Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь
Главная Сегодня

Банкиры платят детям за уборку, а психолог советует давать ребенку карманные деньги

Секреты финансового воспитания детей

Как научить ребенка обращаться с деньгами
Как научить ребенка обращаться с деньгами

Начало учебного года всегда добавляет в семейном бюджете дополнительную статью расходов – карманные деньги для школьников. Большинство родителей решают этот вопрос быстро: выдают ребенку каждый день фиксированную сумму денег и сами решают, на что он может их потратить. Но есть и люди, которые подходят к такой, казалось бы, банальной процедуре с долгосрочным расчетом. Они не просто дают школьникам деньги, но и учат правильно их тратить. А кто может лучше всех знать, как обращаться с деньгами, если не банкиры? Поэтому мы решили расспросить их о секретах финансового воспитания детей, которые может взять на вооружение каждый из нас.

НАЧАЛО: Банкиры заводят своим детям-школьникам сейф и выдают им кредиты

Продолжение

"ЗА УБОРКУ В КОМНАТЕ ДЕТИ ПОЛУЧАЛИ БОНУС"

__
__
Вадим Кварцяный, начальник управления расчетных операций банка "Финансы и Кредит"

"Моим детям 10, 8, 5 и 3 года. С деньгами я их обращаться не учил, они учились сами. Просто когда старшие пошли в школу, я им давал "на буфет" 3—5 гривен и они уже сами ими распоряжались. Кроме того, как вознаграждение за поддержание порядка в своей комнате они получали "бонус" — по 1 гривне в день. Естественно, умея считать до 10 и зная простейшие математические действия, они уже были в состоянии расплатиться и получить сдачу в школьном буфете, либо магазине. Своих детей я обязательно научу стараться не брать в долг, чтобы это не вошло в привычку. А если возьмут, то вовремя отдавать. То есть научу их финансовой аккуратности и порядочности, в которой, на мой взгляд, важен личный пример "предков".

"ДЕТЯМ НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ДЕНЬГИ МОЖНО ПРОДАВАТЬ"

____05
____05
Марите Йоцене, руководитель департамента продаж розничного бизнеса ПУМБ (Первый украинский международный банк):

"Первую наличность мой сын получил, как только пошел в школу. Я выдавала ему карманные деньги сразу на неделю вперед и объясняла, что он должен распланировать свои ежедневные траты. Допустим, вы даете ему 50 грн. Значит, в каждый из 5 дней учебной недели он может потратить 10 грн. Это первый урок для ребенка: не тратить всю сумму, которая попадает ему в руки. Если он в первый же день все потратил, ни в коем случае нельзя завтра выдавать новую сумму. Иначе он ничему не научится, и постоянно будет клянчить снова и снова, причем даже уже будучи взрослым.

Помню, сын удивлялся, почему нельзя потратить всю выданную сумму. "Ведь вы, родители, сразу все тратите", — говорил он. Оказывается, он так думал, потому что мы могли за один день в магазинах сделать очень много покупок. В его понимании мы в один день тратили все свои деньги. Приходилось объяснять, что мы тратим только то, что отложили на покупки. Но при этом у нас есть сбережения на оплату квартиры, питание и прочее. Это второе сложное понятие для ребенка — накопления или сбережения. Мой сын его стал понимать в 10—12 лет.

Также было трудно объяснить, откуда родители берут деньги. Как банкир я ответила, что получаю зарплату за свою работу, которая заключается в том, чтобы выдавать кредиты, т. е. одалживать деньги под процент или продавать. Ребенка удивило, что деньги можно продавать и что они могут быть товаром. В его понимании: если деньги — товар, то их, как купленную в магазине вещь, продавец не может забрать обратно. Я объяснила, что банки дают деньги в долг так же, как он, например, может одолжить свой компьютер другу. Понимание того, что такое долг, кредит и банки, стало приходить уже в старших классах.

Кстати, многие старшеклассники считают, что кредит возвращать не нужно. Такой вывод они делают, насмотревшись рекламы, мол, потратьте на оформление документов 30 минут — и новинка уже ваша.

В старших классах дети задают вопросы: "Как быть богатым? Что такое богатство? Сколько нужно работать, чтобы заработать на яхту? Почему есть люди, у которых есть дорогие машины, а у нас их нет?". Мы объясняли, что никто не родился богатым и, чтобы разбогатеть, нужно иметь оригинальную идею для бизнеса или быть очень умным, чтобы зарабатывать на продаже своих идей.

Часто родители не рассказывают о том, откуда они берут деньги и как они их зарабатывают, так как не хотят, чтобы дети знали их реальный доход и в результате не требовали дорогих подарков. Я считаю этот подход неверным. Чтобы это понять, советую прочесть книгу Роберта Шарма "Монах, который продал свой "Феррари", которая в свое время была популярной среди старшеклассников в Европе. Эта книга очень полезна, поскольку помогает узнать не только о том, как стать богатым, но и том, что является по-настоящему ценным в жизни. Мой сын уже взрослый, у него свой успешный бизнес. Поэтому я считаю, что мои уроки обращения с деньгами были удачными".

"РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗАРАБАТЫВАТЬ УЖЕ В СРЕДНИХ КЛАССАХ"

____06
____06
Павел Цетковский, председатель правления "Эрсте Банка"

"Моей дочери 13 лет. Мы начали говорить с ней о деньгах еще в дошкольном возрасте. Но такие вопросы стали для нее более важными, когда ей исполнилось 9—10 лет, и возникла необходимость принимать самостоятельные решения, а также потребность в собственных деньгах.

В дошкольном возрасте главное объяснить ограниченность финансовых возможностей родителей, чтобы не разбаловать ребенка. А вот в школе у детей в основном уже есть карманные деньги. Поэтому школьник должен уметь планировать затраты и откладывать на масштабные покупки. Кроме этого, с возрастом подросткам необходимо объяснить концепцию "время — деньги" в том смысле, что стоимость денег сегодня отличается от их стоимости через, например, полгода. Разница этой стоимости выражается в процентных ставках, которые и являются ценой денег. На этом можно заработать, например, используя депозит, или же потерять.

Кроме этого, важно уже со среднего школьного возраста давать ребенку возможность зарабатывать. Я не сторонник обмена хороших оценок на деньги. Но если дочка окажет мне услугу, например, почистит мои клюшки для гольфа, она может заработать несколько десятков гривен.

Если ваш ребенок захочет сам разобраться в финансовых вопросах, советую почитать книгу "Финансовые истории для подростков", в которой девочка-подросток делится своими полезными открытиями о деньгах и бюджетировании. Для детей, которые уже в школьном возрасте хотят самостоятельно зарабатывать, рекомендую книгу "Хочу зарабатывать".

КОММЕНТАРИЙ

Ирина Колесник, детский и семейный психолог:

"На мой взгляд, все эти советы интересны и полезны для родителей. К примеру, удачно показано, как объяснить абстрактную ценность денег в конкретных величинах — днях работы бабушки. Весьма разумно замечено, что ребенку нельзя давать деньги сразу же, как только он "спустил" выданную ранее сумму. Книги и игры, которые советуют родители, также хорошо подходят для финансового воспитания.

От себя могу добавить, что родители должны различать понятия "карманные деньги" и "расходы на питание и проезд". Чтобы ребенок научился финансовой грамотности, у него обязательно должны быть "карманные" деньги на дополнительные расходы, например, увлечения. Если же родители не будут давать ему такие деньги, он все равно будет покупать себе разные мелочи, но при этом экономить на питании.

Сначала ребенку нужно давать деньги ежедневно небольшими суммами, начиная с 7—8 лет. А по мере взросления временной промежуток можно увеличивать: с 11—12 лет выдавать наличные на неделю, а с 15—16 — на месяц. Тогда ребенок научится обращаться с деньгами и, оказавшись самостоятельным в 17 лет, не спустит свое месячное содержание за 1 день".

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров