Ольга Волкова: "Играю в любом состоянии — болеть мне не выгодно!"

26 июля 2007, 13:37

Актриса рассказала "Сегодня" о том, как заклеивала рот пластырем, чтобы получить сценарий, что жила и продолжает жить в поездах, что она — бабушка-спонсор и не всегда может совладать с собой.

Имя:Ольга Волкова
Родилась:15 апреля 1939 года в Санкт-Петербурге

Реклама

Ольга выросла в актерской семье, но с детства мечтала стать не актрисой, а археологом. Все сложилось иначе. За плечами Волковой учеба в актерской студии при Ленинградском ТЮЗ и работа в нем. Потом был Театр Комедии и БДТ, куда ее пригласил Георгий Товстоногов. Там она работала более 20 лет и вдруг круто изменила привычное течение жизни — ушла из БДТ, оставила родной город и переехала в Москву. Работает, в основном, в антрепризах, много снимается в кино и сериалах. В 1993 г. получила звание Народной артистки РФ. Наибольшую известность актрисе принесли роли в фильмах Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты", "Жестокий романс", "Небеса обетованные", а также в лентах "Летучая мышь", "Убить дракона", "Бедная Саша", "Остров сокровищ".

- Ольга Владимировна, двенадцать лет назад Вы переехали из Петербурга в Москву. Вы по Питеру скучаете?

- Я не успеваю скучать, потому что часто бываю там на гастролях. И точно так же, как я жила в поездах, так и продолжаю жить, мотаюсь туда-сюда.

- У Вас в Москве есть любимые места?

Реклама

- Есть. Во-первых, я люблю вот это место, где я живу: лес шикарный, в который можно пойти, пруд, даже зимой это все равно брейгелевский пейзаж, потому что на коньках катаются фигурки. Дачи не надо, у нас ее и нет. Мы ходим в лес гулять. На велосипеде можно кататься. Я очень люблю это место и никуда не хочу отсюда уезжать. А вообще, любимых мест в Москве у меня много: Патриаршие пруды, Чистопрудный бульвар, весь центр, старая Москва, да есть и новые замечательные районы – Воробьевы Горы, Ленинский проспект... Много любимых мест.

- Вы сыграли замечательную роль в фильме "Бедная Саша". Каково Ваше отношение к этой девочке, к Саше?

- Фильм очень симпатичный, мне он очень нравится. Подобная судьба девочек – раньше это была проблема западных детей. Мы с мужем были в Швеции, делали кукольный спектакль – меня попросили помочь написать пьесу про "Маленького принца", только на шведскую тему. И я написала. Там проблема одиноких детей. Детей, у которых все есть, но они одиноки, потому что они взрослым не нужны. Они обеспечены, они разнообразно развлекаются, но душевной человеческой связи у них нет. Там не принято нежиться и нянчиться с детьми, как у нас. Поэтому судьба их докатилась до нас. Судьба этих детей докатилась до нас, когда мамы занимаются бизнесом, а дети... Да я сама бабушка-спонсор, внуков своих вижу очень редко, но помогаю им материально. Вот парадокс: чтобы вырастить дитя, надо много работать, а видеть его – не видишь. Очень страдаю, хотела бы, чтобы меня кормили, а сама я была бы полноценной бабушкой с ребенком. А работал бы кто-нибудь другой.

- Каков Ваш взгляд на нынешнюю молодежь?

- Я очень верю в молодежь, очень люблю ее и высоко ценю. Нас ведь без конца кормят плохой информацией, пугают, вытаскивают все самое худшее, что есть. Я имею в виду телевидение. Да и многие газеты тоже – чтобы удивить и напугать. Отчего русский человек любит врать? Чтоб удивить, потрясти: ах, там зарезали, тут спились, там колются, там наркоманы... Но ведь какое есть количество замечательных ребят! Вот еще одно из потрясений в Москве. Еще до того, как переехать в Москву, я много снималась в кино, репетировала спектакль. У меня одна родственница преподает в школе "Сотрудничество" на Таганке. Я туда случайно попала и обалдела, что такие школы бывают! Молодые педагоги, им в среднем по тридцать пять лет, все кандидаты наук. Это как Царскосельский лицей, хотя школа обыкновенная. Ну, платят деньги, но не такие сумасшедшие, как в других школах.

Реклама

Из этой школы выходят филологи, политологи, экономисты. Дух и атмосфера в этой школе – я не представляла себе, что такое бывает!
Я часто бывала на выпускных вечерах, но здесь впервые увидела: каждому ребенку дарят – потрясающе! – его жизнь – доброхоты снимают – с первого по десятый класс. И вот я вижу этих полноценных образованных людей, которые знают историю искусств так, что когда они едут в Эрмитаж, в Питер, то они иногда даже поправляют гида! В шестом-седьмом классе! Они знают архитектуру, музыку, живопись, они проходят это как общеобразовательные предметы. Представьте, какими образованными политиками они могут стать!

Интеллигентными, знающими минимум два иностранных языка! Но самое главное, у них так развит дух творчества, что педагоги вместе с ребятами капустники делают, без конца ржут, играют на гитаре. Смотрю, директор Шамиль Ярукович отплясывает, играет на гитаре – замечательный, веселый! Он физик, очень талантливый, и его боятся. Причем я видела школы, где учатся дети министров и так далее – там педагоги раболепствуют, заигрывают, боятся учеников, заискивают перед ними. Тут – ничего подобного!

Достаточно жестко, на равных, и, вместе с тем, дисциплина такая, что... Шамилю Яруковичу боятся сдавать физику, потому что он хвост накручивает и не спускает ничего. Хотя он так увлеченно рассказывает свой предмет!
А моей внучке Янке было тогда четыре года. И вот я стала мечтать: так будет! И вот она учится сейчас в этой школе. Это счастье, которому я даже не могу поверить! Такое братство, такой талантливый коллектив! Я мечтала просто посмотреть на этих ребят, которые рыдают, заканчивая школу.

Мне бы сказали, что я буду плакать, заканчивая школу...
Причем на выпускные вечера приходят и все выпускники прошлых лет, возвращаются уже со своими детьми. Уже пятнадцать выпусков было. Потрясающе совершенно! Вот тоже чудо московское, которому я не перестаю удивляться. И я же вижу эти выпуски, знаю, кем стали бывшие ее ученики, кем они становятся, слежу за ними. Сколько уже выпусков я знаю! И это удивительно, положительных эмоций Москва дала мне очень много.

- Скажите, вот Ваша героиня из фильма "Самоубийца" все время говорит, что ей хочется диссонансов. А Вам в жизни хочется диссонансов?

Реклама

- Нет, не хочется! Нет-нет! Я хочу только гармонии. Человек создан для гармонии. Это и есть счастье. Если говорить о счастье, то это гармония. Дисгармония пусть длится секунду, чтобы понять, что гармония все-таки лучше.

- Почему же пошли в такую роль?

- Роли дают, их не выбирают. А потом, характерная роль всегда интереснее, чем положительная.

- Как Вам работалось с Сергеем Юрским в спектакле "Железный класс"?

- Замечательно! И с Юрским, и с Волковым. Два гениальных актера, личности, режиссера. Это осколки еще той театральной империи. Люди невероятно образованные, очень интересные, с ними даже просто общаться интересно. Про работу я уже и не говорю. Но замечательный спектакль! Это такая радость! Три года мы прожили, объездили сорок городов, мы видели Россию. Мы играли в Омске, в Свердловске – везде зал вставал. Причем очень много молодежи! Встают люди, зал встает, люди аплодируют стоя и плачут! Цены этому нет, такой спектакль нужен.

- Но антреприза – это удел звезд. А куда же деваться молодым?

- Мы долго говорили о том, что надо молодежь поднимать. Ведь все антрепризы строятся только на звездах, потому что ходят на звезд, дорогие билеты и так далее. Люди хотят увидеть хороший спектакль, и это должно осуществляться. Я говорю, что надо делать такой букет звезд, но вместе с ними поднимать двух молодых, чтобы они стали звездами. А все вокруг – гарнир, так называемые звездные артисты. Дубровицкому эта идея понравилась, и сейчас (тьфу, тьфу, тьфу, стучу по столу) он дал добро.

- Существует ли внутренний конфликт у Вас с самой собой?

В тренде
Снег и дождь подпортят праздник: какой будет погода 8 марта

- Всегда! К сожалению. Это очень плохо. Это уже давно произошло. У меня нет внешних врагов, у меня одни внутренние. Очень недовольна бываю: мне не справиться с хозяйством, мне не справиться с собой, с детьми, с внуками... Я ругаю только себя.

- А с кем Вам наиболее интересно было работать? Могли бы Вы вспомнить что-нибудь?

- Понимаете, говорить о ком-то – значит, предать забвению другого. А я благодарна всем. Я работала и с Фоменко, – очень интересно работалось с Петром Наумовичем, очень колоритно. С Голиковым Владимиром Сергеевичем замечательно работалось, с Вайсбремом, Карагодским, Товстоноговым, с иностранными режиссерами. Их много.
Но вот смешной был такой эпизод. Был режиссер, поляк, Аксер. Ставил "Карьера Артура Уи". Очень известный польский режиссер. Он приехал ставить "Наш городок" по Торнтону Уайдлеру (или Уайлдеру, почему-то по-разному пишется). Я очень люблю этого автора.

Пьеса очень сложная. У меня был персонаж "не как все". Три слова в первом акте, во втором и третьем. Не как все. Почему "не как все". Я пыталась задать ему этот вопрос. А его, видно, предупредили, мол, с этой артисткой будьте поосторожнее – она до истины докапывается, будет приставать. И когда я спросила, в чем конфликт этой женщины? Он сказал: "Знаете, что... Я вообще очень боюсь разговорчивых актеров. Давайте по мере поступления разберемся". А мне нужно было у него пьесу взять. Я спрашиваю: "Ну, а пьесу я у Вас могу взять?" У меня не было экземпляра. Он говорит: "Да, зайдите". Он жил в общежитии театра, во дворе. И когда я пришла и позвонила в дверь, я заклеила рот лейкопластырем крест-накрест, чтобы он понял, что я уже больше
никогда допытываться не буду! Я поняла, откуда ветер дует.

- Вы сказали "допытаться до истины". А в жизни есть стремление, как у Пастернака, "дойти до самой сути"?

- Да, исступленно! Я, как баран, до последней точки дохожу, потому что пока не пойму, я ничего не могу делать. Особенно в профессии. Да даже и в ситуациях жизненных. С одной стороны, это очень полезное качество, с другой – очень тяжелое, потому что незнание – это покой, а дойти до конца и узнать – это ужасно.

- Это еще у Экклезиаста: "Разум приумножает грусть".

- Грусть, да.

- Ольга Владимировна, как Вы считаете, что может подвигнуть к тому, чтобы действительно была востребована литература, поэзия?

- Время. Время надо пережить. Как кто-то говорил: "Ни одному поколению не было гарантировано, что ему будет легче жить, чем предыдущему". Какие гарантии, кто давал, когда вы рождались, когда рождались мы, или когда рождались наши дети? Они имеют это, это, это... Но не имеют то. Наступит усталость. Уже пресыщены западным кино. Люди пошли в театр, несмотря на дороговизну билетов, несмотря ни на что. Это замечательно! Люди ходят слушать классическую музыку в филармонии. И уже ребята, закончившие школу "Сотрудничество", о которых я говорила, они уже иные. Они знают столько стихов за свою жизнь, за десять лет, проведенных в школе! Они уже не расстанутся с этим никогда. Уже заложено это!

Сейчас уже есть целый пласт молодежи, где считается пижонством знать много стихов, цитировать, носить галстуки. Не только "обдолбанные" ходят, не только зомбированные, которые с плеером засыпают и просыпаются. Есть совершенно другие ребята, абсолютно! И то, что вернется интерес к поэзии, к серьезной литературе, к серьезной музыке – это обязательно. Обязательно! Я в это верю. Это неизбежно.
Во всяком случае, мне с ними не скучно, мне с ними интересно. Очень интересно. И вот я наблюдаю ребят: в 16 лет у них "Металлика", потом в 19 лет еще немножко застревает, и вдруг, – бах! Сейчас парню 25 и это уже содержательный человек. Глупости забыты. Он перешагнул через них.

- Может быть лучше не адаптировать детей к злому миру, а, наоборот, прививать что-то, чтобы те, кто стреляет, перестали стрелять?

- Как это сделать?

- Например, я воспитывался на каких-то нормальных вещах, и у меня нет желания "обдолбаться", ходить и кого-то расстреливать, приставать к людям в переулках и т.д.

- Такое было всегда. И шпана была всегда. Не любимого мною Крестовского почитать, так это же кошмар, как будто всегда Петербург жил именно так. Но всю жизнь были растленные и состоятельные люди, притоны были. Только это было в подполье. А сейчас все это вылезло. Теперь с этими сексуальными ориентациями – да всю жизнь это было, и в высших кругах, и в низших, где угодно. Другое дело, если ставить это на флаг. Нет запретов – это плохо. Тем более такая страна, как наша. Это опасно. Опасный социальный опыт. Надо какую-то аскезу принимать. Что тут сделаешь? Личный пример, может быть. Даже если одну-две души удастся спасти – и слава Богу!

- Думаю, личный пример есть...

- Ну, да. Нескольким ребятам мне удавалось помочь. Их было довольно много, тех, которые опускались, уходили куда-то... Я просто готовила их в театральный институт, запихивала их в театр. Кто-то стал актером, кто-то не стал, но они начали жить другой жизнью – могу с гордостью это сказать. А были обречены на тяжелую жизнь. Я просто говорила: начинаем заниматься. Умирала, но готовила их. Кто-то поступал через год, кто-то в этот же год. И потом видишь, человек живет нормальной жизнью. Театр – это способ жить. Ракурс зрения меняется. А уж мера служения этому делу – готов ли ты кем угодно в театре быть или только главные роли играть, или режиссером быть, или в кино сниматься – это уж дело характера. Но, пройдя эту школу... Я опять возвращаюсь к школе "Сотрудничество" – там удивительно развит дух творчества. Они играют, ансамбли делают, они знают и поют песни военных лет – это настолько удивительно!

- Посмотрите, сейчас попсовики песни Высоцкого сделали... Те же песни военных лет, те же "Старые песни о главном"...

- Да-да! Значит, все это имеет возврат интересов. Ерунда надоедает, возвращаются к мелодичным, тихим песням. Вернутся к поэзии. Поэзия будет собирать залы. Это будет модно! Я верю в то, что это будет модно. В наше время, когда были "самиздаты", шутили так (была шутка такая расхожая): ребенок учится в 10-ом классе и не может прочитать "Войну и мир". Совет: а ты в самиздате ему дай, он и прочтет!..

- Ольга Владимировна, за здоровьем следить удается?

- Не очень. Но стараюсь. Очень стараюсь. С тех пор, как работаю в антрепризном театре, я слежу. Раньше не следила. Почему? Спектакль отменить нельзя потому, что люди в нескольких театрах играют и соединяются на спектакль заранее. У меня с марта известно расписание на декабрь. Люди освобождаются от съемок и т.д. Как подведешь? Неустойка идет у продюсеров. Играть надо в любом состоянии. Поэтому мне не выгодно болеть.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...
Хочешь быть в курсе последних событий?
Подпишись на уведомления. Показываем только срочные и важные новости.
Хочу быть в курсе
Я еще подумаю
Пожалуйста, снимите блокировку сообщений в браузере!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять