливый труд учителя был по достоинству оценен. Это мера, направленная на повышение морального авторитета учителя. Поэтому при поступлении в ВУЗ будет учитываться и бал аттестата. Он будет давать максимум – 200 балов при максимуме балов при тестировании 600.

— 200 балов — это если все оценки в аттестате 12 баллов?

— Да. Формулу расчета балов получат все учебные заведения. Кроме того, будут отменены ограничения для тех, кто окончил школу до введения обязательного тестирования – три года назад и раньше. Они не виноваты, что приказами министерства их аттестаты были, по сути, аннулированы. Поэтому они получат право поступать по аттестатам, сдавая вступительные экзамены в ВУЗы на заочные отделения. Так предлагают ректора. Кроме того, будут сняты ограничения по тестам. Скажем, вы набрали 200 баллов по физике и 198 – по математике, но набрали менее 124 балов баллов по языку и литературе. Это не будет препоной для поступления на техническую специальность, потому что в 2008 и 2009 годах порядка 40 тысяч талантливых детей остались за бортом, так как не набрали 124 балла по языку и литературе, хотя набрали высокие баллы по точным дисциплинам. Пусть считают ваши 100 баллов по языку и литературе, ваши 200 баллов по математике и 180 – по физике и определяют, имеете ли вы по конкурсу теста и аттестата право на зачисление. И не будет прежнего безумия, когда предыдущее министерство требовало за одну ночь от комиссий вывесить все списки. Понятно, что это вело к массовым ошибкам и, по сути, было маскировкой коррупционной схемы.

— А в чем она заключалась?

— Приемная комиссия за один вечер и одну ночь должна была просчитать списки, определить проходной бал и обзвонить всех абитуриентов, потому что они имели право подавать документы хоть в сто институтов и университетов. Я вам не дозвонился, а кому хотел, дозвонился... Дальше не нужно объяснять?

— Вступительных экзаменов в ВУЗы в этом году не будет?

— Вступительные экзамены в ВУЗы будут проводиться только для заочников, которые закончили средние школы до введения тестирования.

— А в следующем году?

— Будет большая аналитическая работа. Мы полностью проанализируем результаты тестирования и, по крайней мере, крупнейшим университетам, как во всем мире, мы обязаны разрешить индивидуальный порядок проведения вступительных экзаменов в следующем году, потому что это требование Болонской системы.

— Но вас могут обвинить в том, что вы потворствуете коррупции в этих ведущих ВУЗах.

— Во-­первых, это только интеллектуальный поиск, во-вторых, система собеседований может быть письменной, а не устной. Могут быть самые разные формы. Тестированием по-вакарчуковски не измеряется мировое образование. На сегодняшний день ни в одной стране мира нет поступления в университеты только по результатам тестов. Например, при поступлении в вузы США и Англии подаются и учитываются такие документы – мотивационное эссе, резюме, такие качества, как лидерство, коммуникативность, способность к командной игре, несколько рекомендационных писем, аттестат о среднем образовании, средний балл успеваемости за последние три года в школе. Тестирование имеет право на существование, но оно должно быть модернизировано.

— А что будет с льготниками, по которым было много вопросов в прошлом году, когда они занимали львиную долю мест в самых престижных вузах?

— Я постараюсь максимально сократить количество льгот на престижные специальности. Мы после совещания с ректорами выделим до 25% бюджетных мест для льготников. Но не более. Отменить льготы министр и министерство бессильны, потому что большинство льгот установлены украинскими законами. Будем обращаться в парламент, чтобы количество льгот минимизировалось. А в следующем году министерство в январе заранее опубликует те специальности, которые наиболее нужны государству – инженерные, строительные, агрономические, химические и так далее, куда мы готовы обеспечить максимальный набор на бюджетные места.

— Бюджет министерства будет увеличен?

— Нам предстоит серьезная дискуссия с министерством финансов. Но я надеюсь, что важнейшие программы будут разморожены. И также разморозим заработную плату учителям, которую заморозило правительство Тимошенко с осени 2008 года. Конкретные цифры по зарплатам смогу сказать, когда примут бюджет.

— Как на количестве вузов отразится демографическая яма, которая ждет нас в ближайшее время?

— Самый трудный год – это 2011 и 2012, когда резко по демографической статистике сократится количество выпускников школ. Если в этом году школы закончат у нас порядка 390 тысяч выпускников, то в 2011 году их будет на 30% меньше, а в 2012 году – еще меньше. Поэтому мы будем создавать условия для того, чтобы университеты добровольно искали пути к объединению. Насильственным путем объединять университеты не входит в планы министерства. Но я думаю, что демографический кризис заставит университеты найти пути к укрупнению. Я считаю, что даже в такой крупной области, как Луганская, не нужно столько государственных ВУЗов, а должен возникнуть один большой университет, классический, с разными специальностями и хорошо обеспеченный. Например, Луганский институт строительства и жилищно­-коммунального хозяйства уже сейчас сливается с Луганским национальным университетом имени Владимира Даля.

— Поговаривают, что проблему демографической ямы будут решать за счет уменьшения бюджетных мест в вузах и увеличения платных…

— Нет. В наши планы это не входит. Более того, в этом году произойдет увеличение бюджетных мест. Мы уже говорили по этому поводу с премьером и я опираюсь на его поддержку. Что касается кризиса, то в его условиях нужно дать максимальную возможность ВУЗам зарабатывать. Я обещаю всем ректорам, что мы восстановим систему довузовской подготовки.

— Она также будет влиять при поступлении?

— Да. При прочих равных возможностях. У вас по итогу набрано 800 баллов и у меня, но я не заканчивал подготовительный курс, а вы заканчивали, значит, у вас больше шансов быть принятым, чем у меня.

— Работодатели жалуются, что наша система образования не готовит тех специалистов, которые реально нужны рынку.

— Как министр считаю, что нужно сообразовывать образование, особенно высшее, с рынком труда, сделать более мобильным определение профессии в ВУЗах с потребностями рынка труда. С Минтруда мы постараемся разработать новый документ — классификатор специальностей, в котором учтем все изменения рынка. Еще одна новация — в этом году все выпускники ВУЗов впервые получат вкладыш к диплому европейского образца в соответствии с требованиями Болонской системы. Это взаимная "узнаваемость" диплома. Это значит, что человек сможет продолжать писать докторат или продолжать стажировку, если он владеет языком, в любом европейском университете. В нем будет указываться сколько часов он прошел по физике, математике, биологии и т.п.

— А как обстоят дела с выполнением нормы закона о компенсациях работодателю за прием молодых специалистов?

— Как раз об этом говорил президент на встрече с профсоюзами в прошлую пятницу. Виктор Федорович поставил лично мне и министру финансов задачу, чтобы в новом бюджете нашла свое место реализация этого закона о первом рабочем месте, который был принят в конце 2006 года и правительством Тимошенко игнорировался. Речь идет о том, чтобы максимально обеспечить выпускников ВУЗов и ПТУ первым рабочим местом путем предоставления компенсации работодателю. Эта норма абсолютно добровольная, она предусматривает поддержку работодателя за то, что он берет не опытного специалиста со стажем работы, а молодого. За это он получает определенные преференции. Мы уже в прошлую субботу начали работать над этим с министерствами финансов и с минтруда, и я пригласил студенческие организации, высказать свои предложения. Компенсация должна быть не разовой, потому что будут злоупотребления: на молодого специалиста получили компенсацию, а он через 2 месяца уволился или его выгнали. Очевидно, что она должна выплачиваться на протяжении нескольких лет, пока работник не станет опытным специалистом.

— Когда эта новация заработает?

— Мы будем стараться внести эти предложения в бюджет 2010, чтобы с 1 сентября 2010 максимально большее количество таких специалистов обеспечить государственной поддержкой.

— Есть ли о чем говорить по теме "министерство образования и коррупция"?

— Есть. Приведу простой пример. К сожалению, источником зарабатывания чиновниками министерства стало издание школьных учебников. Один из замов министра опекал издательство-победитель в конкурсе школьных учебников.

— Имя?

— Пройдет работа Контрольно­ревизионного управления – будет имя. Ну а пока могу пообещать, что в ближайшие дни из аппарата министерства будут изгнаны те, кто держал в своих руках воровские схемы. Система была проста. Объявляется конкурс на учебник для 8 класса. На конкурсе побеждает учебник, правила утверждены, опубликованы, утверждены на сайте. Но нужное издательство заняло второе место. Меняется приказ министерства. Победителем объявляется 2 учебника, занявших первое и второе место. В 2009 году стало еще оригинальней. Не набрало "придворное" издательство нужного балла на конкурсной комиссии, министерство отменяло результаты конкурсной комиссии или провозглашало победителями уже не два учебника, а три. Прикрываясь лживыми словами о том, что, мол, учитель выберет тот, который ему больше нравится. Но это ложь и издевательство над здравым смыслом. Потому что министерство не выбирает, а посылает в область тот или иной учебник. Поразительно другое. Учебник, занявший первое место, печатался тиражом в кратное число раз меньшим, чем учебник, занявший третье место. Вот пусть КРУ разберется с теми, кто подписывал эти приказы. Следующий момент, почти 1,5 тысячи лицензионных и аккредитационных дел. Почему они годами лежали в министерстве? Почему в экспертные комиссии, в государственную аккредитационную комиссию, утвержденную Кабмином, были введены представители общественных организаций только одного направления.

— Националистического?

— Я скажу мягче – национал-демократического. И вопреки решениям экспертных советов, собранных Вакарчуком, документы не подписывались годами, потому что ожидали визы и одобрения представителей общественных организаций. Вот это воровская схема тоже будет сломана.

— Эти общественники вымогали взятки за то, что ставили свои подписи?

— Я этого не знаю, но я вижу огромное количество дел, которые незаконно задержаны в министерстве.

— Много говорилось о том, что если людей, которые занимаются аккредитациями учебных заведений не "мотивировали", то они не ставят свои подписи. Такое было?

— Думаю, что да. Поэтому мы будем менять состав государственной аккредитационной комиссии и будем этот состав делать максимально профессиональным, чтобы самые известные, самые крупные ученые в стране отвечали за аккредитацию ВУЗов и лицензирование специальностей.

— Что будет с русским и украинскими языками в образовании при министре Табачнике?

— Первое что мы сделаем — в этом году все школьники Украины будут сдавать тесты на языке обучения. Потому что нет морального права ни у какого министра ставить десятки тысяч людей в заведомо не конкурентоспособные условия – ведь понятно, что выпускник, который закончил русскую или венгерскую школу, будет иметь меньше шансов успешно сдать тесты, написанные на украинском, чем выпускник украинской школы. В целом же министр Табачник будет работать, выполняя нормы Конституции и закона. А принцип равноправия языков в образовании является нормой закона, это принцип, реализованный в Украине европейской Хартией региональных языков и языков национальных меньшинств. Здесь министр должен отвечать перед прокурором, если он не будет этого выполнять.

— А чем, по вашему мнению, плоха украинизация образования?

— Тем же, чем плоха русификация, испанификация и т.д. Нельзя насильственно лишать граждан страны, в случае с Украиной — подавляющее большинство граждан, права получать образование на родном языке. У англичан есть термин "материнский язык", т.е. язык, на котором говорили в семье ребёнка, который он слышал ещё будучи младенцем, на котором он будет мыслить, когда вырастет. Вот этот то материнский язык и пытаются вытравить украинизаторы, нанося психологическую травму миллионам наших сограждан. Хочу обратить Ваше внимание, что получение образования на родном языке не освобождает от знания украинского (как это пытаются представить националисты). Даже в украинской советской школе, украинский язык был обязателен к изучению: там, где преподавание велось на украинском языке, его учили с первого класса, где на русском — со второго. Если, по утверждению наших националистов, в СССР происходила "ужасная насильственная русификация", то пусть они предоставят русскому языку в Украине те же права, которые имел украинский в СССР и хотя бы господам Драчу и Павлычко обеспечат в независимой Украине такие тиражи их изданий, какие у них были при советской власти.

— Перемены с языком начнутся уже со следующего учебного года?

— Мы уже сейчас создаем рабочую группу, которая должна рассмотреть наиболее болезненные вопросы образования, в том числе и по языку. Главный принцип, который будет заложен – родители учеников в школе и студенты в ВУЗах должны иметь право сами выбирать, на каком языке учиться. Они должны давать заявки, и они должны удовлетворятся.

— А как это будет осуществляться практически? Вот например в Киеве, преимущественно русскоязычном городе, осталось всего 6 русских школ. Нет вообше русских детсадов. В ВУЗах также все образование везде на украинском. Что тут будет сделано?

— Конкретный механизм реализации языковых прав граждан в образовании пока в процессе разработки. Но уже в апреле я хочу собрать в министерстве всех 500 директоров киевских школ и спросить у них, как они будут выполнять законодательство Украины в отношении требований родителей самим выбирать язык обучения детей. Что касается ВУЗов, то так как они получат больше автономии, следовательно, они смогут более гибко определять и язык обучения. Но хочу сказать, что тут во многом будет определяющей позиция местных органов власти. Если они будут настроены на реализацию норм Европейской Хартии – значит с языком обучения проблем не будет.

— А какие перемены ждут учебники?

— Министерство будет учитывать пожелание родителей по деполитизации образования. Вот я беру учебник для 9 класса по истории. Тут высказывается мысль о том, что на территории Российской империи украинцы подвергались невероятным унижениям и ограничениям в правах, в реализации своей карьеры и так далее. И, в то же время, как аксиома говорится о том, что на территории Австро­-Венгерской империи украинцы не подвергались унижению, имели все права. Это неправда. Наоборот. Все эти ограничения в Австро-­Венгрии были жестче, чем в России. Так что в учебнике написана просто ложь. Я обязуюсь, что лично буду читать учебники по истории и литературе и по гуманитарным предметам для ВУЗов в школе. Приведу еще один пример — в ряде европейских стран есть норма о том, что учебники не должны включать в себя произведения живых авторов. Почему? Вот смотрите, в начале 20 века некий писатель Амфитеатров в России был гораздо более популярен, чем Лев Толстой. И что теперь, ставить его в учебные программы? Считаю, что прежнее министерство образования допустило глубокую педагогическую ошибку, включив произведения многих современных украинских авторов а учебную программу, урезав или исключив из-за этого произведения Марко Вовчок, Остапа Вишни, Нечуя-Левицкого. Это будет пересмотрено. Просто должно пройти 20-30 лет, чтобы понять насколько действительно то или иное произведение является подлинным шедевром.

— В каком виде будут подаваться в учебниках такие спорные темы, как ОУН-УПА и Голодомор?

— В таком, в каком его напишут специалисты. Но если давать свою оценку, то считаю, что нужно говорить правду. Если какая—то политическая сила сотрудничала с Гитлером, то нужно говорить, что она сотрудничала с Гитлером. Если европейские парламентарии говорят, что вы сделали ошибку, то нужно придержать гордыню. Хрущеву было трудно развенчать культ личности Сталина, но он на это пошел. И не должно быть двойных стандартов. Никто же сейчас не предлагает возвеличивать, например, генерала Строкача, министра внутренних дел УССР, который жестко в конце 40-х — начале 50-х подавлял бандеровское движение на Западной Украине. Так почему же надо возвеличивать тоталитарных героев, сражавшихся на противоположной стороне?

— Претензии родители предъявляли не только к учебникам по истории. Например, в учебнике по литературе появилась история про Красную Шапочку, пересказанной блатным языком.

— Ну, нельзя произведения для взрослых включать в учебники. Будет аудит всех учебных программ и всех учебников, будут привлечены самые широкие круги педагогической общественности для создания новых учебников. Это мы сделаем. Кстати, еще одна инновация, которую мы готовим – это облегчение веса учебников, чтоб дети не надрывались. Будем выпускать учебники легче по весу в 2,5 раза, чем прежние. Не из картонажной бумаги, а новых полимерных материалов.

— А что вы кстати сейчас сами читаете?

— Вот прочел Умберто Эко "Маятник Фуко". Читаю Константина Леонтьева "Византизм и славянский вопрос". И постоянно читаю шеститомник "История разума" Джорджа Сантаяны. Его можно читать бесконечно.

— Как ваша семья переживает все происходящее с вами?

— Мама переживает тяжело. А жена говорит: "Ты только в телеэфире не сорвись, потому что ты вспыльчивый человек и не начни говорить до конца всю правду". А вся правда заключается в том, что человек, который уничтожал образование, цинично нарушал закон, ненавидел своих коллег, не выполнял государственные планы и бюджет, не издавал учебники, унижал учителей, называя их коррупционерами, может считаться украинским министром, а человек, который хочет помочь людям, работающим в сфере образования гордиться своей профессией, но не произносит ритуальных слов о Бандере, должен почему—то считаться неукраинским министром.

ТАБАЧНИК, КУЧМА И ГАЛИЧАНЕ

Имя: Дмитрий Табачник
Родился: 26.11.1963 в Киеве (Украина)

Потомственный киевлянин. По материнской линии принадлежит к русскому дворянскому роду Глебовых. По образованию историк. Профессор, доктор исторических наук. Автор более 50 книг. Был руководителем первой избирательной кампании Леонида Кучмы, после победы которого стал главой его администрации. Однако, в результате конфликта с тогдашним премьером Павлом Лазаренко и секретарем СНБО Владимиром Горбулиным был отставлен со своего поста. В двух правительствах Виктора Януковича был вице-премьером по гуманитарным вопросам. Считает галичан отличным народом от надднепрянских украинцев. Из-за чего и был обвинен в украинофобии.

Реклама
Самые важные и интересные новости всегда под рукой
“Сегодня” в Telegram Подпишись на RSS-канал
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама
Дашборд
В тренде
Прямая трансляция
Дневник независимости 🇺🇦
Опрос
Короновирус за неделю

41 751

заболело за неделю в Украине

+27%

Вакцинация
По состоянию на 26 сентября 2021 г.
Люди, которые получили минимум одну дозу
5 458 838
Люди, которые прошли полную вакцинацию
6 781 525
Детальнее
Погода
Прогноз на сегодня
Узнать
ЗАПРАВКИ
Топливо Сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
29,45
28,95
28,00
17,17
29,50
29,00
28,00
17,17
30,86
29,60
26,77
17,70
30,98
30,69
28,98
17,88
32,59
30,29
27,29
17,75
33,99
31,17
29,59
18,47
33,99
31,17
29,59
17,73
33,99
31,17
29,59
18,48
34,97
31,17
32,97
18,48
-
30,76
28,30
17,56
статистика
Курс гривни СЕГОДНЯ

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

26.64

Евро (€)

31.22

Российский рубль (₽)

0.36

Украинская Премьер-лига
#
Команда
И
Г
О
1
9
25:2
25
2
9
23:5
22
3
9
16:7
18
5
9
20:9
17
6
9
13:14
16
7
9
13:12
16
8
9
9:12
11
10
9
6:12
8
11
8
5:13
8
12
8
8:14
7
13
9
6:14
6
14
8
6:11
6
Показать больше
Воскресенье, 26 сентября
Понедельник, 27 сентября
Пятница, 1 октября
Суббота, 2 октября
COVID-19 в Украине
4 647 случаев за сутки
Подробнее
Комаровский в теме
Зачем вакцинироваться от COVID-19, если переболел
Спроси у доктора

Калькулятор зарплаты

Калькулятор зарплаты
Гороскоп
Твой гороскоп на сегодня
Читать гороскоп
Билли Айлиш на обложке ELLE US
На заметку
Где согреться осенью
Быть в курсе
ТОП-5 фавориток редакции
"Мисс Украина-2021"
@saraednswel
@saraednswel
@liza__miroshka
@liza__miroshka
@____rudi_____
@____rudi_____
@martareznichenko
@martareznichenko
@kris_trump
@kris_trump
1/2
Осень в большом городе
Главные концерты октября
Хочу петь и танцевать
Благоприятные и опасные дни в октябре
Лунный календарь
Как Луна влияет на нашу жизнь

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять