I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

100-летняя эволюция знакомств: от воли родителей до скайп-романов

В День влюбленных "Сегодня" узнала, как знакомились наши деды-прадеды

Судьбу искали через вот такие газеты
Судьбу искали через вот такие газеты
На собрании. Комсомол агитировал
На собрании. Комсомол агитировал "не стесняться"
1950-е. Целина. Женихов здесь было
1950-е. Целина. Женихов здесь было "непаханное поле"
Субботники. Совместный труд сближал
Субботники. Совместный труд сближал
Турпоходы. На природе с гитарами и сокурсниками
Турпоходы. На природе с гитарами и сокурсниками
Мода.
Мода. "Начесанная" красота
Субкультура. В 1990-х ее расцвет
Субкультура. В 1990-х ее расцвет
Поиски. Сайты знакомств их значительно упростили
Поиски. Сайты знакомств их значительно упростили
Объявления о знакомствах 100 лет назад
Объявления о знакомствах 100 лет назад
Современные объявления о знакомствах
Современные объявления о знакомствах
1/10

Неизвестно, как насчет других частей света, а в наших краях история отношений между полами складывалась нетривиально. За сто лет произошла настоящая эволюция способов знакомства, завязывания контактов и традиций женитьбы: до революции люди искали богатых и интеллигентных супругов, после — идейных, в послевоенные годы — хоть каких-нибудь… Так получалось, что в каждом десятилетии на личные дела граждан обязательно влияли исторические условия, и главное — как только ломался государственный строй, их вдруг накрывало сексуальными революциями. Вторую мы, кажется, постепенно пережили, и по логике все опять должно вернуться на круги своя, к семейным ценностям и посиделкам за чаем вместо пива в подворотнях.

Реклама

10-е

Сто лет назад браки заключали еще по-чеховски: по договору родителей, знакомству через свах, с приданым и отчетом жениха о доходах. Знакомились, конечно, и самостоятельно. Так, интеллигенция — на вечерах поэзии и в салонах. Прогрессивная молодежь объединялась в поддержку ветеранов 1-й мировой и в политпартии, где и находила свои вторые половинки. Обращались за помощью в интимных делах и к брачным бюро вроде тогдашнего "Фермера" с улицы Владимирской в Киеве, обещавшего "стремящихся к безумной роскоши барышень" выдать за "капиталиста", а мужчин женить "с огромным приданым". Одни холостяки искали через газеты молоденьких невест, публикуя свои доходные декларации, другие предлагали свадьбу в обмен на свое содержание. От женщин же чаще исходили крики души вроде "Спасите! Я все одна, а так хочу ласки и забвения". После революции запросы упали до партнеров, могущих дать крышу над головой или работу.

1920-30-е

Реклама

Первая мировая, революция и гражданская война перевернули уклад личной жизни украинцев. Наплодились кружки "Долой брак!", "Долой семью!", работавшие на развал "старого мещанского быта", нравственности "проклятого царизма".  Брачные объявления в газетах продержались до середины 1920-х, а потом в частном порядке можно было опубликовать, по словам завотделом "Истории Украины 20—30-х гг. ХХ ст." Института истории НАН, профессора Станислава Кульчицкого, только объявление, что такой-то товарищ обрывает связи с родителями, лишенными избирательного права из-за "неправильного" происхождения. Романтику отношений и брак идейная молодежь считала "страшным наследием темного мира" и агитировала вступать в половые отношения свободно, но в контексте революционной целесообразности.

До села, которое все еще сваталось и женилось по-старинке через родительское благословение и церковь доходили слухи о грядущей "национализации женщин в пользу передового пролетариата". "Горожан уже со второй половины 20-х годов и все 30-е годы обязали стать членами пионерии, комсомола, профсоюза и т. п., — объясняет профессор Станислав Кульчицкий. — И жизнь каждого, включая личную сферу, была как на ладони у партийных функционеров. Более-менее влиятельные из них нередко принуждали соратниц к интиму, грозя исключить из комсомола, лишить места в общежитии, пустить слухи о непролетарском происхождении и т. п. (как Шариков в булгаковском "Собачьем сердце" конторщицу). Если пожаловаться в высшие инстанции, то партия их вычищала.

Но факт, что в те времена люди чаще всего знакомились на постоянно созываемых собраниях, занятиях в кружках ГТО и Осоавиахима, ликбеза". Сейчас называть гражданским браком принято никак не оформленный, а тогда так звали зарегистрированный загсом, и полноценным, по словам профессора, считался только церковный. Обвенчавшимся ребятам были гарантированы неприятности по службе, и все же решавшиеся на этот обряд находились. Руководство вывешивало и фото на заводские доски позора.

Реклама

Но со временем государство поняло, что на "свободной любви", без ячеек общества, индустриализацию не проведешь. Нахлынувшая раскрепощенность вылилась в то, что уличные (нередко групповые) изнасилования стали обыденностью больших и малых городов. После парочки резонансных дел вроде "чубаровщины" (изнасилование 20-летней крестьянки в ленинградском переулке в 1926 году, участвовало около 40 человек) пришлось провести показательные суды и расстрелять особо злостных хулиганов-насильников. "И постепенно государство начало закручивать гайки вплоть до запрета абортов в 1935 году", — говорит Кульчицкий. "Дозакручивалось" до того, что масса народу была репрессирована и сослана, и там, по словам историка, нередко высланные на долгие годы люди сходились и женились.

1940-е

Время было такое, что не до жиру: кто живой остался, за тех замуж и выходили. В городах еще так-сяк: большие коллективы на заводах и фабриках, собрания, субботники (Володя Шарапов из "Места встречи изменить нельзя" встретил девушку Варю как раз на таком мероприятии). В городках поменьше и селах и женихов, и свободного времени было на порядок меньше.

"Сосед дядька Моисей уходил на фронт, завещал жене: пусть сын женится на Марусе, а если не захочет — возьми ее как дочь, она сирота, — вспоминает 86-летняя Мария Павлик. — Потом он погиб, меня угнали на работу в Германию. В 1947-м вернулась в родное село к тетке. Помню, зима, сижу с малыми братьями на печи, заходят двое — парень и дед Василий, посмотрели на меня и молча ушли. Потом передали мне: если согласна, то и я ему подхожу. Через неделю повел в загс — вот и все ухаживания".

А Михаил Завальный с Киевщины рассказывает, что вырос в многодетной, но зато полной семье: "У матери нас было трое, отец погиб на фронте, а у одного вдовца с соседней улицы — два сына. А молодые оба были, люди познакомили — вот и сошлись, чтобы вдвоем легче выживать, да общих еще четверо родили. Жили счастливо".

1950-60-е

Паспортов у сельского населения тогда еще на руках не было, молодежь пользовалась любой возможностью вырваться. Как раз началось освоение целины — вот там, на комсомольских стройках и проектах-гигантах знакомились ребята и оставались жить в чужих краях. "Многие девушки, отправляясь туда, явно имели в виду возможность найти свою судьбу, ведь их там обычно было меньше, чем мужчин (совсем как в фильме "Девчата"), — говорит историк и писатель Станислав Цалик. — А парни с радостью уходили в армию, находили жен из местных и оседали. Или получали право быть принятыми в вузы с минимальными баллами, а пока заканчивали учебу, тоже находили пару в большом городе".

Кто оставался в колхозах, выходили из положения другими методами. "Я принимала свеклу на складе, а он шофером был, ее привозил, — рассказывает пенсионерка Галина Лозовая. — Раз привез, два, в кино сходили, а там и  "хлеб обменяли" (традиция сродни сватовству и помолвке)". А еще это время "шестидесятников" и бардов, которые собирались на т.н. "квартирниках". Так, естественно, тоже многие находили свои пары.

1970-80-е

Народ стал жить посытее, возможности для молодежного досуга и знакомств расширились. Взять хотя бы вошедшие в советскую жизнь поездки на заработки "на север": по словам Станислава Цалика, выезжали туда, понимая, можно легко найти пару, а жилье давали, прописывали, зарплаты хорошие — все условия для женитьбы. А  ведь ни в Киеве, ни в Москве так просто было не зацепиться. "Для провинциальных городков, где незамужних девушек было множество, настоящим окном в мир и шансом выйти замуж были летние отпуска на море — в Крыму или еще лучше на Кавказе (вспомним продавщицу Нюру из Поварихино в фильме "Дамы приглашают кавалеров"), — рассказывает историк. — Отношение к "курортным романам" тогда было совсем иное, посерьезнее, перспектива переезда никого не пугала, а познакомиться с кем-то на пару с подружкой было нетрудно".

С некоторых пор все идейные мероприятия вроде субботников, "дней здоровья" и т.п. стали, скорее, поводом выпить и закусить на природе, и на таких выездных корпоративах в неформальной обстановке всегда был шанс сблизиться с людьми из других цехов, отделов больших предприятий, НИИ,  дружественных ведомств.

Для студентов, кроме выездов "на картошку" (яркий пример — худфильм "Баламут"), существовали турпоходы (при каждом вузе был туристический клуб). "Сам знаю несколько пар, которые нашли в них друг друга, — делится опытом писатель Цалик. — Организовывались соревнования, семейные не ходили, а молодые преподаватели и аспиранты. Еще были слеты самодеятельной песни — те же походы, но без альпинизма, еще и полузапрещенные. В лесу, на огромной поляне, несколько тысяч человек из разных городов, палатки, импровизированная сцена, вокруг талантливая молодежь — почти все поют, играют на гитаре или читают стихи — чудная атмо­сфера!"

Правда, перестройка быстро всю эту идиллию захлестнула — когда с приходом Горбачева слеты перестали запрещать и перекинули в города, стало неинтересно, да и рок-концерты стали популярны.  "Зато во второй половине 80-х появились хваткие девчонки, которые быстро сориентировались, как и где "заклеить" иностранца для выезда на ПМЖ, шла настоящая прагматичная охота", — вспоминает Цалик.

1990-е

В те времена у населения второй раз за столетие пошла резкая переоценка ценностей. Роль общественной жизни стремилась к нулю, комсомольские собрания полностью сменились "тусовками" в подворотнях. Зато расплодились издания, публикующие в числе прочих объявлений брачные, легально начали работать свахи и даже стали появляться первые салоны знакомств. Вместо кружков дельтапланеристов молодежь объединяли сходки представителей субкультур, большинство кинотеатров закрылись — люди стали активнее знакомиться в транспорте, просто на улице, не боясь дружинников и осуждения окружающих.

Были и те, кто не вливался в новый ритм. Сваха из агентства знакомств "Венера" Татьяна Прокопенко за 18 лет трудов насмотрелась всякого. "В 90-х приходило много девочек до 30 лет, а вот мужчины задумывались о семье частенько ближе к 50-ти, — рассказывает она. — Народ был простой, еще без особых запросов: спокойно относились к кандидатам с детьми (мол, прокормим как-нибудь, не беда), а если человек казался при знакомстве "не своим", завязывали хотя бы дружбу. Женщины требовали не миллионеров, а надежную мужественную опору с доброй душой, мужчины обращали меньше внимания на образование и профессию избранниц".

2000-е

В быт вошли ночные клубы, вернулись кружки — ищи пару хоть в автошколе, хоть на йоге. Но если в 1970-х цель знакомства в основном была одна — семья, то сексуальная революция научила искать партнеров на одну ночь, для досуга и коллекции. Появились курсы пикаперов для покорения "любой телки за 5 минут", а для девушек — по древнеиндийским секретам соблазнения. К 2005-му интернет все упростил: миллионы украинцев "от 14-ти и старше" засели в чаты и знакомились с десятками людей в день.

Где-то с 2008-го контингент стали переманивать соцсети — созданные для поиска старых друзей, они стали местом для нахождения новых. А скайп позволяет общаться на расстоянии, видя собеседника вживую — разгораются скайп-романы.  Но средств коммуникации все больше, а ее самой — дефицит. Большинство виртуальных кандидатов отметаются, по словам свахи, по первым месседжам и фото.

"Теперь у людей или "да", или "нет", и не тратят времени, — рассказывает Татьяна Прокопенко. — Был случай, женщина подъехала машиной на свидание, увидела кандидата и поехала дальше". Зато в наше время женщины инициативнее: 15—18 лет назад всего 5% их решались делать первый шаг, а сейчас к этому готовы 50%. "Раньше они заполняли анкеты и ждали, пока я их разрекламирую, — говорит сваха. — Теперь ритм жизни не позволяет выжидать. Хотя есть и рекордсменки, перебирающие женихами по 5 лет".

Увеличилась армия женщин, построивших карьеру и только после 35-ти вспомнивших о семье.  "Клиентки 22—25 лет — редкость, — отмечает Прокопенко. — Зато часто обращаются парни до 30-ти: считают, в клубах и кафе только "гулящие" и охотницы за богатыми, они не годятся для семьи. "Для развлечения я и сам найду, а мне с семейными ценностями непотерянными найдите", — просят. 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять