Преданных своему делу людей в столице много, а вот таких, кто посвятил работе, которая стала и призванием, и увлечением, почти целый век, — единицы. "Сегодня" познакомилась с одним из таких трудяг.
"Работа для меня — это хобби", — говорит 94-летний заслуженный изобретатель Украины Василий Сахарнов. Каждый день он идет в Институт электросварки имени Е. Патона, где 57 лет работает конструктором. Бодрого старичка по праву можно считать старейшим работником столицы. Даже отпуск он проводит на рабочем месте.
Изобретателей часто называют чудаками, а Василий Сахарнов говорит, что он — чудак вдвойне. Он даже часть своей первой Ленинской премии потратил на сборку автомобильного двигателя. Собрал его из болтиков и гаечек на балконе своей киевской квартиры. "Жена крутила пальцем у виска, зато сыновья радовались! Они у меня технику, как я, любят!" — с улыбкой хвастает Сахарнов.
Родился конструктор в Нижнем Новгороде (Россия), после окончания политехнического института стал работать на заводе, где выпускали двигатели для подводных лодок. "Во время войны перешел на танковый завод, а в 1945-м меня прислали в Киев — поднимать здесь производство. Полюбил я этот город, остался здесь", — вспоминает г-н Сахарнов.
Оба сына пошли по стопам отца — работают в этом же институте, вместе с отцом. Старший Михаил – ведущим конструктором, а младший Алексей — научным сотрудником, технологом. "С папой работать интересно, у него всегда полно идей, а своим энтузиазмом он любого молодого зарядит!" — говорит старший сын Михаил.
Сыновья мечтают поехать в Англию со специальной машиной для контактной стыковой сварки рельс, которую для лондонского метро делает отдел Сахарнова-старшего. Отец же испытывал подобный механизм в Америке. В Вашингтонском метро уже много лет используется система Сахарнова. Благодаря его методу сварки поезда ездят практически бесшумно. Изобретениями Сахарнова пользуются в США, Британии, Финляндии, Румынии, Австрии, в активе ученого 157 запатентованных изобретений.
ПЕНСИОНЕР-ФАНАТИК. "Когда увлекаюсь какой-то идеей, она мне покоя не дает. Сплю — и то вижу ее. Сейчас мне жить не дает двигатель без коленвала, — говорит Сахарнов. – На любую технику его можно поставить, мощность — от 50 до 600 лошадиных сил, причем без клапанов. Два образца уже сделали и запатентовали. Но дальше дело не идет — не хватает средств". Сахарнов сетует, что изобретения его очень перспективны и могли бы приносить немалый доход государству, но высоких чиновников такая перспектива мало интересует. Василий Алексеевич говорит, что на одной из немецких фирм по производству автомобилей ему прямо сказали: такие двигатели не выгодно ставить на их машины — служить будут долго, а значит, выпуск легковушек фирма вынуждена будет сократить, уменьшится прибыль. Тем не менее изобретатель уверен: он делает нужное, а главное любимое дело. "Я на работе каждый день, это и работа, и хобби для меня. Отпуск тоже провожу здесь, привык так, не могу иначе", — смеется Сахарнов. Говорит, что типичным пенсионером, который "забивает козла" во дворе, становиться не хочет. "Если так случится — на второй день точно умру", — уверен он.
СЕКРЕТ МОЛОДОСТИ. Секрет долголетия от Сахарнова — в увлеченности своим делом. "Работа держит меня в форме. Главное для человека — жить планами, подстегивать себя, стремиться к поставленным целям. Тогда и болеть будет никогда, и стареть", — говорит изобретатель. Сам он признается, что часто даже слишком увлекался работой — мало времени уделял семье. Но сыновьями гордится. Говорит, что они все в него — очень целеустремленные. Чувствует себя долгожитель хорошо. Еще несколько лет назад ездил на работу 5 километров на велосипеде. Потом, правда, сломал ногу и сейчас ходит пешком, заодно и гуляет. "Память у меня отличная. Все помню до деталей — и детство, и что вчера ел", — смеется Сахарнов.
Александр Крючков