Что делать, если у ребенка появились проблемы со слухом

Выбираем слуховой аппарат или устанавливаем имплант

Слабый слух у ребенка — недуг неприятный. Но он — вовсе не приговор, как считают многие мамы и папы. Родителям важно знать, что у слабослышащих, а также у детей с полной потерей слуха есть шанс слышать, красиво говорить и гармонично развиваться. Главное — вовремя обратиться к  врачу-сурдологу и вместе с ним выбрать подходящий
вид помощи.

Для того, чтобы у ребенка с нарушением слуха развилась полная, богатая речь, необходимо обеспечить возможность настраиваться на все слышимые им звуки. Сделать это можно при помощи современных слуховых аппаратов, которые расширяют диапазон слышимых звуков и в большинстве случаев позволяют детям со слабым слухом улавливать почти всю речь, которую они слышат. Однако у некоторых детей обнаруживается настолько сильная потеря слуха, что даже слуховые аппараты не могут им помочь. В этом случае на помощь приходят так называемые кохлеарные импланты. Подробнее обо всем этом нам рассказали отоларинголог, консультант волонтерского движения "Академия здоровых сердец" Ирина Булаева и педиатр Наталья Савельева.

Реклама

ДОМИК ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО ИМПЛАНТА

Кохлеарный имплант — это медицинское устройство (протез), разработанное для того, чтобы помочь людям с тяжелой и полной потерей слуха, которым слуховые аппараты не помогают. Он стимулирует слуховой нерв в улитке внутреннего уха. Состоит система кохлеарного импланта из двух основных частей: собственно импланта, который хирургическим путем помещается под кожу, и речевого процессора, который располагается за ухом. Система работает так: звуки воспринимаются микрофоном речевого процессора, который анализирует их и кодирует в последовательность электрических импульсов. Затем эти импульсы передатчик посылает через кожу к импланту, который передает электрические импульсы на электроды в улитке. Слуховой нерв воспринимает их и посылает в слуховые центры мозга. Мозг распознает переданные сигналы как звук.

ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ. Результаты кохлеарной имплантации зависят от разных причин — возраста потери слуха, длительности периода между потерей слуха и кохлеарной имплантацией и индивидуальных особенностей пациента. Также для достижения хороших результатов важна и реабилитация маленьких пациентов с кохлеарными имплантами. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к импланту, в работу включается целая команда специалистов: аудиолог, сурдопедагог, логопед, фонопед, музыкальный педагог и психолог. И, конечно, в период реабилитации как никогда важна роль родителей.

Реклама

ПОДБИРАЕМ СЛУХОВОЙ АППАРАТ

Детям с минимальным слухом важно как можно раньше начать использовать слуховой аппарат, поскольку усиленный звук стимулирует рост слуховых клеток мозга. А они развиваются, когда ребенок еще маленький. Если с началом ношения слухового аппарата затянуть даже на несколько месяцев с момента обнаружения потери слуха, можно столкнуться с серьезной задержкой развития речи, исправить которую не удастся.

ДВА ЧАСА НА ПРИЕМЕ. Подбирают слуховой аппарат ребенку на приеме у врача с предварительным выполнением аудиограммы. Длится такой прием около 1,5—2 часов. Поскольку такой длительный визит к доктору может быть изнурительным для малыша, лучше заранее поговорить с ним о том, что у врача нужно будет пробыть достаточно долго и нужно стараться отвечать на вопросы, слушать доктора и терпеливо повторять слова, когда понадобится.

Реклама

ВОЗРАСТ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ. Однозначно назвать минимальный возраст, в котором ребенок сможет пройти исследования слуха, нельзя: все зависит от развития малыша, его характера и сложности самого метода. Так, например, после предварительной работы с ребенком родителей и врача выполнять так называемую пороговую тональную аудиометрию в большинстве случаев можно с пяти лет. Проводят ее в специальной звукоизолированной кабине, куда не проникают звуки извне. Ребенку надевают наушники, через которые поступают сигналы разной громкости и частоты. Подает их прибор аудиометр. Если ребенок различил поступивший в наушники звук, он нажимает на кнопку, давая таким образом понять врачу, что звук услышан. Уши исследуются поочередно — то есть сначала звуки поступают в один наушник, а потом в другой. Исследование каждого уха в отдельности помогает определить, какое из них слышит лучше, а какое — хуже.

Конечно, крошкам-непоседам крайне сложно выполнять такую монотонную работу дольше 10—15 минут, а заставлять их ни в коем случае нельзя, потому что если ребенок расстроится, то исследование будет неэффективным. Также важно, чтобы малыш не был уставшим. Поэтому лучше проводить исследование в первой половине дня. Если ребенок устал, нужно сделать перерыв или прийти еще раз.

АДАПТАЦИЯ. Привыкание к слуховому аппарату у каждого ребенка проходит по-своему. Надев новые "игрушки на ушки", дети по-разному реагируют на качество звука. Например, ребенок начинает слышать свистящие звуки, которые плохо слышал раньше, и поэтому он может сказать, что аппарат "шумит", когда кто-то разговаривает. В этом случае ребенку следует терпеливо объяснять (столько раз, сколько потребуется), что теперь он будет слышать новые звуки и скоро привыкнет к ним. Родителям важно помнить: когда ребенку подбирают новые слуховые аппараты, они могут существенно отличаться по своим техническим характеристикам от предыдущих, и соответственно ребенку потребуется время, чтобы привыкнуть к новому звучанию. Интересно, что часто уже во время пробного ношения разборчивость речи существенно улучшается.

СУРДОПЕРЕВОД

Важно помнить, что дети даже с полной глухотой могут научиться хорошо разговаривать, развиваться без отклонений в психо-эмоциональной сфере, а значит, и нормально адаптироваться к жизни в обычной среде. Для достижения таких результатов (после того как ребенок начал использовать слуховой аппарат) необходимо переходить к этапу сурдопедагогического обучения, во время которого врачи и педагоги учат ребенка говорить, а при необходимости учат читать по губам. Для этого используются методики, стимулирующие речевые центры, пальчиковые игры, особые методы терапии. Создаются также специализированные детские сады для детей с проблемами слуха и особые школы, в которых занятия проводятся таким образом, что дети нормально развиваются, не отставая от своих сверстников с нормальным слухом.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять