I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

"Эти песни не для стадионов": чем и как живут барды

Их половинки учатся быть тенью, авторы вместо гитары играют на кобзе, а будущее песен — в честности

Летние фестивали, песни под гитару у костра — все эти атрибуты бардовской жизни не умерли до сих пор. Правда, сейчас для многих ночевка в палатке приравнивается к экстриму, бардовская песня путается с шансоном или попсой, а кто-то может исполнять песню, не зная, что она принадлежит Визбору или Галичу. "Сегодня" решила разобраться, в чем особенность авторских песен и что осталось от некогда массового и любимого нашими родителями движения — клубов бардовской песни. Для этого мы пообщались с президентом Ассоциации авторской песни Украины Вадимом Гефтером и его коллегами-бардами — Ксенией Колесниченко из Запорожья, Игорем Добровольским из Сум и полтавчанином Сергеем Зосимовым.

КТО ТАКИЕ БАРДЫ. "Глядя по телевизору на Высоцкого, Галича, барды казались мне огромными людьми, просто исполинами, — вспоминает Вадим Гефтер. — Гораздо позже, увидев бардов вживую, я был поражен! Это были обычные люди; они обычно говорили, одевались в обычную одежду. Единственное, что отличает бардов от других людей, — это гитара и сочиненные ими песни. Многие пытались придумать термин, который отличал бы авторскую, бардовскую песню от смежных жанров — шансона, попсы. Наиболее точно и коротко ее обозначил Окуджава: "Думающая песня для думающих людей". Самое важное для авторской песни — поэзия, которую не должна "убивать" музыка.

Реклама

Термин "авторская песня" ввел Высоцкий, и он обозначил им ту композицию, которую автор придумал, создал и сам же подал зрителю. В отличие от нее шансон, к примеру, может исполнить любой певец с подходящим голосом. Попытки кому-то подражать и выдумывать уникальное музыкальное сопровождение в авторской песне не обязательны. Нужно быть собой и исполнять свое. Послушайте Галича, и вы поймете: чтобы донести свою мысль до зрителя, музыкальные изыски не обязательны. Есть такой русский автор Юз Алешковский — он исполнял свои произведения, аккомпанируя лишь шуршанием спичечного коробка! Бардовская песня не может собирать стадионы (Высоцкий — скорее исключение). Для бардовской песни важно, чтобы исполнитель и слушатель были на одной волне, а интонации певца зритель считал похожими на свои. В тысячной толпе это невозможно — авторская песня очень интимна".

УКРАИНСКИЕ КОРНИ. К бардовскому движению примкнуло немало украинцев — Александр Галич был родом из Днепропетровска, автор песни "Гренада" Виктор Берковский и участник дуэта "Иваси" Георгий Васильев родом из Запорожья. Более того, несколько лет подряд Руслана Турянская из Сум и Валерий Мащенко из Ровно были лауреатами знаменитого Грушинского песенного фестиваля, который почти 50 лет считается главным бардовским на постсоветском пространстве.

new_image7_55

Реклама

Эмоции. Борис Бурда — тот самый Мюнгхаузен фестиваля "32 мая".

АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ И ФРОНТОВИКИ

new_image5_84

Реклама

Выступал в жанре городского романса. Его можно назвать предшественником бардовской песни. Каждая песня Вертинского — это маленький спектакль, песенная миниатюра. На выступлениях автор делился переживаниями, давал зрителю неимоверный эмоциональный заряд и пищу для ума. К примеру, его песня "Юнкера", посвященная героям боя под Крутами, — крик души и повод задуматься. Продолжателями дела Вертинского стали поэты-фронтовики (Охрименко, Агранович, Анчаров), которые пели правдиво и просто о событиях Второй мировой.

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: ИСТОРИИ НА РАЗРЫВ

new_image_123

Сделал авторскую песню массовой и влюбил в себя миллионы. Его песни в первую очередь несли серьезный и страстный текст. Он рассказывал свои истории на разрыв, чем произвел в авторской песне настоящую революцию.

БУЛАТ ОКУДЖАВА: БЕЗ "МЫ"

new_image8_39

Среди общепринятого тогда "мы", "нам" Окуджава в своей поэзии говорил "я", "мне". Тогда это был прорыв сквозь систему к конкретному человеку. Ему принадлежит фраза: "Давайте понимать друг друга с полуслова", хит "Бери шинель, пошли домой". Он не только старался услышать всех, но и сам вошел в душу каждого.

АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ: ЕЩЕ РАЗ О ЧЕРТЕ

new_image3_115

Сценарист и драматург, член Союза писателей и Союза кинематографистов, обласканный властью, он перестал писать сценарии, которые доходили до зрителя лишь после цензуры. Стал общаться со слушателем напрямую, песнями, которые были очень сострадательными, простыми и понятными ("Когда я вернусь", "Еще раз о черте"). За это лишился званий и был изгнан из страны.

ПО-УКРАИНСКИ: У НАС БАРДЫ СТАЛИ КОБЗАРЯМИ

И хотя в жанре авторской песни преобладает русский язык, существует немало талантливых бардовских композиций и на украинском. Появилось и направление украинских бардов, которые исполняют свои песни не только под гитару, но и под кобзу, как это делает киевлянин Эдуард Драч. Пример патриотичной украинской авторской песни можно было увидеть во время Евромайдана в исполнении харьковчанина Николая Воловика ("Солдате, солдате", "Блюз про війну").

Кроме того, в Украине проходит целый ряд фестивалей бардовской песни. "Булат" в Сумах прошел этой весной уже в 28-й раз подряд. Он по праву считается лидером среди украинских фестивалей авторской песни, имеет статус международного, — говорит его руководитель Игорь Добровольский. — У нас выступали француз Франк Бюрло, американец Джош Ланца, болгары Живка и Явор Георгиевы. Кроме того, мы растим молодое поколение бардов — нашей молодежной студии уже 6 лет".

Полтавский фестиваль "Автограф" обычно проходит в детском спортивном лагере, где есть несколько домиков, палатки. А в Донецке с 2001 года и до начала войны проводился фест авторской песни "32 мая". Незримым участником был барон Мюнхгаузен, по примеру которого каждый год "фестивальщики" совершали какой-нибудь подвиг. Например, эпизод, где Карл разрубил своего коня напополам в бою, обыгрывался как попытка творчеством соединить разделенную на запад и восток Украину. Также Мюнхаузен избирался в президенты, добывал для страны бесплатный газ, вступал в Европу.

Одним же из первых бардовских фестивалей в Украине стал запорожский, который состоялся 33 года назад на острове Хортица. "Власти всячески мешали его проведению, и мы придумали хитрость, — говорит соорганизатор Ксения Калиниченко. — Мы отправили авторам, которых хотели видеть на фестивале, приглашения не на бардовскую тусовку, а на юбилей Александры Кужель, которая была не только политактивисткой, но еще и нашей участницей. Кагэбэшники недоумевали: кто такая эта Кужель, что к ней на юбилей съезжаются из самых отдаленных точек СССР? А чтобы уж точно избавиться от нежданных гостей, провели все на острове Байда, куда добраться можно только на лодке или вплавь. Праздник прошел великолепно, были только свои. И с тех пор фестиваль наш стал называться "Байда" и проводится до сих пор".

"КОГДА МУЖ НА КУХНЕ СОЧИНЯЕТ, Я СЛОВНО ТЕНЬ"

Каково это — жить с человеком, который высшей ценностью считает творчество и готов сутками держать в руках гитару, мы поговорили с женой Вадима Гефтера Ольгой. "Если это любимый бард, тебя ничего в нем не раздражает, — с улыбкой говорит она. — Наверное, жене творческого человека нужно в первую очередь умение быть тенью. Например, во время создания очередной композиции Вадим уединяется с компьютером на кухне. Если я начну его отвлекать или буду пытаться выяснить, чем именно он занят, это вызовет лишь раздражение. А наградой моим ожиданиям служит премьера, на которой присутствую только я. И я могу честно сказать свое мнение о ней.

Мы встретились в магазине, где я торговала посудой, но тогда он не сильно меня впечатлил. Растаяла же я, когда на одном из ужинов он взял гитару. Хотя, к сожалению, песни, посвященной мне, пока нет ("Как нет?! Да почти все!" — отреагировал на этот упрек Вадим Гефтер. — Авт.).

Вообще же с Вадимом весело. Как-то после фестиваля в Баку мы с ним и дочерью Визбора Татьяной пошли за сувенирами. Найдя подходящие, оказалось, что они дороговаты. Вадим стал торговаться и сказал, что, мол, попал в пикантную ситуацию — оказался в Баку с женой и любовницей одновременно: деньги на пределе, а угодить нужно обеим. Тот спросил, где жена, а где любовница. Вадим сказал, что любовница — Таня. Продавец не поверил, сказал, что любовница я, но цену вдвое таки снизил".

new_image6_66

Гефтеры. Вадим покорил Ольгу настойчивостью и своими песнями.

ВАДИМ ГЕФТЕР: "Мы все сотканы из подтекстов"

Известный украинский бард — о зависти коллег, сравнении с Высоцким и о том, какое будущее ждет авторскую песню

new_image4_101

— Вадим Яковлевич, многие считают, что барды — это пережиток советского прошлого. Так ли это? 

— Авторская песня сегодня в состоянии стагнации. Да, эволюции пока не видно. Но не потому, что нынешние авторы стали хуже. Просто зарабатывать песней сегодня, увы, невозможно. Барды всегда стремились на эстраду, но у нее ведь свои законы: нужно регулярно создавать шлягеры, ежегодно выпускать альбомы, поставив творчество на конвейер. А бард — это синоним свободы. Если нет вдохновения, то выдавить из себя что-то интересное очень сложно. Хотя, конечно, есть и исключения — Розенбаум, Митяев. Но мне, допустим, нравится далеко не все из того, что они стали делать, попав в эту колею. Бард обязан писать так, как он чувствует, вне зависимости от популярности. В этом смысле это серьезный путь развития, поиск своего зрителя. Удачный пример современного барда — бывший кавээнщик Семен Слепаков.

— Сейчас многие парни также собираются на лавочках и поют под гитару. Из них могут получиться барды? 

— Из пацанов, поющих вечерами на лавочках, стопроцентные барды те, кто ищет себя. Пусть вначале они даже поют ерундовый репертуар — ничего, ведь они пока чистые листы, на которых пишется их творческое будущее. Рано или поздно им захочется чего-то более совершенного — ну, или они так и останутся "пацанами на лавочке". Дворы, костры — это такой неформальный институт, через который проходил каждый бард, и я в том числе. Так что гонять их с лавочек не стоит. Может, возле вашего дома растет Окуджава XXI века? 

— Сейчас, наверное, нет особой конкуренции, ведь бардов немного.

— Конкуренция будет, даже если нас останется всего двое. Не секрет, что барды не совсем любят успехи коллег. Как-то я с удовольствием рассказывал коллегам, что ко мне подошел один из зрителей и сравнил с Высоцким. Ты бы видел лица моих коллег! Они не поверили, напряглись, и тогда я раскрыл карты. Тот человек действительно подошел ко мне и сказал: "Ты такой классный, и песни у тебя отличные. Но в сравнении с Высоцким ты — никто!" Вообще жизнь барда — это жизнь с подтекстом, мы из них сотканы. Как-то на нашем фестивале присутствовал интеллектуал Борис Бурда, который уморил всех тем, что на любой вопрос давал исчерпывающий ответ на несколько часов. Мой коллега даже сочинил о нем анекдот: "Бежит мужик в поисках туалета. Навстречу ему Бурда. Тот обрадовался: "Уважаемый! Скажите, где здесь туалет?" — "На Ваш вопрос я отвечу притчей", — начал свой ответ Борис Оскарович".

— И все же, каковы перспективы авторской песни в нашей стране?

— Я совершенно убежден в долгой жизни этого жанра. Сегодня, к примеру, есть идея сделать фестиваль "Облака" памяти Галича на его родине в Днепре. Понимание среди городских властей есть, так что, надеюсь, вскоре это мероприятие состоится. Идя бок о бок со своим слушателем, мы тем самым корректируем друг друга. Любая авторская песня имеет свой сюжет и драматургию, которые могут трансформироваться в мини-спектакль. Почему бы и нет? Авторская песня будет жить, пока будет жить человек, дающий бардам темы для творчества. Мальчишки всегда будут любить, волноваться, складывать свои переживания в рифмы. Кстати, авторская песня накормила не одно поколение попрошаек, поющих в электричках, на вокзалах, рынках. Ведь в основе своей они очень надрывисты и правдивы. Так что у жанра будущее. А учитывая то, что именно авторская песня способна точно передать то, о чем "не пишут в газетах", у этого жанра будет новое, честное будущее.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять