Интервью с Константином Бронзитом: "Тугарин Змей так и остался жить с моим голосом"

Режиссер и мастер короткого метра — о детских "блокнотных" историях, о работе кладовщиком на "Леннаучфильме", о первом минутном мультфильме, на который ушло полгода, и выборе голосов для озвучки "Алеши Поповича и Тугарина Змея"

Родился 12 апреля 1965 года в Ленинграде. Режиссер анимационного кино, заслуженный деятель искусств России, номинант на французскую премию "Сезар" (2001) и премию "Оскар" (2010), член французской и американской киноакадемии. Известные мультфильмы: "Memento Mori", "Тук-тук", "Пустышка", "Крепкий орешек", "На краю Земли", "Алеша Попович и Тугарин Змей", "Уборная (любовная) история". У Константина есть жена и две дочери, которые очень гордятся своим мужем и папой-мультипликатором.

Увидев один из мультфильмов Константина Бронзита, хочется пересмотреть всю его фильмографию. Его работы настолько остроумные и яркие, что завораживают зрителя любого возраста — даже взрослых оторвать от экрана невозможно: ведь дядям и тетям тоже иногда нужно почувствовать себя детьми.

Реклама

— Константин, знаю вас как прекрасного карикатуриста, который перешел из статичного рисунка к динамичным сюжетам и стал мультипликатором и режиссером. С чего все началось?

— С забавного трюка, который, я думаю, каждый ребенок хотя бы раз пробовал делать в детстве. Какой-то приятель показал мне, как в блокнотике нарисовать мультфильм, когда на каждой следующей страничке рисуется такой же рисуночек, как на предыдущей, но с небольшим изменением. При быстром перелистывании рисунок начинает шевелиться, то есть "оживает". Это и есть прообраз мультипликации. Как и все, что связано с ней, процесс разрисовывания страничек довольно длительный и нудный, а производимый конечный эффект хоть и сильный, но быстро проходящий. Поэтому все дети, попробовав это развлечение раз, больше к нему не возвращаются. Я же с того дня потерял покой и сон: изрисовывал десятки блокнотов, забыв о приятелях, о футболе во дворе и о прочей чепухе. Было мне тогда шесть лет.

— Кто был первым зрителем та­­ких блокнотных мультиков?

Реклама

— Думаю, родители, но точно этого не помню. Но основной аудиторией, конечно, стали приятели по двору и одноклассники. Восторг вызывал не сам трюк, а то, что я на 60—80 блокнотных страничках умудрялся рассказать законченную историю. При этом зависимости от чьей-либо реакции у меня точно не было: я просто по-детски с головой ушел в то, от чего получал удовольствие, и чья-то реакция меня мало интересовала. К классу десятому я, кажется, сам для себя понял, чем же все-таки хочу заниматься. Тем более что к тому моменту уже шесть лет отучился в очень хорошей художественной школе и уметь рисовать был просто обязан.

Карикатура  развила во мне  умение быстро  изобретать.

— В вашей жизни был большой "карикатурный" период. Можно ли сказать, что он и стал неким мостиком к мультфильмам?

— В карикатуре я оказался случайно. Никогда о таком виде искусства не думал. Но случилось так, что на киностудию "Леннаучфильм", куда в цех мультипликации я устроился сразу после школы, пришел работать молодой художник Ринат Газизов. Он показал мне свою самиздатовскую, отпечатанную на печатной машинке книжку карикатур. Меня как молнией пробило! Я страшно обзавидовался и кинулся рисовать такую же книжку. Это заняло у меня месяц. Можете себе представить, насколько она по своему содержанию была беспомощна и вторична. Но после этого Ринат привел меня в клуб, где я познакомился с такими выдающимися карикатуристами, как Виктор Богорад, Александр Сергеев, Николай Воронцов.
Следующие лет пять-семь творческой жизни были плотно связаны с карикатурой. Но потом мультипликация стала отбирать все мои силы и время, и карикатура отошла сама собой. Хотя, безусловно, она развила мое скетчевое мышление — научила молниеносно что-то выдумывать и изобретать. Но все же режиссура — иная профессия. Не каждый карикатурист легко станет режиссером, равно как не каждый режиссер — карикатуристом.

Реклама

— Чем именно вы занимались, когда устроились на киностудию "Леннаучфильм"?

— Это были застойные времена, и работники в таких госучреждениях строго соответствовали штатному расписанию. И если там было написано, что мультипликаторов в цеху должно быть, к примеру, 30 человек, то этого правила никто не нарушал. Когда я пришел туда, цех был укомплектован, и не важно, насколько ты талантлив. Поэтому мне предложили место... кладовщика, заведующего целлулоидом, калькой, красками, кистями. Мне очень хотелось зацепиться за студию, и я согласился. Там, в кладовой, собственно, я и "сэкономил" материалы для своего первого минутного мультфильма "Карусель". Дальше нужно было сидеть и ждать, когда в цехе освободится штатное место мультипликатора — кто-то уволится или уйдет в мир иной. Когда это случилось, я попал в цех на должность ассистента мультипликатора. И еще ремарка: на "Леннаучфильме" мультипликация была чисто вспомогательная — для научно-популярных или учебных фильмов, когда, например, стрелочки двигаются, чтобы показать карту боевых действий во время Великой Отечественной войны, или шарики по трубам бегают, обозначая передвижение газов. Но другой мультипликации в то время в Петербурге вообще не было!

___09

"На краю земли". С такими персонажами никакой путь не страшен.

— За сколько времени вы выросли от завхоза и ассистента мультипликатора до режиссера?

— От завхоза до режиссерского дебюта прошел всего год. Материалы у меня были, идея тоже. К моменту, когда я перевелся в цех мультипликации, уже вовсю рисовал свою "Карусель" длительностью в одну минутку — дома, тайком от всех. Это простая история на тему того, как лягушка охотится за комаром, за лягушкой — цапля, за цаплей — охотник, а за охотником — комар. На рисование этой минутки ушло полгода, может, даже больше. Я ведь еще шесть лет параллельно с работой каждый вечер ходил учиться на вечернее отделение Мухинского училища, на факультет дизайна, чтобы потом поступить на Высшие курсы режиссеров и сценаристов в Москве. Сегодня возможностей "проникнуть" в профессию куда больше. Да и самих фильмов с тех пор наделано целое море — куда больше, чем на самом деле хотелось бы иметь в собственной биографии. Это минус той ситуации, когда рано начинаешь творческую деятельность. Поэтому половину своих мультфильмов я скрываю и стараюсь нигде о них не упоминать.

— На каких мультиках вы выросли? Кого считаете своим учителем?

— В раннем школьном возрасте я просто с ума сходил от "Тома и Джерри", "Микки Мауса". Каким-то необъяснимым образом по советскому телевидению раз в неделю показывали нынче уже всеми забытый мультсериал "Майти Маус" — "Могучий мышонок". Вот это я и смотрел с глазами в форме блюдец. А потом кидался бесконечно рисовать этих мышей и котов. В прямом смысле моими учителями были Александр Татарский ("Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег"), Федор Хитрук ("Винни Пух"), Толя Прохоров — создатель студии "Пилот". Были и те, кто непосредственно меня не учил, но кого я тоже считаю своими учителями — Юрий Норштейн ("Ежик в тумане"), Эдуард Назаров ("Жил-был пес"). Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.

— Как получилось, что вы стали режиссером саги о богатырях?

— Я режиссер не всей саги, а всего лишь первого фильма "Алеша Попович и Тугарин Змей". Практически каждый новый фильм делал новый режиссер (по-моему, по фильмам это очень заметно). Как получилось, что я сделал первый фильм? Надо было быть дураком, чтобы отказаться, ведь прежде я ничего подобного не делал! Впереди был интересный, неоценимый опыт и эксперимент над самим собой. Я люблю работать с новым материалом — это одна из причин, почему все мои фильмы такие разные. К тому же история про такого Алешу показалась мне искренне смешной и неожиданной. Не то чтобы я очень гордился этим фильмом, но все, что тогда мог сделать в тех условиях, я сделал. Сколько еще планируется серий, пока никто не знает: вот-вот в запуск пойдет, кажется, уже седьмая. Я сам скоро со счета собьюсь! Но тут ничего удивительного: публике эти фильмы нравятся, и она явно хочет видеть продолжение. Бондиане недавно исполнилось 50 лет, и сага насчитывает 25 фильмов. Это целая эпоха. Есть к чему стремиться и "Мельнице" — студии, делающей "Богатырей".


__29

"Думаю, успех саги о богатырях кроется в юморе, которого в фильмах достаточно много. Они не напрягают зрителя чрезмерным пафосом. Герои такие, какие они есть — живые, с присущими им человеческими слабостями"


— Есть ли в "Богатырях" ваш любимый персонаж?

— Я бы выделил Любаву. Даже не самого персонажа, а ее голос. Удивительное попадание в задуманные типаж и темперамент! Разве можно заподозрить, что голос принадлежит вовсе не профессиональной актрисе? Это голос Лии Медведевой, жены одного из моих друзей, Павла Медведева (он, кстати, до последнего дня работал монтажером знаменитой телепередачи "Городок", пока проект не прекратил свое существование после смерти Ильи Олейникова). Но мало иметь подходящий голос — в кино нужно уметь с ним работать! И у Лии это, на наше счастье, получилось, как у профессиональной актрисы.

— Были ли какие-то сложности при работе с "Богатырями"?

— Для меня создание любого фильма всегда было трудной, совсем не веселой, а монотонной работой. Еще была непростая ситуация с озвучкой голоса Тугарина Змея. Я записывал своим голосом черновые фонограммы за всех персонажей сразу. Это делалось исключительно для того, чтобы аниматоры не простаивали и фильм рисовался без остановок в то время, пока продюсеры занимаются кастингом. Ведь актеров подбирали в режиме страшного цейтнота. Но когда работа подходила к концу, Тугарин Змей так и оставался без голоса подходящего актера: никого найти не удалось. И то, что персонаж так и остался жить с моим голосом, хоть и совершенно измененным, было единственным выходом из ситуации. После этого я уже много лет регулярно занимаюсь на "Мельнице" черновым озвучанием персонажей для сериалов "Лунтик" и "Барбоскины".

.jpg_288

"Пустышка". Бьет недетские рекорды просмотров.

— Каково показывать киевского князя в нынешних обостренных отношениях с Украиной? Есть ли цензура или давление сверху, как лучше и правильней показывать?

— Мы в целом все нормальные люди. И главное, у каждого из нас нет никаких "обостренных отношений с Украиной"! Рисуя мультфильмы, мы совершенно не думаем о том, как изменилась ситуация в мире или что не так с нашим киевским князем, равно как с любым другим нашим персонажем. Каким герой родился, таким ему и жить. Цензуры, слава Богу, нет. Но это также можно объяснить тем, что наш киевский князь, озвученный Сергеем Маковецким, получился невероятно обаятельным! Да, ему присущи многие человеческие слабости, но это то, что делает его не сухой схемой, а правдивым, живым персонажем, которого и полюбили зрители. Страшно представить, что бы это был за фильм, если бы авторы думали о некой абстрактной политкорректности — получилась бы схематичная агитка с холодными персонажами-функциями, не вызывающими никакого сочувствия и переживания у зрителя. И наш русский богатырь Алеша Попович с первого же фильма не был бы таким инфантильным. А ведь именно это и сделало его таким смешным и привлекательным!

Усложнились  мультистории,  но людям это  очень нравится.

— На фоне таких мегамонстров мультипликации, как "Пиксар" и "Дисней", чем зрителя берет русская анимация?

— На фоне всех остальных голливудских гигантов российская коммерческая мультипликация не выдерживает никакой конкуренции. Большинство полнометражных российских мультфильмов за последние пять лет провалились в прокате. Фильмы "Мельницы" — счастливое исключение из общего правила. Богатыри, как и Иван Царевич с серым волком, каким-то чудом действительно полюбились зрителю. Осмелюсь предположить, что дело в юморе, которого в этих фильмах довольно много. Они не напрягают чрезмерным пафосом.

— Почему мультипликация сейчас востребована все больше?

— Думаю, мультипликаторы научилась решать очень серьезные творческие задачи, сопоставимые с задачами театра, игрового и даже документального кино. Усложнились истории, которые сегодня рассказывают в мультфильмах, и людям это нравится. Если раньше мультипликация была только развлечением для маленьких, то сегодня режиссеры научились достигать высокого эмоционального градуса, трагического пафоса, и зритель с охотой переживает эти эмоции и сопереживает персонажам, хотя все они вымышлены и условны. Пушкин в свое время сказал: "Над вымыслом слезами обольюсь". Это как раз про мультипликацию.

.jpg_289

Кадр из "Алеши". Голос Любавы очаровал не только богатыря.

— Не "съедают" ли новые технологии вроде 3D теплоту старых добрых мультиков, рисованных руками? Как вы относитесь к прогрессу в искусстве?

— Действительно, есть такое очень распространенное, но ошибочное мнение, что современные компьютерные технологии губят душевное и живое в мультипликации. Особенно это мнение популярно среди людей старшего возраста. Я все время пытаюсь им объяснить, что любые технологии — это инструмент в руках художника. Раньше писатели писали гусиным пером, сегодня они печатают романы на ноутбуках. Неужели мы будем утверждать, что роман "Война и мир" велик только потому, что был написан гусиным пером? Если вы видите перед собой неумело нарисованный рисунок, вы будете обвинять карандаш? Если вы видите коряво сделанный компьютерный мультфильм, будете упрекать в этом компьютер? Они тут ни при чем! Нелепо утверждать, что вся рисованная мультипликация замечательна, душевна и пронизана теплотой просто потому, что нарисована руками. Я — за прогрессивные технологии, которые могут открыть новые пути в любом искусстве.

"УБОРНАЯ ИСТОРИЯ": номинация на "Оскар"

В 2009 году одна из короткометражек Константина Бронзита "Уборная (любовная) история" попала в пятерку номинантов на премию "Оскар". "Думаю, что любой творец понимает, что создавать и думать в этот момент об успехе просто невозможно! — говорит режиссер-мультипликатор. — Ты думаешь только о том, чтобы то, что ты делаешь, получилось как можно лучше. Всякое бывает: сегодня и фальшь может принести успех и награды. Только ведь себя не обманешь: важно, чтоб перед самим собой не было стыдно за то, что сделал. О том, что фильм таки оказался в заветной пятерке номинантов, я узнал из телефонного звонка известного американского продюсера Рона Даймонда. Он позвонил мне сразу после объявления моего фильма на церемонии оглашения всех номинантов в Лос-Анжелесе. У нас была с ним давняя договоренность: если фильм попадет в номинанты, он тут же первым мне об этом скажет по телефону. Когда на экране моего мобильника высветился его номер, я уже все понял. Конечно, это было радостно и волнительно — можно сказать еще кучу таких же банальных слов. Просто надо понимать, что когда я был обыкновенным питерским пацаном и рисовал свои "мультики" на бумаге, то даже не мечтал о том, что когда-то буду номинирован на "Оскар"! Ведь "Оскар" где-то там, у них, у небожителей, а не у меня, рисующего в блокнотиках в коммунальной квартире на Садовой улице".

.jpg_290

Рука мастера. Раскадровка: так все начиналось.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,81
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,40
54,40
53,79
28,62
56,49
55,02
54,97
27,76
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,56
51,08
26,95
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62201.7

Binance Coin (BNB)

541.35

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

80.6

Theta (THETA)

2.02

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять