I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

До Второй мировой в Украине существовал свой мини-Израиль и мини-Польша

Национальные районы. "Земля обетованная" была в степях, а наша "Варшава" – на Полесье

Еврейские свиноводы. Как-то вызвали на соревнование колхозников-казаков и показали им класс в скачках на лошадях
Еврейские свиноводы. Как-то вызвали на соревнование колхозников-казаков и показали им класс в скачках на лошадях
Для местных. Польский молитвенник, напечатанный кириллицей. Фото: А.Манчук
Для местных. Польский молитвенник, напечатанный кириллицей. Фото: А.Манчук
Котовск. Достопримечательность города – мавзолей с телом комдива, куда толпами ходят любопытные
Котовск. Достопримечательность города – мавзолей с телом комдива, куда толпами ходят любопытные
Красный командир. Котовский считается главным творцом
Красный командир. Котовский считается главным творцом "Украинской Молдавии". Фото: А. Манчук
Конгресс болгар Украины
Конгресс болгар Украины
1/6

Национальные районы бывшего СССР стали белыми пятнами украинской истории. Кто знает, что в довоенные годы неподалеку от Киева существовал польский национальный район? Что под Днепропетровском процветали еврейские крестьянские коммуны с экзотическими для нас названиями Сталиндорф и Бухариндорф, а нынешняя столица Приднестровья — Тирасполь входила в состав Украины как часть существовавшей тогда Молдавской автономной республики? Современная Украина — унитарное государство. И сегодня, когда в нашем обществе азартно спорят о региональном статусе языков, практически никто не вспоминает о том, что в довоенные годы на территории нашей страны существовали национальные районы — особые административные единицы, где делопроизводство и образование проводилось на языках нацменьшинств: на идиш, польском, греческом, болгарском, немецком или русском. Как же сложилась их судьба?

Реклама

"ПОЛЕССКАЯ ВАРШАВА". От Киева до местечка Довбыш можно добраться за 2,5 часа. Сегодня оно в упадке. Местный фарфоровый завод, основанный в 1923 году поляком Пшебельским, остановился, и население живет за счет вырубки лесов. В наши дни Довбыш не имеет даже статуса райцентра. А в двадцатых-тридцатых годах прошлого столетия он назывался Мархлевском — в честь польского революционера Юлиана Мархлевского. И был административным центром Мархлевского польского национального района, образованного на землях Житомирской области в 1925 году. 

На нынешней карте Украины Довбыш отделяют от границ Польши почти 500 км. Однако, в течение XVIII—XIX веков на эти земли массово переселялись поляки — и те, кто бежал с Поднепровья от восставших гайдамаков, и те, кто приезжал сюда из Польши в поисках свободных земель. Здесь строились костелы и католические духовные школы, а поляки играли важную роль в жизни края. Именно тут, в Житомире, родился знаменитый генерал Ярослав Домбровский, который командовал войсками Парижской коммуны. А вскоре после революции власти советской Украины приняли решение о создании польского района на Полесье (в народе — Мархлевщина): с польскими школами, газетами и делопроизводством на польском языке.

Эта польская "республика" просуществовала на территории Украины десять лет — до 1935 года, когда национальный район был расформирован, а большинство его жителей депортировали в Казахстан или Сибирь. Среди них была и Галина (Гелена) Трибель, мать бывшего премьер-министра Украины Юрия Еханурова, которая поехала в Якутию вместе с репрессированным отцом.

Реклама

Однако о прежнем статусе бывшего Мархлевска не забывали и в послевоенные годы. "Мы, когда ехали в Довбыш на велосипедах, говорили — "едем в Варшаву". Так у нас в шутку его называли, как местную польскую "столицу", — вспоминает Елена Сташевич, жительница села Залужное, которое во времена Мархлевщины именовалась Людвиковкой. — А когда мы учились в техникуме в Полонном, нас иногда дразнили "поляками". Знали о том, что мы из польского района. Хотя обид за это не было". В Довбыше, где, украинцы живут через двор от поляков, нет межнациональной розни. Хотя во время войны несколько польских сел стали объектом нападения националистов. Старики до сих пор помнят о том, что после войны католики боялись вывешивать на Троицу зелень — чтобы бандиты не смогли вычислить, где они живут.

И сегодня Житомир, куда приехали после депортации многие жители Мархлевщины, является один из самых "польских" регионов Украины — здесь действует пункт приема анкет для получения польских виз и даже имеется "Польский дом" с польским рестораном, где можно отведать настоящего бигоса.

Старики в селах бывшего Мархлевского района до сих пор говорят между собой на польском языке, смешивая его с украинскими словами, а "карту поляка" получили около 100 жителей Довбыша.

Реклама

 

Евреи обошли казаков

В конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века на юге Украины были образованы три еврейских национальных района, с центрами в поселках Сталиндорф, Калининдорф и Новозлатополь. Сюда массово привлекали переселенцев, наделяя их землей бывших помещиков. Помощь колонистам оказывали не только власти СССР, но и международные еврейские организации.

Новые еврейские коммуны, где говорили на идиш, становились центром культурной жизни — там были организованы колхозные театры, куда приезжали Владимир Маяковский, Виктор Шкловский и Лиля Брик. Итогом их поездок стал документальный фильм "Еврей и земля", который восторженно пропагандировал опыт еврейских колхозов. Именно его изучали потом создатели израильских коммун-кибуцев.

Колхозники Новотозлатопольского еврейского национального района (Запорожская область), вызвали на соревнование казаков Ростовской области — и по его итогам выяснилось, что еврейские крестьяне лучше выращивают свиней. В 1937 году журнал "Огонек" писал, как делегация донских казаков была изумлена успехами местных свиноводов. В честь приезда гостей организовали конно-спортивный праздник, где еврейский колхозник Бердышев отличился в сабельной рубке и джигитовке на лошадях — трюки казаков!

Судьба жителей еврейских районов была трагичной: в конце 1930-х годов они были ликвидированы административно, а затем, во время войны, большинство уничтожены фашистами. Евреев сгоняли на железнодорожные станции, якобы для отправки в Палестину, и расстреливали.

 

"Котовия": республика комдива

Город Котовск, райцентр на севере Одесской области, некогда известный под названием Бирзула, являлся столицей Молдавской автономной советской социалистической республики, которая с 1924 по 1940 гг. входила в состав Украины. Потом ее столицу перенесли в Тирасполь — который был тогда украинским городом, а ныне является столицей непризнанной республики Приднестровья. В отличие от национальных районов, Молдавская АССР была полноценной автономией, с собственной конституцией, которая среди прочего давала ей право выйти из состава Украины.

О тех временах в Котовске напоминает главная местная достопримечательность — мавзолей комдива Григория Котовского. Именно Котовский и явился инициатором создания Молдавской автономной республики. Причем согласно народной легенде, он якобы лично провел на карте острием своей сабли ее будущие границы. Влияние Котовского было здесь безграничным, так что саму автономию иронически называли "Республикой Котовия". При этом, сам легендарный комдив открыто рассматривал "Украинскую Молдавию" как плацдарм для освобождения заднестровских молдавских земель, присоединенных после революции к Румынскому королевству. 

После смерти знаменитого "бессарабского Робин Гуда", которого при неизвестных обстоятельствах застрелил один из его бойцов, тело Григория Котовского было забальзамировано и помещено в самый настоящий мавзолей. Партийные вожди Молдавской автономной республики смотрели с его трибуны на парады — совсем как вожди на Красной площади в Москве. Во время фашистской оккупации, когда румынские солдаты выкинули останки Котовского в яму с телами расстрелянных жителей города, местный рабочий-железнодорожник спрятал их у себя в квартире. После войны эти останки вернули в восстановленный мавзолей. Сейчас место погребение легендарного комдива обычно закрыто на ключ, но количество желающих "посмотреть на Котовского" так велико, что железную входную дверь отогнули — и теперь каждый может увидеть покрытый красным знаменем гроб и красочный портрет знаменитого комдива.

Украинцы составляли половину населения Молдавской автономной республики — хотя образование велось в ней на молдавском языке. Поэтому в 1940 году, когда Красная Армия перешла Днестр и заняла территорию Бессарабии, автономию безболезненно ликвидировали — ее северная часть стала частью Одесской области, а нынешнее Приднестровье вошло в состав Молдавской ССР со столицей в Кишиневе. Даже сегодня украинский язык является одним из государственных языков Приднестровской молдавской республики, а старшее поколение приднестровцев в большинстве составляют люди, которые родились на территории Украины. Факт существования Молдавской АССР является сейчас важным козырем в руках приднестровских политиков, которые доказывают, что их непризнанное государство исторически связано не с современной Молдовой, а с сопредельными украинскими землями.

С другой стороны, румынские националисты используют факт существования "Украинской Молдавии" для попыток обосновать свои претензии на украинские земли Одесщины. Во время оккупации эти земли – до самого Южного Буга – вошли в состав "Великой Румынии", как провинция "Транснистрия". Местное население подвергали интенсивной "румынизации". Пенсионеры в Одесской области до сих могут рассказать вам о том, как "при румынах" их били в школе линейкой за разговоры на украинском или на русском.

 

Сегодня: в украине более 100 национальностей

Сегодня законодательство официально относит к национальным меньшинствам "группы граждан Украины, которые не являются украинцами по национальности, обнаруживают чувства национального самосознания и общности между собой". Согласно последней переписи населения, это примерно 14 млн украинских граждан — или, иначе говоря, 27,3% от всех жителей страны. Всего же здесь проживают представители более 100 наций. Первое место среди этнических меньшинств в Украине традиционно занимают русские — 11,3 млн человек, или 22,1% населения. Второе место удерживают евреи — несмотря на страшный удар по еврейской общине Украины, который нанесла война. Третье место занимают белорусы — они, главным образом, проживают в северных и восточных регионах, а их численность, согласно данным переписи, — 440 тысяч человек. В Украине живут 135 тысяч румын и 324 тысячи молдаван, большинство из которых расселены на территории Одесской и Черновицкой области. Украинские паспорта имеют десятки тысяч жителей непризнанной Приднестровской Молдавской республики — бывшей территории Украинской ССР, точное количество которых неизвестно. Болгарская община, численность которой оценивается в 234 тысячи человек, особенно массово представлена на Одесщине и в Запорожской области — в то время как большинство из 163 тысяч венгров компактно проживают на Закарпатье. В Украине живут около 90 тысяч татар, которые особенно широко представлены на Донбассе, а также община крымских татар, численность которой превышает 260 тысяч человек. Есть армяне, поляки, греки, гагаузы, чехи, словаки, азербайджанцы, башкиры, грузины, узбеки, грузины, чуваши, казахи, корейцы, удмурты, марийцы, осетины, таджики, коми, лезгины и другие народы.

"Национальные районы в Украинской ССР были специфическими административными образованиями, создан­ными в определенных районах, где компактно проживали граждане опре­деленной национальности: поляки, евреи... — говорит доктор исторических наук, директор Украинского института национальной памяти Валерий Солдатенко. — Это была попытка приблизиться к решению национального вопроса на демократическом уровне. А вот Молдавская автономия была автономной республикой в составе Украины, и опыт этих административных образований не следует забывать". "Десять лет назад в Гарварде вышла книга американского историка Кейт Браун — "Биография места, которого нет", посвященная истории Мархлевского национального района, которого больше нет на карте. Дискуссионная книга стала интеллектуальным бестселлером. О Мархлевске читали люди, которые до этого не имели особых представлений об Украине. Но я сомневаюсь, что эта книга очень известна на Житомирщине. Пока наша история настолько перегружена "национальным возрождением", в ней вряд ли найдется место памяти о "других", — говорит Александр Поляничев, докторант European University Institute (Флоренция).

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять