I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Харьковский кулибин изобретает крылья

Виктор Вереитинов придумал уникальное крыло, которое можно использовать вместо парашюта и одноместный самолет, на котором летал до тех пор, пока машина не развалилась от старости.

Летать с одним крылом — это возможно, утверждает харьковский изобретатель летающего крыла и массы других полезных вещей, которые могли бы очень пригодиться человечеству. На своих открытиях светлая голова мог бы давно стать миллионером, но вместо этого живет на мизерную пенсию, из которой умудряется откладывать деньги на патенты и материалы для новых изобретений.

71- летний изобретатель Виктор Вереитинов живет по улице Мохначанской на Рогани. Он единственный из жителей улицы, у кого даже забора в обычном понимании слова нет. Дворик с огородиком — у всех на виду, за прозрачной огорожей из сетки-рабицы. Оказывается, забор — тоже изобретение хозяина: стоит себе по периметру без единой опоры! И метла у него не такая, как у всех — из резиновых шлангов, которые наполнены специальным синтетическим материалом, за один взмах захватывает целый квадратный метр площади. Велосипед, стоящий во дворе, — тоже собственное изобретение харьковчанина: на нем можно ездить без цепи. А еще есть у Виктора Ивановича уникальная лопата — в любой грунт, как в масло, входит, копает хоть в горных породах, хоть в вечной мерзлоте, еще и земле не дает иссушаться, когда ком переворачивает, не нарушает биоструктуру.

Реклама

Таких, как он, называют чудаками. Еще бы! Много лет, с конца 1960-х, Виктор Вереитинов держал в своей комнате собственноручно сделанный одноместный самолет, пока тот не развалился от времени лет десять назад. Спал изобретатель под развешенными над кроватью крыльями, изобретал земноводное авиа и был принят чертежником в студенческое КБ ХАИ еще до того, как стал его студентом. Путевку в авиамоделизм ему дал известный конструктор самолетов Степан Гризодубов, а его знаменитая летчица-дочь Валентина, первая женщина-Герой Советского Союза, после того, как увидела полет одной из моделей Виктора Вереитинова, захотела познакомиться с изобретателем лично.

КРЫЛО. Мастерская с десятком станков занимает центральную часть небольшого дома Виктора Ивановича. Почетное место в ней занимает уникальный летательный аппарат, изобретенный харьковчанином. С виду это крыло – обычная фанерка. А на самом деле — летающее крыло, свободно помещающееся в любом рюкзаке. Человек, упав или прыгнув с высоты и раскрыв такое крыло, останется цел и невредим — мягко приземлится, даже не ударившись. Это крыло надежнее, чем парашют, который может подвести и не раскрыться, говорит изобретатель. "Сверхлегкий летательный аппарат с клиновидным профилем не имеет фюзеляжа и в сложенном виде помещается в любой рюкзак или сумку, почти не добавляя веса, — рассказывает автор. — При необходимости быстро раскладывается и летит вместе с человеком или грузом само по себе". Крыло испытывали в известном своей уникальной розой ветров поселке Планерское в Крыму, снимали его полет на пленку в горном ущелье. Приближаясь к скалам, летающее крыло Вереитинова мягко разворачивалось у горной гряды и аккуратно и плавно спускалось на землю целым и невредимым. Если такое крыло будет с собой у альпинистов, число смертей в горах резко поубавится, уверен изобретатель. Возможно, оно станет спасением и для терпящих бедствие экипажей и пассажиров самолетов.

ОТКРЫТИЕ. Летающее крыло Вереитинова специалисты называют открытием в аэронавтике. "В мире таких крыльев нет, — говорит автор, — и если к моей разработке подвести фундаментальную научную базу, ему не будет цены". Изобретение Вереитинова прошло все мыслимые и немыслимые испытания, продувалось в аэродинамической трубе и повергло в шок авиационных конструкторов. В нарушение всех законов физики оно не падает, не входит в штопор и не переворачивается в воздушных потоках, а значит, может быть альтернативой как тяжелому самолету, так и дельтаплану, и парашюту. Техническое решение Вереитинова получило патенты на изобретение в Украине и России. "Перед вами — первый человек, предложивший принципиально новую конструкцию крепления крыла к фюзеляжу, — бьет себя в грудь технарь, — чтобы крыло не жестко фиксировалось, а шарнирно. Крыло сверху и управляется воздушными потоками. Никогда не попадет в штопор, чего еще никому не удалось добиться. Я его придумал, когда мои друзья разбились на дельтаплане".

Реклама

Изобретение харьковчанина высоко оценили и специалисты по аэродинамике: "Сверхлегкий летательный аппарат с клиновидным профилем превосходит существующие сверхлегкие летательные аппараты с жестким крылом по вопросам безопасности и простоты конструкции, следовательно, имеет более низкую стоимость при близких летно-технических характеристиках", — говорит кандидат технических наук Валентин Георгиевич Лебедь. Бесценный плюс крыла Вереитинова — доступность и массовость использования. В отличие от парашюта, не надо обучаться полетам. Крыло может без подготовки использовать даже ребенок.

НЕ СЛОЖИЛОСЬ. Правда, запустить в производство уникальное крыло Вереитинова ни на одном предприятии Украины пока так и не решились, да он и не обращался. Единственный, кого заинтересовало изобретение, — один харьковский предприниматель, который хотел использовать крыло для телерадиосвязи на высоте 25 километров, не мешая полету самолетов. Несколько лет назад он хотел было сам наладить выпуск уникального крыла, но так и не успел реализовать задуманное — скоропостижно скончался. На память об этих планах в не очень богатом доме Вереитинова стоит подаренный не состоявшимся спонсором компьютер, к которому изобретатель мечтает провести Интернет, чтобы рассказать о своих открытиях людям.

СУДЬБА СПАСАЛА МАЛЬЧИШКУ РАДИ КРЫЛЬЕВ
Если бы у Виктора Ивановича в детстве было изобретенное им крыло, возможно, оно уберегло бы его от многих трагических событий, произошедших с ним. В годовалом возрасте Витя упал с семиметровой высоты — случайно вывалился из окна третьего этажа родительской квартиры. Малыш тогда выжил чудом. Сейчас Виктор Иванович понимает, что в живых много раз оставался ради какой-то цели, а судьба, охраняя его в передрягах, окрыляла на технические находки.

Реклама

Уже школьником Витя покалечился в автокатастрофе. По прогнозам врачей, мальчишка должен был умереть, но в сельской больнице не нашлось хирурга, и его не стали оперировать, что и спасло, по мнению Вереитинова, ему жизнь. Только много лет спустя, уже в 1985 году, изобретатель узнал: у него после катастрофы были разорваны сердце, селезенка, печень и диафрагма — при обследовании медики насчитали на внутренних органах с десяток шрамов. Тогда же, сразу после аварии, врачи "собрали" школьнику только поломанные кости. "Всю жизнь прожил с этими травмами, и все зажило само по себе — значит, был смысл, — убежден изобретатель, — я потом даже гимнастом хотел стать, разряд получил, но свою мечту о крыльях осуществить уже не мог, в авиацию по состоянию здоровья путь был заказан".

В военном билете по двум статьям у него значилось, что к службе не годен: по нервным и внутренним заболеваниям. И в ХАИ потом на дневное отделение по этой причине не взяли, пришлось поступать на вечернее. "Но крылья судьба мне все-таки дала – я конструировал самолеты, на которых поднимались в небо мои друзья", — говорит Виктор Вереитинов.

САМОЛЕТ ЛЕТАЛ НА ПОРОХЕ
Ставя на крыло других, Вереитинов изобретал не только самолеты. Работая в планерной секции, а потом в аэродинамической лаборатории, он поднимался в воздух на своем планере вместе с инженером летно-испытательной станции Харьковского авиазавода, а вместе с летчиком Алексеем Батурой выполнял фигуры высшего пилотажа в передней кабине "Як-18". После этих полетов харьковчанин и создал аппарат на воздушной подушке и уникальный земноводный самолет с пороховым запалом, который мог лететь как по воздуху, так и в воде (в отличие от амфибий, самолет не приземлялся на воду, а нырял). За самолет собственной конструкции "ТИТ" (расшифровывается как "терпение и труд") изобретателю еще в советское время предлагали новую "Волгу".

А еще в молодости, работая в институте проблем машиностроения, Виктор Вереитинов изобрел способ делать автомобильные выхлопы чище: вместо глушителя ставил на выхлопную трубу сажеулавливатель, и автомобиль переставал загрязнять атмосферу. Даже министру его изобретение представляли, но открытием Вереитинова воспользовались только защитившие на нем диссертации руководители института. Его даже в список разработчиков не включили.

ЗАМЕТИЛ ЗНАМЕНИТЫЙ ГРИЗОДУБОВ
Жизнь свела харьковского изобретателя с известнейшим конструкотором самолетов Степаном Гризодубовым. Судьбоносная встреча произошла случайно. Однажды, вспоминает, Виктор Вереитинов, его мотоцикл остановил гаишник, чтобы спросить… не продаст ли он ему своего "железного коня" — мотоцикл выглядел уж очень необычно — его, понятное дело, наш Кулибин тоже собрал сам, в собственном гараже. "Привожу домой к этому покупателю документы на технику — а гаишник на Баварии у канатного завода жил, — рассказывает Виктор Иванович, — знакомлюсь с его родителями и выясняю, что отец парня, слепой баянист дядя Вася, сидел за одной партой со знаменитым изобретателем летательного аппарата Степаном Васильевичем Гризодубовым! Жена Марья Сергеевна, узнав о том, что я дома самолет сконструировал, говорит: "Вася, ну позвони Степану, пусть талантливого мальчика пристроит…" "Степа, у меня тут молодой человек сидит, — снимает трубку одноклассник Гризодубова, — по твоей части, не можешь на учебу взять?" "Где работаешь?" — спросил меня проректор ХАИ, к которому я поехал по звонку от самого Гризодубова в тот же день. "На заводе сверловщиком". — "Хочешь в студенческом конструкторском бюро работать?" — "Еще бы!"

Начальником бюро был Валерий Вячеславович Решетников — красивый молодой парень в вышиванке, только что закончил ХАИ и организовал студенческое КБ. Перед встречей с Вереитиновым он испытывал летательный аппарат собственной конструкции и разбился. Поэтому узнав, что дома у новоприбывшего стоит сконструированный умельцем готовый самолет, немедленно выехал посмотреть. От увиденного в частном доме на Новоселовке начальник КБ пришел в восторг: посреди комнаты стоял фюзеляж самого настоящего самолета. Вереитинова без всякого образования взяли чертежником, а параллельно, всего за 10 дней подготовившись к вступительным экзаменам, он поступил в авиационный институт. Вскоре сконструированный им с группой чертежников самолет "ХАИ-19" удачно полетел, а познакомиться с его автором выразила желание прославленная харьковская летчица Валентина Гризодубова.

ЛЮБИМАЯ ЖЕНА
Идейный вдохновитель и "коллега по изобретательскому цеху" Виктора Ивановича — любимая жена Светлана. Они вместе уже почти сорок лет. Светлана Борисовна по образованию филолог, познакомились они еще в молодости — жили по соседству. Тогда молодые люди влюбились друг в друга без памяти и с тех пор не расстаются. Сейчас у них трое взрослых детей. На то, что муж сутками и месяцами напролет сидит у себя в мастерской, обдумывая очередное изобретение, жена не обижается. Понимает: любимый без этого просто не может.

Одну из летающих моделей изобретатель Виктор Вереитинов сделал из коробки конфет "Легенда", которую подарил своей жене на годовщину свадьбы. Когда вместе с супругой испытывали модель в парке, Светлана Борисовна закричала мужу: "Беги за ней, улетит!" "Легенда" кружила над деревьями в безветренную погоду почти минуту. Если б не ударилась о дерево, летала бы до сих пор, уверен изобретатель. Это и был прообраз того самого летающего крыла, которое он придумал несколько лет спустя.

ПЕРВЫЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАР
Интересно, что первый управляемый воздушный шар построил харьковчанин. Сначала в конце 1870-х крестьянин Лаврентьев соорудил в Харькове воздушный шар, который неоднократно поднимался в воздух с пассажиром в корзине. А в 1889 году харьковский врач Константин Данилевский построил первый в мире управляемый воздушный шар, который назвал "летательным снарядом". До 1900 года он совершил больше ста полетов над городом на высоте до 1500 метров. Летательный снаряд легко управлялся не только опытными пилотами, но и новичками. К сожалению, после смерти основного мецената – заводчика Пильстрема – изобретение никому не пригодилось. Конструктор, продавший для продолжения опытов частную лечебницу, напрасно надеялся, что его изобретение будет использовано военными.

Вообще же воздухоплавание родилось в 1783 году, когда французы — братья Монгольфье — на своей мануфактурной фабрике сделали первый воздушный шар."Скорее приготовь побольше шелковой материи, веревок, и ты увидишь одну из удивительнейших в мире вещей", — такую записку получил в 1782 году Этьенн Монгольфье в маленьком французском городке от своего старшего брата Жозефа. Его первыми пассажирами были животные — утка, баран и петух, которые поднялись в воздух, пролетели 9 метров и благополучно приземлились. После этого король Людовик XIV издал указ о том, чтобы сделать такой шар, на котором могут летать люди. Первый полет совершили в ноябре 1783 года два француза — они и стали первыми воздухоплавателями.

КОЛЛЕКЦИЯ ДИКОВИНОК
"Я никогда не считал своих патентов, их у меня очень много — десятки точно. Смотрите, какая кипа за много лет собралась! — показывает гору свидетельств Виктор Иванович, — это только за последние три года. Но от их количества ничего не зависит. Зингер изобрел всего лишь иголку (перенес отверстие с торцевой части на носок) и попал в историю — так появились швейные машины".

Часть патентов Вереитинова ушла в Китай, часть — в Египет и Израиль. Дома никому не пригодились. Возможно потому, что сам изобретатель не настаивает на том, чтобы его изобретения запускались в массовое производство: говорит, для него главное — придумать вещь.

Есть среди изобретений харьковчанина, например, коляска-самоход, специально для людей с ограниченными возможностями. Харьковчанин придумал модель, которая передвигается, благодаря… весу больного. Человеку достаточно повернуть голову, чтобы коляска повезла его в нужном направлении.

А еще харьковский Кулибин изобрел протезы 21-го века — на них безногие люди могли бы даже танцевать! Не имеющее аналогов устройство позволяет больному человеку без костылей и подпорок подниматься в гору и спускаться вниз, идти по камням и выбоинам, прыгать и бегать. К тому же революционные протезы не натирают, не вызывают аллергии и дискомфорта в жару, поскольку надеваются не с помощью резинового крепежа, как обычные, а с использованием приятного для тела хлопчатобумажного мешка. Его протез 21 века — это "танцующая стопа". Надев уникальную конструкцию поверх башмаков, Вереитинов продемонстрировал корреспонденту "Сегодня", как безногий инвалид может прыгать, бегать и танцевать.

Есть среди придуманных харьковчанином изобретений и сани-тележка для парализованных людей. Работает устройство просто: человек, сидящий в такой тележке, пошевелив всего лишь одним мускулом, может передвигаться в любом направлении — весь секрет в двух маленьких рычажках. Свою тележку Виктор Иванович называет "шагающим устройством". Говорит, что с помощью такого механизма можно даже перевозить тяжелые грузы — совершенно без труда.

Инна Захарова

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять