Нина Гребешкова: "Меня упрекали, что ради Никулина я бросила Гайдая"

26 Ноября 2010, 09:01

Накануне своего 80-летия актриса рассказала, как попала во ВГИК и из-за чего она стала сниматься в фильмах мужа.

Сейчас. Говорит, что сниматься должны молодые
Сейчас. Говорит, что сниматься должны молодые

Речь Нины Гребешковой полностью лишена манерности и высокомерия. Общалась она легко, без свойственных актерам ужимок. Сочно и четко описывала ситуации из давнего прошлого. Нина Павловна — состоявшаяся актриса: она сыграла в 80 кинолентах. Но сегодня, в канун своего восьмидесятилетия, рассказывая о себе, она вспоминала супруга, в фильмах которого играла в основном эпизоды, а в жизни — главную роль...

Фотогалерея: Актрисе Нине Гребешковой исполняется 80 лет

— Нина Павловна, позвольте поздравить вас с праздником.

— Вы что? Если будете спрашивать об этом, так сказать, юбилее, я с вами разговаривать не буду. Я это праздником не называю, это называется: "Дожила, и слава Богу". Не люблю праздники. Мне восемьдесят лет, я прожила удивительно счастливую жизнь и жалею только об одном — чего это мне так быстро стукнуло 80? Вроде совсем недавно с Леней на даче копошились, вроде вместе были, кино снимали. А потом раз — открывается дверь и заходит моя внученька любимая, уже взрослая. Знаете, какая у меня внучка? Она меня обожает, мне кажется. Каждый день навещает, приносит мне какие-то продукты и кричит, когда я не ем вкусности.

— Ваша внучка пошла по актерской стезе?

— Нет, что вы? У меня доченька — экономист, в банке работает, и внучка тоже. Муж хотел, чтобы Оксаночка стала актрисой, говорил ей много комплиментов, видел в ней талант актерский, а она как-то строго сказала: "Не хочу сидеть и ждать, когда мне предложат роль. Не мое это". Он больше и не настаивал на своем.

Из архива Н. Гребешковой
С дочкой Оксаной. Мамой актриса стала в 1956-м году

— А вам когда-то пришлось пожалеть, что пошли в актрисы?

— Нет. С самого первого дня учебы я была счастлива, просто летала. Мне нравилось все, и жизнь казалась сказкой. Кстати, на первом же курсе меня отправили на пробы к вам, в Киев. Это был 1948 год. Я ужаснулась — легендарный город был в руинах. Я вышла на Крещатик и мне хотелось плакать — казалось, что если прислушаться, то можно услышать крики, стоны. Кругом горе. Потом через четыре года я вернулась в этот город ("Ленфильм" снимал "Алые погоны", я там играла Галю Богачеву) и не узнала. Выхожу на Крещатик, а там — здания все новые, люди нарядные, веселые. И самое главное — многие говорят на совершенно непонятном мне языке. На украинском. И вывески. Например, такая: "Перукарня", что такое? Может, пекарня? Оказалось, что нет. Или такое слово, как "гудзик" — пуговица, а "взуття" звучит как "утка". А еще был Днепр — красивый, мы бегали туда купаться. Тогда в Киеве я еще наслаждалась тем, что меня никто не узнавал. А в Москве уже показали пару фильмов, например "Смелые люди", где я сыграла небольшую роль, и в родном дворе уже меня считали знаменитостью, детвора до трамвая провожала, кричала: "Наша артистка Ниночка"!

— А когда пришла всесоюзная популярность?

— Ну, первая пришла после картины "Испытание верностью", которую снял мэтр Иван Пырьев. Вы знаете, попасть к нему в это время — это была большая удача. Я училась еще у одного легендарного человека — у Герасимова, снималась много. Кстати, как-то даже завалила экзамен из-за плотного графика съемок, и Сергей Герасимов мне сказал: "Плохо кончишь"! А потом прошел слух, что Иван Пырьев придет в институт смотреть девочку на роль в новый фильм. Я готовилась, мне все твердили, что он страшный, что сразу начинает кричать на артистку, может разорвать на актере штаны, если они плохо сидят или не понравятся ему. И я приняла решение, что не позволю себя обижать. В общем подготовилась к ситуации. Решила, что если он начнет на меня кричать, то я гордо вскину голову и скажу: "Иван Александрович, мой папа на меня никогда не кричал и вам я тоже не позволю". Гордо встану и уйду. В общем, вся скукожилась и стою в аудитории, жду. Тут он заходит: "Здравствуй, деточка, что же ты такая маленькая, так дрожишь, не переживай". Прошло все идеально, пробы я выдержала, правда, потом фильм переводили в цвет и мне пришлось еще полгода проходить различные пробы для цветной пленки. Что-то не получалось, Пырьев злился, но на наши теплые отношения это уже не могло повлиять.

— А потом вы встретили своего режиссера — мужа Леонида Гайдая. Он снимал вас почти в каждой своей картине...

— Я не сразу к нему пошла играть, долго отказывалась от предложений. Я же самодостаточная актриса, гордая. Он предлагает, а я говорю: "Ну найди другую артистку. Будут говорить, что ты мне роль по блату дал. И вообще, почему я?". А он всегда спокойно отвечал: "Нина, ну разве ты не сыграешь? Сыграешь, и отлично сыграешь, я уверен". И я всегда к этим эпизодам подходила профессионально, раскладывала жизнь моей героини до кадра и после, проживала ее много раз. Больше всего горжусь ролью в "12 стульях". Мне кажется, что Царица Тамара мне удалась.

— Кстати, есть такой слух, что фильм должен был снимать Георгий Данелия, а Гайдай картину у друга отобрал, правда?

— Конечно, нет. Заявка Лени на этот фильм лежала давно, но ему отказывали, почему-то не хотели, чтобы он это снимал. И в какой-то момент мы услышали, что Георгий Данелия получил добро на "12 стульев". Леня не расстроился, он очень спокойно к этому отнесся, а вечером позвонил Данелия и сказал: "Я знаю, как ты хочешь снять этот фильм, и я уже договорился, чтобы права отдали тебе". Они были хорошими приятелями, и это был дружеский жест очень щедрого и доброго человека. А у Гайдая уже был почти готов сценарий, ведь "12 стульев" — его любимая книга. Он ее зачитывал — вот приходил домой, наливал борща и читал, читал. Тарелка уже пустая давно, а он так и сидит — внимает.

— Вы чувствуете сейчас, что многим пожертвовали ради мужа, ради его успехов?

— Я бы так не сказала. Когда мы только поженились, я, как любая "грамотная" женщина, пыталась мужа переделать и рассказывала ему, как нужно жить, что носить, с кем дружить. Но потом поняла, что он такой самодостаточный и свободный человек, что все это бесполезно. Никогда его не ревновала — он не давал повода, и я не давала ему. Кстати, после "Бриллиантовой руки" люди решили, что мы с Никулиным муж и жена, а Гайдая мне записывали в любовники. Такая история. Просто на улице подходили и спрашивали, как ваш муж Никулин? А я отвечала, что я — жена Гайдая, и всегда ею была. Потом, когда прошли годы, всем уже стало понятно, что я жена Гайдая, но люди не унимались. Как-то подошла женщина в магазине: "Ну как же вы могли бросить известного артиста Никулина ради режиссера Гайдая?" Смех просто.

— А как же Гайдай к этому относился? Не ревновал? Ведь он вас сам фактически записал в жены Никулину.

— Ну, во-первых, он очень уважал и любил Юру, они были связкой, настоящими друзьями. Могли на кухне тут до глубокой ночи сидеть. Даже после того как Никулин отказался играть роль царя в "Иван Васильевич меняет профессию", Леня не смог прекратить с ним общение, он злился, обижался, но простил. Это настоящая дружба. А во-вторых, Гайдая я любила очень сильно, и сейчас люблю. Он это знал. Когда его не стало, я хотела резать вены, умирала просто. Казалось, лягу и не встану. Дочь помогла, многие актеры поддерживали. А потом мозг переключился, я как-то почувствовала, что он есть, только поехал фильм снимать куда-то далеко, и скоро вернется. Я вот жду. Иногда вижу мужа во сне, он приходит и спрашивает: "А ты меня чего не ругаешь?" А я отвечаю: "Так ты же не заслужил".

— А чем вы живете сейчас? Хочется новых ролей?

— Всем кажется, что артистка должна как-то по-особому коротать старость, а у меня как у всех. Занимаюсь дачей, там у меня — морковка, цветы. После смерти Лени ее подожгли какие-то бандиты, дом сгорел и это было ужасно. Добрые люди помогли восстановить. Я там копошусь в земле и очень люблю это дело, земля меня питает. У меня живут две кошки, Масяня и Груша — такая отрада, я вам передать не могу. Мне хочется жить спокойно и радовать близких. Новые роли — для молодых актеров, я могу согласиться на эпизод в сериале, но я не сижу у телефона и не жду этого как блага. Недавно дочка отправила меня в санаторий, там измеряют давление и говорят: "Как это так, что оно у вас нормальное в ваши годы? Так не бывает". Фаина Раневская шутила: "Если у вас ничего не болит, то вы уже умерли". У меня ничего не болит, значит я умерла? Нет уж — я живу.  

Видео: "Не может быть". Эпизод с участием Нины Гребешковой

ПОЕХАЛА ЛЕЧИТЬ МУЖУ ЯЗВУ — ПОЛУЧИЛА РОЛЬ

"За неделю до того как муж засобирался на съемки "Кавказской пленницы", у него открылась старая рана желудка — язва. Там он угробил бы себя окончательно, поэтому я отказалась от своих съемок, взяла отпуск и объявила Лене, что поеду с ним. Взяла дочку, настроилась на семейный быт. А уже на месте кто-то посмотрел, как я вожусь возле Лени, как забочусь, и посоветовал ему придумать для меня роль второго врача. Ее я не очень люблю, если честно, — очень уж злая там врач получилась. Так неожиданно я впервые сыграла в картине мужа. После этого уже не было фильма, где бы Леня ни дарил мне эпизод или центральную роль".

Видео: "Кавказская пленница". Эпизод с участием Нины Гребешковой

ОТКАЗЫВАЛАСЬ БЫТЬ ЖЕНОЙ ГОРБУНКОВА

"Гайдай сидел на кухне и смеялся над какой-то газетной заметкой, а потом начал рождаться сценарий "Бриллиантовой руки": "Нинок, тут есть для тебя очень хорошая роль, будешь играть правильную жену главного героя". Я кивала, кивала, а потом прочитала сценарий и сказала свое твердое "нет". Жена Горбункова показалась мне пресной, напыщенной и неинтересной. Гайдай почти смирился, стал искать другую актрису, и тут снова вмешался случай: муж приболел — и я решила ехать на съемки за ним присматривать. Он позволил мне кое-что внести своего — например, когда героиня будит Семена Семеновича с будильником — моя придумка".

Видео: "Бриллиантовая рука". Эпизоды с участием Нины Гребешковой

ИГРАЛА 10 МИНУТ — А ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ЛЮБОВАЛИСЬ

В отличие от многих своих коллег Нина Павловна не считает сериалы бичом современного ТВ. Сама их не смотрит — некогда, но, если зовут сниматься, то делает это с удовольствием: "И денежку заработаю, и на людей посмотрю, и с молодежью пообщаюсь — как ни крути, а от этого только выгода. Вот сейчас позвали в сериал "Виола Тараканова". Я там в одной из частей играю просто соседку, в кадре появляюсь на пять минут два раза. Так когда я эпизод играла — все главные герои пришли любоваться. На площадке тесно, душно, неудобно, а молодежь наблюдает".

"ЛЕНЯ ОБИЖАЛСЯ, ЧТО Я НЕ ВЗЯЛА ЕГО ФАМИЛИЮ"

Из архива Н. Гребешковой
Семья. Вместе прожили 40 лет

История знакомства 20-летней студентки актерского факультета Ниночки Гребешковой и выпускника режиссерского отделения Лени Гайдая обросла легендами: "Сочиняют, что мы поженились после того, как он меня один раз домой провел. Неправда. Мы до ночи репетировали дипломную работу, и я как-то пожаловалась студенту Гайдаю, что из-за придуманного им графика плетусь домой темными улицами, он ответил: "И что же ты молчала? Я буду тебя провожать". Так мы и стали ходить каждый день, а потом он как-то серьезно выпалил: "Давай поженимся". Я только посмеялась. Но на следующий же день пришли, не сговариваясь, с паспортами и отправились с заявлением в ЗАГС. Леня обижался, как ребенок, что я не хочу брать его фамилию, а я отказывалась наотрез. Ведь к тому времени у меня было много фильмов, и меня уже все знали как Нину Гребешкову, а он еще ничего не снял. Кстати, я переживала, что мы вместе смешно смотримся — он длиннющий, а я маленькая. А Леня повторял: "Зато я тебя на руках могу носить, хоть каждый день". В 1956 у супругов родилась дочь Оксана. 

"МЕНЯ ВЗЯЛИ, А НИКУЛИНУ И ЯКОВЛЕВУ СКАЗАЛИ "НЕТ"

Из семейного архива
Ниночка. Не стала учительницей случайно

Имя: Нина Гребешкова
Родилась: 29.11.1930 в Москве
Карьера: снялась в 80 лентах, заслуженная артистка России

Отец Нины Гребешковой трудился маляром, занимался орнаментальной живописью, мама работала портнихой. Когда Нина училась в третьем классе, началась война. Отца забрали на фронт, мать с детьми из Москвы уехала в Пензенскую область. "Именно тогда я познакомилась с преподавателями Фрунзенской академии и приняла решение стать учителем младших классов, — вспоминает Нина Павловна. — Это решение не менялось до десятого класса. Как-то мы праздновали день рождения моей подруги Маши Луговской. Знаете, какой был праздник? Десять девчонок и бутылка "Кагора". Я была в ударном настроении, много смеялась, выступала с тостами. Вдруг ко мне подошел папа Маши, поэт Владимир Луговской, и спросил: "А кем вы хотите быть, Ниночка?". Не задумываясь, рассказала ему о своей мечте. На что он ответил, что есть еще профессия артиста и мне стоит поступать в Институт кинематографии. Через несколько дней Маша взяла меня за руку, и мы пошли относить документы во ВГИК. Секретарь, увидев нас, затараторила: "Нет. Больше документы не принимаем, и так уже 2000 желающих". Маша начала ее упрашивать, и девушка сжалилась: "Ладно, последняя будешь".


Студентка Ниночка (вторая справа в верхнем ряду). На курсе с педагогом Сергеем Герасимовым

На экзаменах я просто читала школьную программу, например, отрывок Лермонтова "Мцыри". Но при этом очень легко прошла все туры. Тогда провалилось много талантов, не поступил Юра Никулин, Юра Яковлев. А я прошла, проскочила просто и ужаснулась, когда поняла, что произошло — оказалось, что все мои одногруппники хорошо подготовлены, а я даже о Станиславском толком не слышала. Расстроилась жутко. Но потом поняла — если меня уже взяли, значит всему и научат. Так и произошло".

Вы сейчас просматриваете новость "Нина Гребешкова: "Меня упрекали, что ради Никулина я бросила Гайдая" ". Другие Интервью смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Пасюта Александр

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...