I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Семейный подряд: как кредит на квартиру положил начало производству сливовых соусов

Интервью с основателями крафтового производства сливовых соусов "Пан Слива" и "Пані Слива"

Я почти месяц убеждала мужа, что у меня получается печь вкусные пирожки, хлеб, торты и хачапури. Делала я это все ради того, чтобы он в меня поверил и предложил мне сделать свой бизнес. Но пока я продолжаю мечтать о глобальном, другие просто берут и делают. И вот кажется, что взять и начать – очень просто, но иногда для этого нужен жизненный толчок.

Виталий Павленко и Любовь Дроздова прекрасно смогли начать свое дело, однажды воспользовавшись предложением. Я встретилась с этой парой и расспросила, как им удается заниматься основной деятельностью и параллельно готовить вкуснейшие сливовые соусы.

Реклама

Прослушать полное интервью с Виталием Павленко и Любовью Дроздовой:

Виталий Павленко и Любовь Дроздова
Виталий Павленко и Любовь Дроздова / Фото: Иван Марчук

Реклама

– Я знаю, что вы занимаетесь производством сливовых соусов "Пан Слива" и "Пані Слива". Хочу узнать, с чего же все начиналось, какой была предыстория развития вашего бизнеса?

Любовь: Наша история о том, что не было бы счастья, да несчастье помогло. Мы начали производить соусы, потому что в 2007 году взяли валютный кредит на жилье и нам нужно было рассчитаться с банком. А поскольку доллар с 2007 года сильно вырос, а в 2014 году курс стал вообще нереальным, то мы искали возможность дополнительного дохода, кроме наших основных работ. Мы все думали, что бы нам такого сделать, чтобы заработать еще денег. 

В "Сильпо" есть такой проект как "Лавка традиций". В рамках него Виталик снимал на фото фермеров, производителей, ездил на съемки по городам Украины. И однажды руководитель этого проекта в один прекрасный день увидел, как расстроен Виталик по поводу нашей ситуации. Он сказал: "Почему ты думаешь, как отложить деньги? Думай о том, как их заработать!". И тогда он спросил у Виталика, что он может делать. Мой муж рассказал, что мы ездим к родителям в село, а они много всего производят, и нам тоже нравится этим заниматься. Он также добавил, что умеет готовить. На это его руководитель предложил попробовать приготовить что-то для проекта. Так и возникла идея готовить соусы для "Лавки традиций".

Реклама

Любовь и Виталий рассказали о личном обучении для развития бизнеса. Подробнее в видео:

– Но для того, чтобы начать, нужен был хоть какой-то стартовый капитал?

Виталий: Я сейчас всем рассказываю, что для такого бизнеса можно придумать три варианта развития. Если много денег – идти на фабрику зарабатывать, консервируя тысячи банок. Если мало денег – сварить дома кастрюлю соуса и продать ее на ярмарках. И третий вариант – такой, как наш – ехать в село, там очень много всего, в том числе и фруктов, которые опадают с деревьев, и многие люди их не успевают физически собрать и переработать.

Нам действительно повезло, но нет ничего невозможного

Любовь: А Виталик у нас очень любит готовить и у него все получается очень вкусно. Он полностью дома занимается готовкой. У нас на кухне стоит огромный стол и Виталик за ним любит устраивать кулинарные шоу для наших гостей, которые любят к нам приходить.

Любовь Дроздова: "Наша история о том, что не было бы счастья, да несчастье помогло"
Любовь Дроздова: "Наша история о том, что не было бы счастья, да несчастье помогло" / Фото: Иван Марчук

– Вы говорите, что вам предложили попробовать начать свое дело. Но если бы вы на тот момент не работали с одним из топовых украинских супермаркетов, был ли у вас шанс выйти на производство и продажи своей продукции?

Любовь: Нам действительно повезло. Но по своему опыту, я понимаю, что на самом деле не так сложно сделать что-то подобное, если есть желание. Например, я сейчас хожу на курсы для молодых производителей, которые либо хотят что-то делать, либо уже делают и хотят продавать свою продукцию в "Лавке традиций". Просто платишь посильные деньги, слушаешь о логистике, интересные вещи о документации – как и что заполнять. Прослушав курс, ты сдаешь экзамен, затем у них можно продаваться, если продукция пройдет по качеству и вкусу. На курсы приходят люди, которые делятся своими кейсами, и множество из них начинали все делать на своей кухне. Поэтому нет ничего невозможного. У нас получилось немного наоборот – не мы захотели, а нам предложили.

Читайте также:

Виталий: За нас никто работу не делал. Я принес соус в баночке, все попробовали и сказали: "Ну классно, с мясом пойдет. А можешь сделать 10 тысяч банок?". Так и поехало.

Любовь: Мы сначала хотели делать все дома, начали покупать промышленную технику. Например, купили мощный блендер, но оказалось, что нам негде стерилизовать 10 тысяч банок. Мы долго пробовали, а потом стало понятно, что сами не сможем переработать такой объем. В итоге мы нашли Нежинский консервный завод и арендовали у них на один день производство. 

Нам хочется делать то, что мы делаем лучше всего

– А как сейчас решаете этот вопрос?

Любовь: После опыта работы на Нежинском заводе Виталик поехал к родителям в село. Папа как раз построил новый гараж. Вот половину его Виталик и занял под цех, и вместе с друзьями его оборудовал.

Виталий Павленко: "Мы идем по простому пути"
Виталий Павленко: "Мы идем по простому пути" / Фото: Иван Марчук

– Сколько лет вы уже занимаетесь производством соусов?

Виталий: Четыре года. Но у нас два года выпало. Один год был неурожай, и мы вовремя не воспользовались ситуацией. А в этом году у нас родилась доченька, поэтому осенью не получилось заниматься бизнесом по семейным обстоятельствам .

Мы не стараемся гнаться за разновидностями, чтобы самим в них не потеряться

– Сколько видов соусов вы выпускаете сегодня?

Любовь: У нас сейчас три вида продукции – два соуса и маринованные сливы.

Виталий: Мы идем по простому пути. Мы не стараемся сейчас гнаться за разновидностями, чтобы самим в них не потеряться. Нам хочется делать то, что мы делаем лучше всего. Первый соус Ткемали, который мы делали, такой же, как делает мама Любы. Его делают люди в селах, они вместо кетчупа едят мясо со сливовым соусом. Когда нам предложили расширяться в ассортименте, то мы, в свою очередь, предложили то, что можем делать – маринованную сливу. 

– Чтобы попасть на прилавки, нужно провести лабораторные исследования продуктов, как вы с этим разбирались?

Любовь: С этим нам немного помогла наша Алена (Алена Токар, основательница производства карамельной LOL&POP. – Ред.), а потом сами разбирались. Просто раньше все это было не так сложно. Но сейчас мы уже переходим на стандарты Евросоюза и у нас остался последний год, когда с документацией для малого бизнеса все более-менее просто. Но готовить и так нужно в специальных условиях, должно быть соответствующее помещение. Потом продукцию нужно сдавать на анализы в лабораторию. Там проводится масса различных исследований, после чего выдается сертификат.

Любовь Дроздова: "Виталик никогда не стесняется того, что делает"
Любовь Дроздова: "Виталик никогда не стесняется того, что делает" / Фото: Иван Марчук

– Говорят, что у нас существует множество бюрократических моментов, тянучки с разрешениями и различными документами. Вы сталкивались с этим?

Любовь: Нет, мы такого на себе не ощутили.

Виталий: Если все делать вовремя, не спешить и заранее планировать, то никаких проблем не будет.

Любовь: Сейчас, наоборот, все чаще сталкиваемся с тем, что все процессы становятся проще. Я сейчас не про соусы. Взять, например, рождение ребенка. Все документы оформили за 20 минут в интернете с помощью электронной подписи.

– Вы ставите перед собой глобальную цель в развитии своего бизнеса?

Виталий: Знаете, за границей, в европейских странах есть такое понятие, как средний класс. Там все живут одинаково. Я хочу, чтоб и у нас было как можно больше таких людей. Чтобы они могли катать себе по пять тысяч банок в год, а потом продавать их по магазинчикам своего города или села. И чтобы этого хватало для того, чтобы поехать с семьей на отдых.

– А на какие страны в этом вопросе вы равняетесь?

Любовь: Мы равняемся, например, на Италию. Там очень развиты фермерские хозяйства и это гордость, когда семья что-то делает очень давно и хорошо. У нас такого нет, этого стыдятся. У нас нет духа предпринимательства. Это уже сейчас стало популярно приучать детей самостоятельно зарабатывать деньги. Я припоминаю, как я, будучи ребенком, с папой и бабушкой ездила на базар продавать то, что они сами вырастили. Мы тогда жутко стеснялись это делать.

Виталий: А я еду на базар в Черкассах и мне нравится продавать, помочь дедушке из села продать вишню. Я с удовольствием это делаю и люди у меня покупают.

Любовь: У Виталика есть предпринимательская жилка и он никогда не стесняется того, что делает.

Любовь и Виталий поделились планами дальнейшего развития бизнеса. Подробнее в видео:

– Кто занимается дизайном этикеток для вашей продукции? 

Любовь: Первую этикетку для нас делали "Сильпо". Она была полностью в их стиле, специально для "Лавки традиций". А потом создали свою этикетку. Очень талантливая художница Наталия Сулима нарисовала нам двух персонажей – Пана и Пані Сливу. Дизайном, по сути, я занималась, находила для нее референсы. Нам эти герои очень понравились. Пока менять не собираемся, тем более, что мы маленький крафтовый производитель и не можем тратить много денег на дизайн этикетки.

Любовь Дроздова: "Мне было страшно заниматься чем-то своим"
Любовь Дроздова: "Мне было страшно заниматься чем-то своим" / Фото: Иван Марчук

– Поддерживают ли вас родные, и не было ли случаев, когда кто-то пытался вас отговорить заниматься производством соусов?

Любовь: Никто не отговаривал, но мало кто верил. И до сих пор мало кто к этому серьезно относится, даже я не настолько серьезно отношусь к своему делу. Мне было страшно заниматься собственным бизнесом. Я знаю, что хожу на работу и там у меня есть стабильность. Но в то же время, когда нам начали звонить люди, спрашивать про соус, говорить, что он им нравится и предлагать продавать его в других городах, то я пересмотрела свои страхи.

Также читайте эксклюзивное интервью с менеджером Киева, автором проекта "Шукай!" Юлией Бевзенко.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять