Ворота Киева: прошлое и настоящее

Как Шаляпин вокзальных зазывал слушал, а кассиры теперь помогают любовь искать.

На днях Киевскому вокзалу исполнится 140 лет. В начале февраля 1870 года на нынешней Привокзальной площади построили огромное, по тем меркам, каменное здание в стиле старой английской готики, которое по виду напоминало крепость. Как рассказывают киевоведы, вокзал в Киеве решили возвести, чтобы связать его с Курском и Одессой — тогда в царской России шло активное строительство железнодорожного сообщения.

ЗАЗЫВАЛЫ И ЦАРСКИЕ ПОКОИ. Первый поезд отправился также в начале февраля. Как рассказывает киевовед Михаил Кальницкий, изначально через Киев ходили семь поездов с вагонами трех классов со скоростью 20 км/час. За первые полгода работы вокзал принял 25 тысяч пассажиров, или около 140 человек в день.

Реклама

Дикторы появились только в советское время. А в те годы вместо них работали зазывалы. "Были люди, которые кричали название поезда. Поездов тогда было меньше, чем сейчас, и было известно, что за состав стоит на платформе. Кроме того, существовала система звонков. Первый звонок, второй звонок. А после третьего поезд отбывал", — рассказывает Кальницкий.

Несмотря на примитивность тогдашнего вокзала, через него прошло немало известных людей. В их числе — Федор Шаляпин, который впервые приехал в Киев в 1897 году. Также бывала на вокзале французская актриса Сара Бернар. Ну и, конечно же, не обошлось без русских императоров, начиная с Александра II и заканчивая Николаем. Для них в помещении вокзала даже была оборудована специальная комната с мягкими креслами, где они могли под охраной и вдалеке от любопытных глаз ожидать поезда.

Фото oldkiev.org.ua
1870-й. Вокзал построили в английском стиле, и он напоминал крепость

Реклама

НОВАЯ ЖИЗНЬ. В начале прошлого века вокзал решили реконструировать. Там, где сейчас конечная скоростного трамвая, на Старовокзальной, построили временное здание для пассажиров — деревянное одноэтажное строение. Там не было никакой инфраструктуры, разве что небольшой зал для пассажиров с деревянными лавками. Оно было рассчитано на три года, но прослужило четверть века.

К строительству нового вокзала приступили лишь в 1927 году. До этого немало архитекторов предлагали свои проекты "главных ворот" города. Были даже почти космические — с невообразимыми куполами, башенками. Но в итоге решили остановиться на проекте Александра Вербицкого и Павла Алешина, который и остался до нынешних времен.

Такого размаха строительства тогдашний Киев еще не видел. Только в течение двух лет шли подготовительные работы: укрепляли грунт, расширяли площадь, ведь, по планам, новый вокзал должен был принять в день до 40 тыс. пассажиров. А потратили на вокзал аж 13 млн. советских рублей!

Реклама

Фото oldkiev.org.ua
1960-е. Привокзальная площадь была почти пустой, а пассажиры выстраивались в очередь к таксистам

ЛАПША. Впрочем, проработал вокзал недолго. Во время Второй мировой войны он был разрушен. Для разбора завалов немцы использовали добровольцев из местных жителей. Им светил "бонус" — тех, кто разбирал вокзал, кормили. Как рассказал нам Александр Лашук, чья мама Клавдия Алексеевна в 14 лет работала на разборе разрушенных помещений вокзала, над трудягами ужасно издевались. "Был один немец высокий, так он бил работников шомполом. Ему казалось, что они мало работают. А другой был добрый. Подкармливал девочек — спускал в котелке куриный суп с лапшой, леденцами угощал", — рассказывает Лашук.

Восстановили здание через четыре года после окончания войны. Затем, вокзал слегка обновили к Олимпиаде-80, ну а к 2001 году он был реконструирован и дополнен Южным терминалом.

2000-Е: НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ, ЛЕПНИНА И ЗОЛОТО

Решение о том, чтобы помещения вокзала приобрели нынешний облик, было принято на общем заседании коллегии Минтранса и КГГА в феврале 2000 года. По проекту, который осуществился в рекордные сроки, было запланировано строительство нового терминала — Южного вокзала, церкви, реконструкция Центрального и пригородного вокзалов.

Летом 2002 года проект был закончен. В реконструкцию, по данным "Укрзализныци", было вложено 500 миллионов гривен. Правда, железнодорожники между собой до сих пор говорят, что необходимости в глобальной перестройке не было. Мол, даже крыша, которую полностью перекрывали, была абсолютно целой и пригодной для эксплуатации.

Но облик вокзала изменился кардинально. Залы стали более просторными и помпезными за счет сноса некоторых стен, появилась лепнина и позолота. Но самое главное, по задумке инициатора реконструкции — тогдашнего министра транспорта Георгия Кирпы, основная цель была ввести услуги, о которых раньше и не слышали. Столичный вокзал хотели поднять до международных стандартов, сделав его не только местом, которое нужно быстро пересечь при поездке, а комфортным для временного пребывания — появились сервисные центры, комфортные душевые, банкетные и конференц-залы.

ДЕЛЕЖ ТЕРРИТОРИИ И ДУШ ЗА 80 ГРН.

Фото: Ю. Кузнецов
Главный зал. В нем сейчас почему-то отсутствуют часы, что порядком нервирует пассажиров

Когда хотят отозваться неодобрительно о чьем-то жилье, говорят, живут, как на вокзале. О нынешнем киевском вокзале так не скажешь. Прежних толп, грязи и шума сейчас здесь нет. В залах ожидания значительную часть площадей заняли арендаторы, за ценами которых не следят. Например, пресса стоит в 1,5—2 раза дороже, чем в киосках в городе.

"УСТАВШАЯ" КОЛБАСА. Наскоро перекусить в буфете дешево не получится. Кофе — от 4 грн., а самый дешевый бутерброд стоит 6,5 грн. Правда, вид у него, как у булгаковской "осетрины второй свежести". Спрашиваю у продавца, когда резали колбасу. "Откуда я знаю, я ж не повар. Мне принесли, я продаю. Не хотите, не берите", — без эмоций сказала женщина. "А документы на товар показать можете?" — не унималась я. "Да какие документы. Некогда мне!" — грубо ответила продавец.

Любопытно, что такой же бутерброд с "уставшей" колбасой я обнаружила и в зале повышенной комфортности, но уже за 10,5 грн. Чтобы попасть в этот зал, нужно заплатить 30 грн. на входе, за что вам выдадут чек. Народ дополнительные траты не останавливают. Пассажиров в зале вчера было достаточно много. В "комфорт" входят телевизор, мягкие диваны плюс бутерброды с икрой и красной рыбой в дополнение к колбасным.

В сервис-центре, пребывание в котором стоит 40 грн. в час, можно принять душ. Правда, за это нужно будет доплатить еще 40 гривен, но в стоимость войдет полотенце и мыло. Здесь есть интернет, факс, сканер, можно получить информацию о расписании самолетов в "Борисполе" или "Жулянах". В 2002 г. ЮЗЖД планировала ввести на вокзале прокат мобильных телефонов и автомобилей под залог. Но, увы, никто из предпринимателей на это не решился.

Удивительно, туалет на вокзале — без ужасных миазмов, с которыми всегда ассоциировалась "железка". На подоконниках — цветы, кабины чистые, убирают их постоянно. Только вот стоит это удовольствие недешево — 2,5 грн. Находчивые предприниматели прямо в объявлении объясняют высокий уровень цен: "В связи с распоряжением КГГА от 27.11.2008 г. о повышении тарифов в пять раз плата за туалет увеличена". Но никто не возмущается.

ТАКСИ. Местные таксисты строго поделили территорию. "Остановишься не на своем месте, чуть ближе к входу, например — могут и машину побить, и тебя избить", — рассказывает таксист Александр. Понятное дело, тот, кто ближе к вокзалу, у того доходы побольше. У выхода мне предложили доехать на Русановку за 80 грн., а в самом конце Привокзальной — уже за 40 грн. "Просто если стоять возле вокзала, сразу видно не местных. Их можно надуть, — секретничает один из таксистов. — Один раз женщина попросила довезти ее до улицы Коминтерна, а тут же и километра не будет. Я оценил: вижу, что явно в городе не ориентируется. Сказал: 50 грн. Расплатилась не моргнув глазом".

Еще одна статья доходов для желающих поживиться за счет пассажиров — перевозка чемоданов. Как рассказала замначальника вокзала Светлана Мольченко, у них фиксированная такса и деньги, полученные от пассажиров, они должны сдавать в кассу. Правда, мы убедились, что это не так. Грузчик, который назвался Виктором, с ходу сбросил цену со 120 гривен за 8 сумок до сотни. А еще один сотрудник, который ходил за мной по пятам, сделал еще одно выгодное предложение: 90. "Надо же как-то зарабатывать", — сказал он, опустив глаза.

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ — ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ

До реконструкции вокзал "Киев-пассажирский" перевозил, по данным замначальника вокзала Светланы Мольченко, около 8 млн. пассажиров в год. Это данные за 2000 год. В 2005 году пассажиропоток составил уже около 12 млн. человек за год, а в прошлом году из-за кризиса снизился до 11 млн. 350 тыс.

Самыми популярными направлениями, по словам Мольченко, как и в советские времена, остаются Симферополь, Донецк, Львов и Москва. По ее словам, рейсы в Варшаву, Берлин, Прагу, Будапешт, Софию, прицепные вагоны до Белграда, Бухареста, Вены, которые также существуют с советских времен, не пользуются большим спросом, как и рейсы в Астану и Владивосток.

К Евро-2012 сам вокзал менять не будут. В планах — лишь реконструировать Привокзальную площадь, вернее, ее окрестности. Здесь хотят возвести крупный торгово-развлекательный центр и проложить Железнодорожное шоссе — 6-полосную автомагистраль, которая свяжет мост Кирпы с проспектом Победы. Саму площадь хотят сделать полностью пешеходной — машины "спрятать" в огромные подземные паркинги. Но, скорее всего, к чемпионату эти планы не воплотят в жизнь.

КАК ВОКЗАЛ ПОМОГАЕТ ЛЮБОВЬ ОТЫСКАТЬ

Фото: Ю. Кузнецов
Светлана Редчиц. Говорит, что ее счастливый билет создал семью

Работники вокзала могут вспомнить массу курьезных случаев, которые происходили с пассажирами за их годы работы. Например, Светлана Редчиц, которая трудится здесь кассиром уже 36 лет, говорит, что благодаря ей встретились подруги. "Они не виделись более 20 лет. Обе стояли в очереди за билетами и не обращали друг на друга внимания, пока не начали спорить, кто из них первый. Перебранка начала переходить в драку и внезапно оборвалась, когда одна из женщин воскликнула: "Валя, это ты?!"

Но это еще что... Билеты на поезд помогают найти судьбу! Как вспоминает Редчиц, мужчина попросил переделать ему билет на Москву с купейного на СВ. Через полгода он пришел к Светлане, держа в одной руке букет роз, а другой нежно обнимая миловидную женщину. "Эти цветы вам, летом вы продали мне счастливый билет, ведь я познакомился с женой", — сказал он.

А Валентина Васильева, также кассир, сама чуть не вышла замуж благодаря вокзалу. "Четыре года назад сижу, продаю билеты. Объявляют посадку на поезд "Киев — Луганск". Это дефицитный состав, на который билеты быстро разбирают. И вот подбегает мужчина: "Мне на двадцатый поезд, — говорит, — 6-й вагон, 5-е место". Мы все переглянулись, поскольку знаем, что обычно в это время на этот состав билетов уже давно нет. А тут еще конкретный вагон и место. Но все равно начинаю набирать запрос. "Если вы мне сейчас дадите билет на этот поезд, — не унимается мужчина, — я на вас женюсь!" И что вы думаете: вижу место, причем в пятом вагоне! Обменялись телефонами, однако продолжения не последовало".

ГОЛОС ВОКЗАЛА. Нина Тарасенко и Лидия Ступак — голоса вокзала. Правда, работают они по записи, а вживую их можно услышать лишь в случае нестандартного объявления. А с такими просьбами к ним обращаются частенько. "Постоянно просят то признание в любви объявить, то поздравить с днем рождения, но мы, естественно, отказываем", — признается Лидия Ступак. Месяца два назад, правда, интуиция подсказала Лидии, что объявление дать нужно. В тот день дежурный оператор сообщил ей: "Подошла женщина со словами, что нашла детские ботиночки. Наверное, их кто-то потерял. Она оставила ботиночки здесь". Лидия, под свою ответственность объявила об этом, и буквально через 10 минут тот же дежурный сказал ей, что мама девочки-инвалида им очень благодарна за это сообщение. Ботиночки выпали из коляски ее дочки. "Тогда как раз наступили первые холода, я очень рада, что послушала внутренний голос".

НОСИЛЬЩИКИ ЗВЕЗД. Носильщики, пожалуй, самые активные люди из всего вокзального персонала. И чаще, чем другие, они общаются со знаменитостями. Владимир Богданов помогает пассажирам с их багажом уже более 20 лет. Отвечая на вопрос, чью поклажу из знаменитостей возил, начинает перечислять фамилии: Кричевский, Дибров, Волочкова, Билоножко, Попович... Но пообщаться с ними у носильщика не получилось. Звезды всегда прибегают за 2 минуты до отхода поезда и очень нервничают, пока мы несемся с тележкой по перрону". А вообще, по его наблюдениям, пассажиры — народ весьма рассеянный. "Вот недавно одна женщина ехала в Берлин, так ее на таможне вернули, потому что паспорт оставила дома. А одна девушка забыла, куда едет: сказала мне, что в Одессу, а потом выяснилось, что в Симферополь", — удивляется он.

ЗВЕЗДЫ НА ВОКЗАЛЕ

Больше всего воспоминаний у сотрудников вокзала о звездах. Самый интересный случай произошел еще при Союзе. Однажды приехала группа артистов, среди которых был Лев Лещенко. По каким-то причинам они не смогли улететь в Ленинград и всей гурьбой приехали на вокзал. Пока руководство договаривалось об отеле, Лев напевал кассиру Светлане Редчец свои песни. Встречались здесь и с украинскими знаменитостями. "Сижу как-то в кассе для инвалидов, и тут подходит певец Иван Попович. "А вот скажите, — говорит, — вы "инвалидов сцены" обслуживаете?" Обслужили "инвалида": заказ был обычный — Иван ехал домой на Западную Украину", — смеются кассиры.

Ирина Касьянова, Евгений Москаленко, Владимир Овсиенко

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

61851.01

Bitcoin Cash (BCH)

469.38

Binance Coin (BNB)

526.27

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum Classic (ETC)

25.24

Litecoin (LTC)

77.62

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,82
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,40
54,40
53,79
28,14
56,49
54,96
54,95
27,76
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,50
51,01
26,95
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Они нас поддержали
легенды спорта

УЭЙН ГРЕТЦКИ. Мы все согласны, что это бессмысленная война. Мы все желаем всем в Украине всего наилучшего и молимся за них.

ПЕЛЕ. Я шлю свою солидарность народу Украины. Я молюсь и прошу Бога, чтобы воцарились мир, свобода и любовь.

ДОМИНИК ГАШЕК. Каждый взрослый в Европе отлично знает, что Путин – безумный убийца, и что Россия ведет наступательную войну против свободной страны и ее народа.

ПАОЛО МАЛЬДИНИ. Никто не ожидал увидеть войну на европейской земле, мы хотим быть на стороне народа Украины.

КЛАУДИО ТАФФАРЕЛ. Дорогие друзья, украинцы! Сейчас весь мир следит, волнуется и возмущен тем, что происходит в Украине. Желаю, чтобы на вашу землю как можно скорее вернулся мир.

1 /2
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.57

Евро (€)

42.16

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять