I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Образование в интернатах: ситуация в Украине и возможности для сирот

Преподаватели признают, выпускники интернатов не могут позволить себе дополнительной подготовки к ВНО с репетитором, как, например, дети из полных семей

В конце 2015 года украинский парламент отменил право на внеконкурсное поступление в вузы – сироты и дети с особыми потребностями потеряли возможность автоматического зачисления в колледж или университет. Сайт " Сегодня.ua" узнал, позволит ли качество образования в школах-интернатах сиротам быть конкурентоспособными по сравнению с выпускниками из общеобразовательных школ. 

Как рассказывают эксперты, учебная программа в школах-интернатах и общеобразовательных школах отличается только наличием вспомогательной программы.

Реклама

Чем отличается обучение

В школах-интернатах детям уделяется значительно больше внимания, чем в общеобразовательных. К  тому же государство выделяет в несколько раз больше средств на одного ученика школы-интерната, нежели на общеобразовательной.

"Разница только в том, что в специальных школах-интернатах наполненность классов намного меньше. Там от восьми до 12 учеников. Считается, что в школах-интернатах более комфортно для учеников и там педагоги получают специальные надбавки. Расходы на интернатные заведения выше, например, если в общеобразовательной школе расходы на ученика 8-10 тыс. грн в год, то в интернате – это может быть и 45 и 75 тыс. в год, в зависимости от типа школы. А, в общем, качество образования и комфортные условия лучшие, чем в обычных школах. Но, после интерната очень сомнительное трудоустройство выпускников. Как правило, только 10% адаптируются к жизни и трудоустраиваются", – говорит эксперт Реанимационного пакета реформ по вопросам инклюзивного образования Лариса Самсонова.

Реклама

По ее словам, уровень подготовки выпускников интернатов очень разный, поскольку дети требуют специального обучения. И статистики сколько детей после окончания школы-интерната поступили в вузы или не поступали вообще не ведется.

952093

Фото: А. Яремчук, Сегодня

Реклама

"Конкурентоспособность ученика зависит от его способностей и упорства. Но льготы при поступлении не дают гарантий, что он получит качественные знания. Если в вуз брать ребенка, потому что он сирота – это не значит, что он будет конкурентоспособным на рынке труда", – добавляет эксперт.

К ВНО дети в интернатах готовятся самостоятельно

По словам директора Рава-Русской специализированной школы-интерната Андрея Сопсиса, выпускники  интернатов не могут позволить себе дополнительной подготовки к ВНО с репетитором, как, например, дети из полных семей. Дополнительная подготовка стала особенно актуальной после отмены права внеочередного поступления в вузы. Но директор интерната уверяет, что они создают все условия, для самостоятельной подготовки к тестированию.

"Если сравнивать с другими учениками, чьи родители могут позволить репетитора, тогда наши дети не в равных условиях. Но, у нас ученики, которые готовились самостоятельно, спокойно справлялись с заданиями на ВНО. В прошлом году из 22 выпускников 18 поступили в колледжи и университеты. Материальную базу хотелось бы улучшить и мы постоянно привлекаем иностранных инвесторов. Но в сравнении с интернатными заведениями наших соседей, хотя бы Польши, мы уступаем. Там материальная база несравнимая по сравнению с нашей, например, у них везде есть бассейны. Сейчас мы ведем  работы над  заключением договора с Томашево-Любельской школой-интернатом в Польше. Тогда мы будем подробно знать, что есть там, и что мы можем перенять. При этом  нужно понимать, что Польша не строила все за свой счет, львиная доля – это проекты Евросоюза", – отмечает Андрей Сопсис.

Для детей из интернатов создали онлайн-платформу для подготовки к ВНО

Для того, чтобы дети из интернатов имели шансы успешно сдать ВНО и поступать в вузы, общественный союз "Освитория" начал тестирование проекта iLearn, на котором дети на протяжении нескольких месяцев готовились к тестированию. Программа в тестовом режиме заработала еще в 2015 году в центре реабилитации "Изумрудный город" в Святогорске Донецкой области, куда переместили детей из интернатов оккупированной террористами территории Донбасса.

"iLearn – это онлайн-платформа для обучения, как  Coursera или отечественный "Прометеуст", но со своей спецификой. Она специализируется только на подготовке к ВНО. На ней представлены четыре самых популярных курса: украинский язык и литература, математика, английский язык и история Украины. Если говорить об интернатах, мы с ними работаем по-другому, чем с другими пользователями, им нужна мотивация и поддержка. Дети из интернатов не верят в свои силы, они боятся ставить себе амбициозные цели. Поэтому наши усилия для начала установлены на то,  чтобы мотивировать выпускников интернатов, а потом заниматься с ними", – рассказала руководительница "Освитории" Зоя Литвин.

Курсы на iLearn состоят из видеолекций, тестов, вебинаров от преподавателей вузов и самостоятельных заданий. На сайте также можно протии тестирование, аналогичное заданиям на ВНО, чтобы проверить свою готовность.

По словам директора реабилитационного центра "Изумрудный город" Владимира Романюка, занятия на образовательной платформе помогло больше чем половине выпускников стать студентами университетов и колледжей. Поскольку реабилитационный центр сначала было трудно перестроить в школу, год обучения многие ученики практически пропустили.

 "Когда нам предложили участие в проекте, мы, безусловно, согласились. Это была хорошая возможность подготовить детей до ВНО. Программа онлайн-обучения очень понравилась детям, поскольку это было что-то новое, современное. Около 52% выпускников в этом году поступили в вузы", – рассказал Владимир Романюк.

Зоя Литвин отмечает, что когда "Освитория" пришли в "Изумрудный город", дети сомневались в своих знаниях и рассчитывали поступать в ПТУ, максимум – колледжи. Практически никто из воспитанников центра  не собирался сдавать ВНО и подавать документы в университеты. Чтобы убедить детей попробовать себя в независимом тестировании, с ними работали консультанты и психологи, которые помогли определить профессиональные наклонности и помочь с выбором предметов для подготовки к ВНО.

1218124

Фото: Alexander Ryumin 

"Когда мы переехали в "Изумрудный город" мы не могли настроиться на учебу, поскольку раньше нас привозили сюда отдыхать. Практически весь 10 класс я не учился. Мы не думали о том, что будет, когда нам придется покинуть реабилитационный центр. Я не собирался сдавать ВНО и поступать в вуз, максимум  – техникум. Но меня переубедили, и я начал готовиться к тестированию. Я сдал ВНО и сейчас учусь в Донбасской государственной технической академии на "отраслевом машиностроении", – рассказывает выпускник "Изумрудного города Владимир Рагуз.

По его словам покидать интернат ему было сложно, поскольку не знал, что его ожидает за стенами реабилитационного центра, где все чужие.

"После интерната конечно тяжело. Там постоянно за тобой присматривали, помогали. А здесь вышел сам. Сам все делаешь, принимаешь решения, никто не поможет и не подскажет. Вроде бы уже взрослый человек, но все пока трудно", – добавляет Владимир.

Интернаты под угрозой закрытия

В будущем в Украине интернаты могут исчезнуть, а сирот и детей с особыми потребностями перевести в общеобразовательные школы. По словам эксперта Реанимационного пакета реформ Ларисы Самсоновой, инклюзивное образование поможет детям получать знания на уровне с другими детьми и адаптировать их к жизни в реальных условиях.

"Мы планируем постепенный переход от школ-интернатов к инклюзивному образованию, чтобы дети обучались в общеобразовательных школах. Это наилучший вариант, потому что ребенок должен приспосабливаться жить в реальных условиях. Это будет трудно, если для каждого ребенка не будет создан специальный план, не будет ассистента, который бы помогал с трудностями. Кроме того, могут возникнуть трудности с адаптацией к обычным программам. Этот процесс необходимо просто пройти, чтобы понять, какие вызовы будут возникать. Сейчас у всех есть только страх, но нет вызовов. Для детей с особыми потребностями, в школах появятся инклюзивные классы, которые будут иметь те же условия, что и в интернатном заведении. Такие эксперименты уже есть в Киеве, во Львове и других городах", – рассказывает Лариса Самсонова.

955464

Фото: А. Яремчук, Сегодня

Идею инклюзивного образования не поддерживают в интернатах. По мнению директора Рава-Русской школ Андрея Сопсиса специализированной школы-интерната, дети в общеобразовательных школах будут подвергаться дискриминации и чувствовать себя угнетенно.

"Власти считают интернаты слишком затратными. То есть, если есть организованное питание детей и их проживание – это уже для нашего государства – роскошь. Это очень плохая тенденция, потому что много детей социально незащищенных слоев населения, оставшись в обычной школе – я говорю со своего опыта, поскольку работал в обычной школе – там будет социальный фактор, и дети будут чувствовать себя угнетенными. В нашей школе принцип дифференциации не играет никакой роли. Тем более у нас есть социально-психологическая служба. Такие дети часто обижены  на весь мир и им необходимая постоянна поддержка", – рассказывает Андрей Сопсис.

Лариса Самсонова отмечает, если проводить просветительскую  кампанию, украинцы поймут проблемы детей с особыми потребностями и примут в общество, но над этим нужно еще много работать.

"К сожалению, сейчас это трудно. Нужны просветительские кампании. У людей очень много страхов по отношению к детям с инвалидностью, они не принимают их потребностей из-за чего потом во взрослом мире у таких детей проблемы с социализацией. От незнания и страха  возникает сначала дискриминация интуитивная, а потом и физическая. Нужна рассказывать людям, о том, что таким детям нужно помогать и поддерживать, что в Украине есть закон против дискриминации. К сожалению, он не идеальный, поскольку не предвидит последствий", – говорит Лариса Самсонова.

Отметим, в этом году Фонд Рината Ахметова и Медиа Группа Украина объявили о совместной гуманитарной инициативе "Год наставничества и усыновления". Статистика показывает, что детей старше 12 лет практически не усыновляют, так как семьи отдают предпочтение более маленьким детям. В связи с этим подростки, как поясняют инициаторы проекта, выходят в самостоятельную жизнь совершенно неадаптированными. Целью инициативы является подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, находящихся в интернатах и детских домах и после их выхода из учреждений, через наставничество.

В рамках проекта "Год наставничества и усыновления" сайт "Сегодня.ua" расскажет о самых интересных профессиях в Украине и ситуации на рынке труда.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять