I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Литгостиная: По ту сторону смерти, или Почему у Вербера 1+1 = 3

В этот раз авторы разбирались в устройстве загробного мира и философии смерти современного французского писателя Бернара Вербера

Писатель Алексей Курилко и журналист Анастасия Белоусова обсуждают тонкости классической и современной литературы. Авторы "Литгостиной" ведут переписку, и в этот раз они разбирались в устройстве загробного мира и философии смерти современного французского писателя Бернара Вербера.

Ходячая энциклопедия. Именно так зовут Вербера, который считает так: "Человечеству нанесли три оскорбления. Первое, когда Коперник доказал, что Земля не центр Вселенной. Второе, когда Дарвин пришел к выводу, что человек произошел от обезьяны, а стало быть, тоже животное. Третье, когда Фрейд объяснил, что в основе большинства наших политических демаршей или художественных проявлений лежит сексуальность"

Реклама

А. Б.: "Нет такого человека, которого не интересовала бы смерть, верно, Алексей? Потому выбранная Бернаром Вербером тема для трилогии "Танатонавты", "Империя ангелов" и "Мы, Боги" была изначально обречена на успех. Еще бы! Нашелся автор, который современным языком рассказывает об освоении Континента Мертвых. Причем мир этот настолько выстроен, что в какой-то момент забываешь, что это фантастика, и воспринимаешь ее как научное исследование о том, что нас ждет в загробном мире. Поначалу записывала цитаты из толстой книжки в тонкую тетрадь: "Я создал первую умирательную машину для покорения Царства Мертвых", "Без тех, кто готов на самоубийство, мир перестал бы двигаться вперед", "Оргазм — это маленькая смерть", "Лишь та душа шла к Богу, которая оказывалась легче перышка". Потом я устала записывать, просто читала, с восторгом и ужасом одновременно. В итоге, конечно, Вербер создал уникальную энциклопедию по изучению загробного мира: здесь тебе и скандинавы, и ацтеки, и африканцы, и христианские апокрифы... Ведь писательство — это полное погружение. А ты представь себе, что он погрузился в тему смерти лет на пять! Как он не умер после этой книги? У меня уже после 100-й страницы начались приступы хандры".

new_image2_19

Писатель Алексей Курилко.

Реклама

new_image5_06

Журналист Анастасия Белоусова.

"КАК БЫ Я ХОТЕЛ УМЕРЕТЬ"

Реклама

А. К.: "Вот до чего же мы разные, Анастасия! Меня тема смерти не только не отпугивает, но еще и прельщает, манит. Может, твои приступы хандры связаны с ментальностью? Дело в том, что восточноевропейский менталитет порой восстает против такого откровенного углубления в тему загробной жизни. Вероятно, Вербер находит в себе восточные корни или каким-то образом близок к японской культуре. Там тема смерти не только не табуированная, но и абсолютно бытовая, как любая другая, скажем, выбор профессии. Если в наших школах пишут сочинения "Кем я хочу стать, когда вырасту", то в школах Японии ученики начальных классов до сих пор пишут сочинения на тему "Как бы я хотел умереть". Как тебе такая тема для восьмилетнего ребенка? По-моему, превосходно, педагогически очень грамотно и, скажем так, дальнозорко. У людей, которые так запросто и в то же время серьезно, но без страха, относятся к смерти с раннего детства, будет совсем другая жизнь и совсем другое отношение к смерти  — более философское, как и у главных героев "Танатонавтов". Помню, в шесть лет я получил нагоняй от мамы за то, что на похоронах ее брата не плакал, а веселился и играл в войнушку с его сыном на кладбище, между могил. Я знал, что все люди рано или поздно умирают, но никак не мог взять в толк, почему при этом обязательно нужно плакать. Кстати, есть не один народ на планете, в традициях коих, во время траурной церемонии, во время прощания с покойным собравшиеся веселятся, танцуют и смеются. А вот в наших детях пытаются изжить подобные настроения".

Люди зажаты  между прошлым,  за которое им  стыдно, и будущим,  которое их пугает.

СЕМЬ УДИВЛЕНИЙ

А. Б."Я тебе даже больше скажу, Алексей! Такое восприятие смерти характерно не только для Японии, но и к примеру, для продвинутых монахов Афона. На Святой Горе считают, что ежедневное вспоминание о смерти делает твою жизнь осознаннее, чище, праведней и... радостней! Да и смерть праведника светла, как состояние тихой радости. А некоторые христиане даже запрещают плакать на своих похоронах, потому что их смерть — путь радости и возвращения к небесному Отцу. Вообще, Вербер — титан, несмотря на свою изящную внешность. В книге "Танатонавты" много фантазии и мудрости, и ее можно перечитывать много раз. Назову несколько моментов, которые заставили меня задуматься.

Удивление первое. Ад и Рай едины, а сатана тоже живет в Раю и считает себя одним из самых важных ангелов. Ведь благодаря ему люди растут или деградируют.

Удивление второе. При рождении каждому человеку "выдается" не только ангел-хранитель, но и демон. У того и другого одинаковые функции, но "такса" разная: ангел берет взамен обеты, а демон  — силу и энергию души. Но и тот, и другой работают на благо человека. Демоны — это тени ангелов. Спорно, но здорово.

Удивление третье. Даже ангелы не видят Бога.

Удивление четвертое. В процессе умирания тела душа первым делом встречается с демонами... своих воспоминаний. Так что перед смертью лучше пройти курс психоанализа, чтобы ваши воспоминания вас же не испугали! Потом душа борется с наслаждениями, терпением и красотой. Именно борется, и только поборов их, проходит на следующий уровень.
Удивление пятое. Из Рая можно вернуться, если 40 человек будут ждать тебя и молить Бога, что ты еще нужен на земле. Это подтверждает теорию о молитвенных ходатайствах у христиан, "вымаливающих" родных, которые находятся на грани жизни и смерти.

Удивление шестое. Покорение Рая происходит по тем же законам, что и покорение новых земель. Со своими пиратами, героями и предателями.

Удивление седьмое. Красной нитью проходит тема отца и сына. Ведь вся эта танатонавтика, или игра со смертью, была основана на одном — желании главного героя Рауля еще ребенком узнать, как умер его отец. В итоге, узнав от сатаны, что его отец повесился из-за измены матери, он едва не покончил жизнь самоубийством и не бросил все исследования. На что Вербер периодически повторяет: "Мудрец ищет правду, а дурак ее уже нашел".

Иногда можно выбрать себе жизнь, но намного труднее выбрать себе смерть!

ГОМЕРОВСКИЙ РАЗМАХ

А. К.: "Вообще, еще Аристотель заметил, что главными темами, всегда интересовавшими человечество, были, есть и будут Смерть и Любовь — точнее, Эрос и Танатос. В лучших литературных произведениях эти темы переплетаются, что гарантирует читателю или зрителю достижение катарсиса — состояния духовного очищения и одновременно блаженства. Примеров тьма, начиная от гомеровской "Илиады" и "Одиссеи" или шекспировской "Ромео и Джульетты" и заканчивая произведениями того же Вербера".

А. Б.:"Да, Алексей, размах у Вербера гомеровский, ты прав! Разобравшись со смертью, он идет дальше. В "Империи ангелов" описывает, каково это — быть ангелом, когда тебе дают трех "подопечных", которых нужно привести в так называемый Рай с минимальным количеством "огрехов". А после этого — еще и "Мы, Боги", где главному герою дается возможность поиграть во Всевышнего, пройти курсы молодого Бога, которые должны завершиться дипломной работой — построением мирной цивилизации".

А. К.: "Бернар Вербер действительно профессионал. Он не опускает планку, подобно Акунину, которого я тоже уважаю, но который свои хорошие и сильные книги сознательно упрощает, опускаясь к уровню читателя. Вербер же подтягивает читателя к своему уровню знаний, растит их, причем делает это мастерски — увлекательно, доступно, с юмором. Но у автора этой великолепной трилогии есть один недостаток, на котором я бы хотел остановиться подробней..."

new_image3_14

Секрет: "Свобода — это библиотека".

ЖАДНОСТЬ ВЕРБЕРА ПОГУБИТ

А.К.: "Книги Вербера прекрасны, увлекательны и хватают твое внимание мгновенно, с первых же строчек. Но вот удержать мое внимание, подняв так высоко планку, на протяжении 700 (!) страниц ему не удалось. В середине романа от обилия действий, персонажей и частых перемен разных точек зрения и мест действий рябит в глазах. Потому читатель устает и может даже бросить. "Танатонавты" прочтет до конца только очень терпеливый человек".

А.Б.: "Мало того, Алексей! На пятый день прочтения поняла, что меня раздражает... его ненасытность. Да-да! Жадность и ненасытность в штамповке мудрых изречений. Знаешь, что будет, если маленькому ребенку дать сразу много машинок? Он разрыдается, так как не сможет выбрать одну, пощупает несколько, бросит и уйдет в другое место. Ему нужно дать одну, чтобы он ее "прожил", а потом дать другую — тогда ему будет что вспомнить! Понимаю, читатели не дети, но, одолев этот талмуд, они возьмут для себя дай бог пару-тройку мудрых изречений. А эта пара будет жалкой и тоже скоро исчезнет из памяти. Останется только общее: "Вау, крутая книга, прочти сам, так как я ни фига уже не помню". За счет остроты сюжета, на которую "клюет" читатель, нивелируется одного открытие за другим. Меня уже не удивляет, что люди могут входить в кому и выйти живыми, не удивляют войны, смерть, да и перечисление ангелов тоже уже поприелось. А это только "Танатонавты"! Словом, Вербер — талантливый, но жадный писатель, который хочет уморить читателей обилием знаний. 600 страниц он гонял своих героев в загробный мир! Они уже и переженились, и развелись, и спасали друг друга от смерти, звездной болезни и других бед. Когда на 601-й странице архангелы таки их "грохнули", я искренне сказала: "Аминь!" Мыльная опера, а не философия уже получилась  — вот что расстроило".

new_image_11

По Бернару: "В жизни всегда получаешь то, что выбрал".

1 + 1 = 3: "А В ШКОЛАХ ВСЕ ПЕРЕПУТАЛИ"

А. К.: "Анастасия! Единственный недостаток почти всех книг Вербера заключается, как ни парадоксально, в его главном достоинстве: он многословен. Его "Танатонавтов" читаешь уже ради того, чтобы узнать: чем эта бодяга закончится? Он ежедневно пишет по 10 страниц в день, а каждый год в день своего рождения, 1 октября, выпускает очередную книгу. Все написанное нужно использовать, верно? Не выкидывать же! Вот он и вставляет в роман, что скопилось за год".

РЕЖИМ ПИСАТЕЛЯ

А. Б.:"Зато, Алексей, приятно удивляет, что хотя бы во Франции есть такая профессия, как писатель. Вербер — настоящий профессионал, для которого писательство не просто любимое дело, а работа, которая подчинена распорядку дня, как у врача, который принимает пациентов, или плавильщика, который точно знает, когда нужно стать у печи, а когда перерыв на обед. Сам же Вербер частенько сравнивал писателей со спортсменами, которые достигают высоких результатов благодаря тому, что постоянно тренируются и живут по режиму. Он работает дома, но его время полностью расписано: с 8 до 12 пишет, потом встречи с нужными людьми — учеными, писателями. Он честно признается, что не читает книги других писателей, так как ему гораздо интереснее создавать собственный мир, чем жить в кем-то созданной реальности. Однако это не мешает ему дружить с коллегами по перу. Вечером — просмотр нового фильма. По ночам никогда не работает, но возле его кровати всегда есть блокнот и ручка — утром он первым делом записывает свои сны. Если это не удается, Вербер расстраивается, как ребенок, мол, спал зря, представляешь? А ты использовал в своих произведениях сны?".

СНЫ В ПОМОЩЬ

А. К.: "Нет, Анастасия, почти никогда. Во-первых, в ­отличие от Вербера, я так устаю, что во ­время тех пяти часов, что трачу на сон­, мой мозг вырубается вмест­е со мной. Я не вижу снов. А медики доказали, что сны — это своеобразная работа ­мозга: человек уснул, а мозг продолжает ­перерабатывать полученную за день информацию. Но если мозг переутомлен, то левое ­полушарие отключается, а именно оно отвечает за воображение. Кстати, в связи со ­сном и ручкой вспоминается история, ­приключившаяся с Маяковским. Он тоже возле постели клал блокнот и карандаш. Однажды во сне он увидел человека, которому в бою оторвало ногу; солдат кричал и плакал от боли. Маяковский, проснувшись, понял, что это можно использовать как удачную метафору для поэмы. Быстро, не выключая свет, он записал: "Нога". Утром просыпается и полдня не может понять, что за нога? Какая? Чья и причем тут она, чья бы она ни была? А потом вспоминает, что он искал, с чем же сравнить потерю любимого... С человеком, который во время боя потерял ногу, когда хочется плакать и кричать от боли".

В ХОДУ ДАЖЕ ГИПНОЗ

А. Б.:"Кстати, вот ты сказал, что Вербер многословен, а ведь сам он считает своей слабостью неумение писать длинными фразами. Он любит простые предложения, и знаешь почему? Потому что такие тексты легче всего переводить. А переводят его книги на 30 языков! Вербер держит читателей в постоянном напряжении, от которого тоже можно устать, но при этом никто не рискнет назвать его книги нудотиной. Для этого, Леш, он специально изучал технику гипноза, чтобы понять подсознательные инстинкты людей и стимулировать читателей покупать его книги. Вот это я понимаю, современный подход к писательству! Никакого вдохновения и наития — усидчивость, расчет, внимательность и гипноз!".

КАК В ГОЛЛИВУДЕ

А. К.: "Анастасия, буду откровенен: верберовские романы стоят того, чтобы их читать и, может, в середине слегка помучиться, дабы не бросить чтение на полпути к убойному финишу. Вероятно, Вербер пишет так, как лучшие режиссеры Голливуда снимают кино: захватывающее начало + убойный конец = успех, несмотря на пугающую середину.

А. Б.: "По этому поводу у Бернара Вербера есть целая философия. Он называет ее "1 + 1= 3". Этот очаровательный француз уверен, что в школах все перепутали, учителя не учат мыслить широко. По его мнению, соединение двух элементов всегда рождает что-то третье. Например, мама + папа = ребенок (а не "мамапапа") или автор + издатель = книга. Такие простые истины помогают Верберу по-иному взглянуть на обыденные вещи. Критики сравнили его метод с раскладыванием кубиков. Если взять кубики из разных наборов, перемешать их, а потом сложить в виде башни, это и будут книги Бернара Вербера. Как-то по-детски, но все же гениально".

new_image6_03

Постановки. По книгам Вербера "Империя ангелов" и "Наши друзья человеки" любят ставить спектакли.

ТРЕХМЕТРОВЫЙ МУРАВЕЙНИК ДОМА

Как это обычно бывает с писателями, свое первое произведение Вербер написал еще в детстве. Это была новелла о блохе, которая отправилась в путешествие по человеческому телу. Каждое попадание в новую область вызывало у нее желание понять, чем вообще живет существо под названием "человек". Почему, например, у него не везде есть волосы или почему он моет только определенные части тела. Когда же блоха, наконец, поняла, что же такое на самом деле человек, ее... раздавили пальцем. Как говорится, в итоге "все умерли", но школьное сочинение еврейского мальчика просто поразило учителей! Потому неудивительно, что в 17 лет он начинает писать свою первую трилогию "Муравьи", которую по праву считают лучшей у Вербера. В ней автор сравнивает образ жизни муравья, подчиненный коллективному разуму, с образом жизни человека, который все время стремится к обособленности. Автор приходит к выводу, что жизнь и поступки муравья гораздо честнее, чище и лучше, чем человеческие. Вербер писал эту трилогию 10 лет, и все это время в его кухне "жил" трехметровый муравейник, что позволяло писателю каждый день наблюдать во всей красе жизнь своих героев. Кстати, эту идею мы потом увидим в "Империи ангелов", где один из героев написал книгу о жизни крыс, для чего несколько лет держал грызунов у себя дома.

К слову, сейчас герой нашей "Литгостиной" Бернар Вербер живет в центре Парижа с сыном-подростком и кошкой, которая пришла на "смену" муравейнику. Последний после завершения трилогии был аккуратно перевезен в лес Фонтенбло и отпущен на свободу.

new_image4_11

Муравьи честнее людей.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять