I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Патрульной полиции исполнилось 100 дней: первые итоги

Первые дни службы новых патрульных показали, что удачный старт — лишь начало перестройки всей правоохранительной системы

Патрульная служба полиции разменяла 100 дней с момента создания.

Без малого четыре месяца службы стали для молодых украинских копов своего рода испытательным сроком, проверкой на профессионализм и тестом на признание в обществе. В целом старт получился удачным.

Реклама

Кто-то практический эк­­замен не выдержал, сошел с дистанции сам, написав рапорт по собственному желанию, либо был уволен, как принято говорить, по нереабилитирующим мо­­тивам.

Большинство же, к их чести, продолжают оставаться в рядах украинской полиции, нелегкой ежедневной службой утверждая задекларированные принципы — стать новой и по форме, и по сути. Честной. Чистой. Неподкупной. Доброжелательно-лояльной (а не карательно-репрессивной) к своим гражданам. Корректной, улыбчивой, вызывающей симпатию, но не отторжение и злость. Одним словом, полицией с человеческим лицом, а не в обличье постылых милицейских держиморд.

100 дней показали высокий кредит доверия населения к полиции. Правда, у сотрудников пока остаются на руках милицейские удостоверения старого образца, офицерские и прочие специальные звания тоже "ментовские". Да и полностью избавиться от совковой ментальности за столь короткий срок новой службе, естественно, не удалось.

Реклама

Через несколько дней, 7 ноября, вступит в силу Закон о национальной полиции, что придаст ей окончательно оформленный юридический статус и, как надеются, ускорит переходный процесс.

Мы помним эйфорию, с которой в обществе была встречена идея патрульной полиции. Подкупало, что туда набирают людей современно мыслящих, далеких от правоохранительной системы, не обремененных глубоко въевшимися милицейскими пороками, и то, что двигала молодыми кандидатами очень позитивная мотивация. В том числе и такая: переломить стойкое представление о блюстителях правопорядка как о случайных, недалеких, ленивых, жестоких, корыстных горе-служаках.

Хватало и скептиков. Они сомневались в жизнеспособности новой структуры, считая ее появление недостаточно продуманным и обреченным на провал. Полицию обзывали не иначе как "фейковой", связь с милицией — "неразрывной на генно-молекулярном уровне", а реформы в МВД — "дешевым шоу".

Реклама

Но уже в октябре социологические опросы показали тенденцию к росту доверия, уровень которого со стороны населения достиг 80 процентов!

"Сегодня" выслушала различные мнения о работе патрульных полицейских, а выводы — за нашими читателями.

СТАРАЯ ГВАРДИЯ: "СПУСТЯТ ПЛАН — И ВСЕ РУХНЕТ"

Как оценивают новичков представители старшего милицейского поколения? Не обидно, что молодым преемникам — и зарплата высокая, и оснащенность куда лучше, да и отношение граждан, прямо скажем, иное?

Слово — Александру Савченко, генерал-полковнику милиции, экс-замминистра внутренних дел — начальнику милиции общественной безопасности:

— Ребята стараются делать что-то хорошее, и у них получается. Подбирали кандидатов, в глазах у которых виден интеллект. Брали образованных, не так, как мы когда-то по принципу: "На тебе, Боже...". Что было, то было.

Старая милиция испытывала острый недостаток в транспорте и бензине. Зато у полицейских и "Тойоты" скоростные, и лимитов на топливо нет. Как вопросы будут дальше решаться, покажет время. Мы же знаем, как у нас бывает: вчера все хорошо, а сегодня — наоборот.

Правда, ездить быстро и безопасно научились не все полицейские. Разбили бы во времена моей службы за три месяца несколько автомобилей, то уже кого-то обязательно бы выгнали, а то и посадили. Тут же подход другой: разбили так разбили. 80, 90 — кто считал? Машины застрахованы, значит, убытка нет.

Соглашусь с теми, кто сомневается в результативности краткосрочных курсов патрульных. Для выполнения простейших функций — оформления протоколов, остановки водителей в случае явных нарушений правил дорожного движения — может, и достаточно. Но нужны еще навыки оперативной, следственной работы. Тут — непаханое поле. Что будет после 7 но­­ября, говорить не готов, да и в МВД тоже. Что откровенно радует — полиция ни к кому не пристает. А знаете, почему? Ей еще не спустили план. Как только поставят — по админправонарушениям, по деньгам в конвертах и прочему, что было у милиции, — все пойдет прахом, начнут хватать-ловить всех подряд. И шапку по кругу пустят, как в ГАИ было принято, когда дань собирали, передавая наверх. Не хочу думать, что так будет. Но мы, повторяю, живем в стране, где возможно всякое.

Экс-замминистра: "Зарплата вроде неплохая, а инфляция?.."

Зарплата у полисменов наших, по сравнению с милиционерами, высокая, но, учитывая жизнь в большом городе, не так чтобы уж очень. А инфляция вверх поползет? Будут индексировать? Не уверен.

2_120

О проблемах новой службы рассказал нам и Александр Дульский, генерал-майор милиции, профессор кафед­­ры оперативно-ро­­зыскной деятельности Национальной академии внутренних дел:

— Создание патрульной полиции одобряю. Прежде всего, ее функция — обслуживание населения. Первый этап проходит нормально. Но! Когда создавали структуру, не подумали о результатах работы — как их оценивать. Возникает конфликт интересов между полицейскими и милиционерами. Вместе с созданием новой службы надо было реформировать и органы внутренних дел — дежурные части, следствие, розыск. Этого не произошло. Материалы часто оформляются полицейскими некачественно (учили-то всего три месяца), их нужно доводить до ума. А заниматься этим некому. Получилось шоу: да, полиция — это прекрасно, но ее работа не влияет на предотвращение готовящихся краж, разбоев, грабежей. Админпротоколы — лишь малая часть того, чем должны заниматься патрульные. Вне зоны их внимания остаются магистрали между населенными пунктами. Дорожная полиция за рубежом предотвращает и расследует преступления, нарушения на автобанах, трассах. У нас такой службы сегодня нет. Хотя частично новая полиция должна была заменить ДПС и ГАИ.

Серьезно никто не изучал, во что она обходится, как и в чем влияет на дорожную ситуацию, на уровень преступности в общественных местах, как при этом соблюдаются права граждан и так далее. Еще один конфликт интересов — разница зарплат полицейских и милиционеров. У первых — 8 тысяч гривен, у вторых — 4 тысячи. У тех, у кого она меньше (а нагрузка часто выше, и намного), естественно, опускаются руки. Такого быть не должно.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ В ПРАКТИКЕ НОВЫХ ПАТРУЛЬНЫХ

АДВОКАТ: "ИМ УЖЕ СТЫДНО ВЕСТИ СЕБЯ ПО-МИЛИЦЕЙСКИ"

Виктор Чевгуз, адвокат, в прошлом — милицейский следователь:

— Пока столкнулся с патрульными лишь однажды — те притаились за углом на улице Рижской и пытались прицепиться. "Что ж вы, — спрашиваю, — делаете? Обещали, что не будете за углами прятаться, а сами?". Правда, ни спорить, ни придираться те не стали, ретировались моментально.

В целом о новой службе мое мнение положительное. Всем надоевших гаишных держиморд, которые ничего, кроме денег, не знали, давно следовало убрать. Останавливало меня такое недоразумение, прости Господи, утром на Ветряных Горах и называлось: "Прапорщик такой-то..." А я ему в ответ: "Очень приятно, подполковник милиции Чевгуз...". Надо было видеть его досаду: "Опять не повезло!". Мол, ничем поживиться не сможет.

Теперь подобных уже почти не встретишь. И внешний вид совсем иной — нет этих необъятных "трудовых мозолей". Ребята молодые, стройные, подтянутые.

Кого-то раздражают проблесковые маячки на патрульных автомобилях, а на мой взгляд, они дисциплинируют как водителей, так и пешеходов. Даже меня, подполковника милиции, заставляют быть аккуратнее, строже к себе.

Бывал в США, и могу сравнить нашу полицию с американской. Там на трассах патрулей меньше. Но любая точка трассы находится в зоне видеонаблюдения. Мы ехали километров 20, хотя нужно было развернуться, и встречка пустая, но ни один водитель себе этого не позволил, иначе заплатил бы крупный штраф. Там много полицейских на мотоциклах. Это повышает мобильность, маневренность, особенно в часы пик. Мне показали обычный полицейский участок, прекрасно оснащенный, со спортзалом, где в свободное от дежурства время сотрудники поддерживают отличную физическую форму, занимаются на тренажерах, снарядах. Не мудрено, что полисмены накачанные, сильные. И главное, что понравилось в работе американских копов — абсолютное уважение к правам человека. Никакого чувства превосходства, ни намека на хамство, грубость. Даст Бог, и у нас со временем такая полиция будет. Ей уже стыдно вести себя по-другому. Хотя в семье не без урода, и кое с кем уже пришлось расстаться. Но без естественного отбора не обойтись.

3_89

ЭКСПЕРТ: "ПОЛИЦИИ МЕШАЮТ ОКОВЫ СТАРЫХ МАТРИЦ"

Руководитель Центра исследований правоохранительной деятельности Олег Мартыненко:

— Всей душой я вместе с ребятами — им доверена очень сложная работа, причем, как правило, не с самой лучшей частью населения. Но меня не покидает впечатление, что ими, как живым щитом, МВД отгородилось от насущных проблем. Никто не знает, что будет после 7 ноября, когда закон вступит в силу. Если все пустить на самотек, через год-два люди дружно оттуда повалят...

В подразделениях новой полиции часто проявляется солдафонщина. Насаждаются старые, милицейские матрицы, в обращении командиров присутствуют грубость, мат-перемат. Так людьми управляли раньше, но зачем те же методы прививать опять? Введена система штрафов. Служба плотно закрыта от посторонних глаз и ушей. Как готовилась полиция, по каким критериям отбирали кандидатов, что при этом ставилось во главу угла, а что было сопутствующим, второстепенным? Все — в общих словах: психологические тесты, физподготовка и собеседование. И так не только в Киеве, но и в других городах. Все засекречено. А почему?

Люди служат в полиции, но удостоверения — сотрудников милиции. И звания у них милицейские. Пришли в новую структуру примерно в одно время, учились одинаково, но кто-то стал сержантом, а кто-то лейтенантом. Понятно, нужны и командиры, а не только рядовые сотрудники. Но все должно быть оговорено нормативными документами. Не отрегулированы и вопросы социальной защищенности. Переработки не оплачиваются в двойном размере. А по трудовому законодательству сверхнормативное время не должно превышать 4 часа. Недовольным ответ короткий: "Не нравится — уходи". Кстати, сколько человек уже покинули полицию, тоже секрет (официальные данные о 28 уволенных за два месяца, по-моему, занижены). Одни — по состоянию здоровью, у других служба не оправдала надежд, от третьих тихо избавились по негативным причинам. И эти вопросы, наряду с другими, необходимо изучать, анализировать.

У полицейских ни спортзала, ни душа, даже одежными шкафчиками обеспечены не все...

"ЗДЕСЬ НЕ ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ"

На критику в адрес руководства патрульной полиции и методов управления личного состава по нашей просьбе отреагировал директор Департамента коммуникаций МВД Украины Артем Шевченко. "За сверхнормативное время работы полицейским действительно не доплачивают, как и сотрудникам милиции, — подтвердил он. — Что касается якобы заниженных данных о количестве уволенных, это не так. Цифра по Киеву составляла за два месяца 28 человек, а сейчас, с учетом Харькова, Львова, Одессы, не достигла и 40. Увольняют за компрометирующие проступки либо уходят по собственному желанию. На днях пятеро львовских патрульных поконфликтовали с охраной местного клуба, и хотя это происходило после службы, им было предложено написать рапорты. По поводу матерщины — да, иной раз без крепкого словца не обходится. Многие пришли с гражданки, к дисциплине не привыкли. Нужны и жесткость, и строгость. Это не институт благородных девиц".

1_128

ЧЕМ НАША ПОЛИЦИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МЕНТОВ

"РАБОТА КОПОВ СТАЛА ИХ ЛУЧШИМ ИМИДЖЕМ"

Профессор Института журналистики КНУ имени Шевченко Ольга Порфимович работала пресс-секретарем и советником министра внутренних дел по вопросам имиджа МВД. Автор книг по имиджу госорганов власти и милиции в том числе.

— Милицию боялись — она была не просто коррумпированной, а беспредельной, жестокой, слабо контролируемой. В середине 90-х, победив оргпреступность, милиция заняла ее место, став "крышей" для бизнеса, денежных и товарных потоков, конкурируя в этих вопросах со своим вечным оппонентом — Службой безопасности. Все об этом знали. Но хотелось верить в лучшее. Имиджевая работа помогала такую веру укреплять. Люди попроще, которые редко сталкивались с милицией, уверовали в здравицы по результатам рейдов, отработок, выступлений генералов, красивых, начитанных, с орденами за боевые заслуги…

Но времена меняются. Милиции уже некуда было становиться хуже. Никакие имиджевые операции не выторговывали кредита доверия даже на короткий срок. Имиджмейкеры уже не могли ничего "отработать". Имидж покойника нельзя улучшить до такой степени, что труп оживет.

И вот новый проект — полиция. По идее, нужно было провести спин-операцию — предвосхитить ожидания народа, мол, никто не даст нам избавления, только новая полиция. Но в МВД стали взахлеб рассказывать о парнях и девушках, которые на лету получают азы юрзнаний, учатся стрелять, общаться с людьми, заполняют сложные тесты, проходят собеседования. Мы с вами хватались за голову. Боже, что нас ждет? Дети в погонах, с оружием, без опыта, в стране, где есть понятие "революционной целесообразности" и традиции властно-полномочного беспредела. Может, лучше "бывшие" — хитрые увальни, с большими карманами, прячущиеся в кустах с поломанными "фарами" и полным багажником знаков, которые выставляются ad hoc в самых невообразимых местах... Это плохо, но — привычно. С этим научились справляться. А тут какие-то полицейские.

Оставалось приобрести видеорегистратор (сама такой купила как раз к выходу первых патрульных машин на улицы Киева). Но вскоре регистратор стал включаться все реже, а потом и вовсе перекочевал в бардачок автомобиля как ненужный девайс.

Они не останавливают! Не доколупываются! Работа новой полиции стала самым лучшим образом, имиджем и их визитной карточкой. "Никого не трогаю, починяю примусы", — говаривал булгаковский Кот Бегемот. Никого не трогаю, делаю свою работу. И не останавливаю для профилактики, не осматриваю багажник, наличие аптечки. Профилактика заключается не в этом. Профилактика — в моем присутствии на дороге, во дворе, в дачном квартале, в темном переулке. Присутствия с мигалкой оказалось достаточно для давно проваленной профилактики.

Самым страшным злом в милиции прошлых десятилетий была не только коррупция, но и круговая порука. Никто никогда не нес ни за что наказание. И веры в то, что понесет, не было. А если и наказывали кого-то, значит, не поделили, и свои же сдали. Новая полиция создала миф (будем надеяться, не миф), что круговой поруки в ее рядах нет. Или так пока складывается…

4_69

"НАМ ДОВЕРЯЮТ ВСЕ БОЛЬШЕ, И ЭТО ГЛАВНОЕ"

Руководитель Департамента патрульной службы Александр Фацевич так оценил перемены:

— Патрульная полиция — сервисная служба, помогающая людям в любой ситуации. Основной наш лозунг — "Служить и защищать!" По данным социсследования КМИС, с сентября по октябрь 2015 года уровень доверия к нам составляет 80%. В среднем за сутки в дежурную часть поступает около 3 тысяч сообщений о правонарушениях. Из них полиция отрабатывает 2,5 тыс. По горячим следам раскрываем примерно полсотни.

Мы реагируем практически на все обращения граждан, в том числе и необычные, нестандартные. Приходилось оперативно доставлять рожениц в роддома. Сдавать кровь тем, кому срочно требовалось переливание. Спасать людей, решивших покончить с собой. Освобождали беркутов из гаража, где их морили голодом. Выезжали по вызову в семью, у которой дома неожиданно обнаружился... удав, и потом отвезли его в зоопарк.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять