I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

На "Антонов" идет охота

Ведущее предприятие авиапрома лихорадит, пишет газета "Сегодня"

За 68-летнюю историю нынешнее государственное предприятие "Антонов" знавало периоды и бурного подъема, и спада. Но коллизии, в какой оказалось сейчас, даже старожилы не припоминают. Есть в авиации подходящий термин — турбулентность. Это когда самолет, угодивший между нисходящим и исходящим потоками воздуха, начинает сильно трясти. Пассажирам в такой болтанке не позавидуешь. Нечто похожее происходит с известной фирмой, основанной знаменитым Олегом Антоновым, пишет газета "Сегодня".

Три с лишним месяца назад лишился должности председателя правления концерна "Антонов" Дмитрий Кива. Своим распоряжением его уволил Кабинет министров. Но сделал это как-то странно, ничем не мотивируя, по-тихому. Официально не уведомили ни Киву, за которым при этом остался статус президента — генерального конструктора ГП "Антонов", ни коллектив. Нового руководителя или исполняющего обязанности главы концерна тоже не назначили. Это вызвало недоумение среди антоновцев. Несмотря на трудности, утверждают они, предприятие работало и работает стабильно, исправно перечисляя налоги в бюджет. Зарплату выплачивают вовремя. То есть, для кадровых ротаций видимых причин вроде и не было. Но вслед за смещением Кивы поползли слухи об угрозе всему предприятию. Дескать, кое-кому оно, как кость в горле, — занимает огромные площади в черте города, которые можно забрать, выстроив на этом месте целый жилой массив многоэтажек и торгово-развлекательных центров.
Бывший глава КГГА Владимир Бондаренко усматривает в наездах на "Антонов" российский след. "Подмять предприятие пытались еще при Януковиче, — говорит он. — Направили человека, из донецких, который начал кампанию по дерибану завода. Были демонтированы стапели, узлы, которые изготавливались раньше здесь, переадресовывались в Россию. После того как этого деятеля все же убрали, Киевский и Харьковский авиазаводы вознамерились объединить с российскими предприятиями, создав некий альянс, решающий голос в котором принадлежал бы не "Антонову". Против выступил Кива. Он занял принципиальную позицию, ориентируясь на Европу и евростандарты. Нашлись силы, которым это не понравилось. Они лоббируют увольнение Дмитрия Семеновича и назначение на его место откровенно пророссийски настроенного руководителя. Не думаю, что коллектив воспримет такого. Я был против увольнения Кивы".

Реклама

Версию российского следа поддерживает и эксперт в сфере международного права Роман Марченко: "Пока живо ОКБ "Антонов", все вопросы, связанные с разработкой, выпуском, эксплуатацией, ремонтом самолетов "Ан", находятся в его компетенции, — говорит он. — В России огромное количество машин этого семейства. Россияне кровно заинтересованы в том, чтобы получить право самостоятельно и единолично осуществлять сопровождение этих воздушных судов. Нужен ли им конкурент, нетрудно догадаться".

Президент — генконструктор АО "Мотор-Сич" Вячеслав Богуслаев — считает иначе: "Концерн "Антонов" должен быть лидером и примером для других отраслей, но таковым, к сожалению, не является. За четыре года не выпущено ни одного самолета (по данным ГП — только в прошлом году выпущено три машины. — Ред.)! То, что кубинцы получили Ан-158, заслуга не антоновцев, а их российских партнеров из фирмы "Ильюшин Финанс". Кива хороший авиаконструктор, и в этом качестве может работать дальше. Но как глава концерна себя не оправдал. Я его не раз критиковал. Надо искать замену".

Справка

Реклама

В 2013 году на мощностях ГП "Антонов" было собрано всего три самолета Ан-158. Они пошли на экспорт, пополнив парк кубинской авиакомпании. В 2014-м планируется собрать 12 пассажирских Ан-148/158. В перспективе – транспортный Ан-178Т. По данным аналитиков, портфель заказов предприятия составляет более $1 млрд. Виталий Кличко, который недавно посетил сборочные цеха предприятия, обещал поддержать трудовой коллектив, назвав "Антонов" гордостью Украины.

ЗА И ПРОТИВ: НЕДРУГИ, БРЕНД И ПИАР

Сергей Трошин, заслуженный летчик-испытатель:

Реклама

— Реализовывать придуманный нашими недругами сценарий достаточно легко в нынешнее трудное для Украины время. Кто-то раскачивает лодку, совершенно не заботясь о последствиях. А ведь это может привести к тому, что останутся без работы тысячи высококлассных специалистов, и не только нашего предприятия. Если у людей нет перспективы, и коллектив лихорадит, они уволятся. Недавно ушло несколько ведущих специалистов. Такого, чтобы зарплату перестали платить, нет. Стараемся работать в прежнем режиме. Но нервозность чувствуется.

Константин П., ветеран предприятия "Антонов":

— На мой взгляд, у нашего руководства чересчур много пиара и мало результатов. Правительству направлялись предложения и программы развития авиапрома — как об стенку горохом. Россия разработала свою стратегию, которая хоть и с большими затратами и задержками, выполняется. А в Украине госчиновники работают по принципу: "После нас хоть трава не расти". Военно-транспортный Ан-70 разработали еще в 1980-х. Пока Кива рассказывал о его светлых перспективах, обещая построить сначала в 2006-м, затем в 2007-м и так далее, россияне наладили выпуск Ил-476, китайцы сделали похожий, а Европа уже серийно строит А-400М.

Борис Колесников, народный депутат, экс-министр инфраструктуры:

— Самый главный козырь антоновцев — транспортные самолеты. По целому ряду показателей они признаны непререкаемыми лидерами на мировом авиарынке. Хотя это и не характерно для стран бывшего СССР. И тогда, и сейчас утверждаю: "Антонов" — это бренд, и им надо дорожить. Что же касается пассажирских лайнеров с логотипом "Ан", тут речь идет, в основном, о 148-м и 158-м, способных взлетать и садиться в сложных условиях, причем и на грунтовых аэродромах. Эти машины имеют хорошие перспективы в странах СНГ и Латинской Америки. Нужно активнее использовать их преимущества. Рынок региональных самолетов довольно специфический, волнообразный. И надо избавляться от девиза советского авиапрома, когда все хотели делать сами. Мир давно работает в тесной международной кооперации. Мы и с Дмитрием Кивой говорили, что, наряду с двигателями "Мотор-Сичи", можно ставить экономичные силовые агрегаты западных производителей. Но тогда и проектировать самолеты антоновцы должны под них.

Конечно, разрушать – не строить. Наверное, можно и государственное предприятие "Антонов" по миру пустить, соорудив на его мес­те торгово-развлекательные цент­ры. Но разрушив производство, которое создавалось и развивалось десятилетиями, лишив специалистов работы, мы и отрасль окончательно добьем, и людям не дадим возможность что-то в тех торговых центрах покупать.

Вообще лично я бы не стал безучастно наблюдать, как погибает некогда ведущее предприятие, и защитил Киву. Дмитрий Семенович прекрасный специалист. Ему б еще маркетингом заняться, и результаты непременно дадут о себе знать...

Роман Марченко, адвокат:

— Перед тем как самоликвидироваться и слиться с другим министерством, Минпромполитики решило сделать последний дембельский аккорд и попыталось незаконно уволить Киву. Контракт с руководителем такого уровня должен расторгать министр. Но министра сегодня нет, а приказ, который никто не видел, и он не был доведен ни до Кивы, ни до коллектива, подписал замминистра Александр Каленков (на просьбу газеты "Сегодня" прокомментировать кадровое решение не ответил. — Ред.) Разрывать контракт следовало по согласованию с КГГА, а там были против такого решения. Перечень нарушений можно продолжить. Все они будут оспорены в судебном порядке. Есть несколько групп влияния, заинтересованных в том, чтобы от предприятия "Антонов" осталось одно название. Это и представители прошлой украинской власти, и так сказать, конкуренты извне. Они пытаются воспользоваться нынешней "революционной" неразберихой, чтобы под шумок развалить коллектив, отчекрыжив от предприятия какие-то лакомые куски и присвоив. Да и компания "Авиалинии Антонова", за счет которой предприятие пока еще чувствует себя уверенно, для большого бизнеса очень привлекательна.

"ПРОКУРОР СКАЗАЛ: "РАБОТАЙТЕ"

Президент — генеральный конструктор ГП "Антонов" — о своем увольнении с поста главы концерна, почему его уже пять лет охраняет "Грифон", и о том, уедет ли из Украины, если додавят.

Дмитрий Кива на фирме — без малого полвека. У Олега Антонова был заместителем, у Петра Балабуева — первым замом. Генконструктором ГП "Антонов" стал в 2006 году. С 2008-го — председатель правления одноименного концерна, куда вошли четыре предприятия (бывшие АНТК и завод "Авиант", завод 410 гражданской авиации и Харьковское авиапредприятие).

— Так вы теперь кто, Дмитрий Семенович?

— Президент — генеральный конструктор ГП "Антонов". Работаю. Приказа о своем увольнении не видел и не расписывался под ним. Сказали, что издан он Минпромполитики, но это министерство ликвидировано (премьер Арсений Яценюк объявил о его слиянии с Минэкономразвития и торговли). Если я уволен, то должен был кому-то передать дела. Но не передавал их, так как не знаю кому. Посоветовался с прокурором, как быть дальше. Тот сказал: работайте как работали, закон на вашей стороне.

— Ни из Кабмина, ни из министерства так и не звонили?

— Абсолютно. За свою должность не держусь. Можно было на все махнуть рукой и уйти. Но за мной коллектив. Все-таки 13,5 тыс. работников. Ведущее в СНГ опытно-конструкторское бюро — крупнее даже в России нет... Мы не сидим у государства на шее, не выпрашиваем у него деньги — сами зарабатываем. Создаем самолеты. Да, не сотнями, как когда-то, но и не прозябаем. Работает авиакомпания "Авиалинии Антонова". Сотрудничаем со многими партнерами.

— Попытки вас сместить были давно...

— Еще при прежней власти намекали: мол, надо встретиться, и проблемы в два счета решатся. Не хотелось бы называть фамилии.

— Почему?

— Ну я же хоть с охраной хожу...

— У вас охрана?

— Помните историю с нападением на меня?

— Конечно, мы писали о нем. Тогда, пять с лишним лет назад, вы ограничились несколькими словами. Напали, нанесли несколько ударов, забрали портфель...

— С тех пор меня охраняет милицейский "Грифон".

— Значит, не просто хулиганы орудовали?

— Когда к нам присоединяли "Авиант", на совещании у премьера (тогда им была Юлия Тимошенко), я заявил, что Киевский и Харьковский авиазаводы разворовали, а виновных нет. У каждого завода образовались долги не менее 2 млрд грн. И это еще в ценах 2009 года. А днем позже — нападение. О нем напоминает вот этот шрам на лбу и след от удара на руке. Один из трех преступников пытался зарубить чем-то похожим на палаш. Никого не нашли...

— На предприятии бывали представители и прежней, и уже нынешней власти...

— У многих, кто был настроен против нашего предприятия и против меня, мнение менялось после того, как они осмотрели цеха, лаборатории, пообщались с людьми, оценили возможности. Меня спрашивают: почему вы работали с Тимошенко, Азаровым? А как, возглавляя государственное предприятие, быть в оппозиции к власти и премьеру, ее представителю? Тогда нужно уходить и воевать с ними. Но у меня, повторяю, был и есть коллектив. И любимая профессия, которой отдано без малого 50 лет.

— И все-таки — назовите фамилии тех, кто хочет развалить "Антонов"...

— Да некогда разбираться, кому и сколько занесли, чтобы от фирмы ничего не осталось...

— Как-то подозрительно события вокруг ГП "Антонов" совпали с агрессией РФ против Украины...

— У нас немало совместных проектов с россиянами. С тем же Воронежским авиазаводом, например. Кооперация продолжается, поставки идут. Мы крылья делаем для Ан-148 в Воронеже и часть агрегатов. Работаем и с Кубой, Ираном, Турцией, Китаем, Индией, Саудовской Аравией, другими зарубежными партнерами.

— А свои недовольные есть?

— Работа есть работа, случается всякое. И в коллективе есть те, кого не устраиваю. Но в большинстве люди все-таки поддерживают, грешить не буду. Возможно, кто-то из украинских партнеров старается подставить. Но догадка — не доказательство.

— У СБУ, Генпрокуратуры к вам тоже претензии были!

— Возбуждались дела, назначались проверки — по заводу "Авиант", "Авиалиниям Антонова". Предлоги совершенно надуманные. Якобы дивиденды, которые получала авиакомпания, шли в бюджет ГП, а не в казну. Но ведь "Антонов" — не частное, а государственное предприятие. Если считают, что должны перечислять деньги в бюджет — пусть официально уведомят. Мы их не прячем, налево не пускаем. Нет, говорят контролеры, это нарушение. Ну нельзя так. Ничем это не закончилось. Хотя нервы потрепали.

— И чем все закончится?

— Я по натуре оптимист. Думаю, нас в конце концов оставят в покое. "Антонов" — гордость страны. Нельзя об этом забывать.

— А додавят в Украине — уедете?

— Уже трижды предлагали. Отец покойный родом из Золотоноши, погиб в Великую Отечественную в Польше. Мама — из-под Харькова. Сам родился в России. Только корни мои в Украине. Значит, и мне на этой земле жить. Но никого ни о чем просить не буду...

САЛОН: НОВИНКА ДЛЯ ФАРНБОРО

Сегодня, 14 июля, в Великобритании открывается авиасалон "Фарнборо-2014". Антоновцы представят на нем новый военно-транспортный самолет Ан-178Т. Правда, в макете. Как рассказали газете "Сегодня" его создатели, изготовлен только фюзеляж первого экземпляра: "Хотели уже в этом году поднять машину, но подводят двигателисты, и надеемся, взлетит в следующем. Нам не надо помогать, лишь бы палки в колеса не ставили". Делегацию возглавит Дмитрий Кива. (Попутно заметим: россиянам, которые также традиционно демонстрировали достижения своего авиапрома, в этот раз британские власти отказали и в приглашениях, и в визах, мотивировав последними событиями на границе с Украиной).

С просьбой разъяснить позицию относительно ГП "Антонов" и его руководителя мы направили редакционный запрос в Минэкономразвития. Несмотря на предусмотренный законом о доступе к публичной информации срок, ответа из пресс-службы ведомства не дождались.

Источник в КМУ на условиях анонимности такое молчание объяснил лаконично: "Наломали дров одни, расхлебывают другие, а людям ничего не объясняют, потому что сейчас не до того".

"Вопросов по Дмитрию Киве и предприятию "Антонов" в настоящий момент у нас нет, — сообщили в прокуратуре Центрального региона по надзору за соблюдением законов в военной сфере ГПУ. — Подозрение в совершении преступления никому из руководства не объявлялось".

Газета "Сегодня" будет отслеживать дальнейший ход событий. Пока турбулентность не привела в крутое пике, находить выход из которого будет намного труднее.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять