Из детей дождя вырастут Гейтсы и Эйнштейны

Аутистам помогут дельфины и лошади

В среду, 2 апреля, прошел Всемирный день распространения информации об аутизме. Заболевание это достаточно редкое и необычное, потому знаем мы об аутистах немного и не всегда представляем, как относиться к замкнутым, отстраненным детям, страдающим этим недугом. Малышей-аутистов не берут в детские сады и школы, их сторонятся сверстники на игровых площадках, жизнь таких детей с первых шагов превращается в жизнь изгоев. А ведь они могут стать полноценными членами общества и даже известными личностями. Об основных проблемах раннего детского аутизма (РДА) и методах преодоления этого недуга нам рассказали директор Центра психологической коррекции и развития "Моя дитина" Екатерина Воробей, коррекционный педагог этого центра Марина Ныжник, нейропсихолог Татьяна Кострицкая, дельфинотерапевт и психолог Богдан Поповский.

Аутизм — заболевание, связанное с задержкой психического и речевого развития, стереотипным поведением (привычкой выполнять определенные действия, например, грызть ногти) и нарушением социальной адаптации. Такие дети не любят прикосновений, не интересуются другими детьми и игрушками, часто устраивают истерики, говорят о себе в 3-м или 2-м лице. Причины появления заболевания до сих пор неизвестны. Первые признаки проявляются в возрасте до трех лет: малыш с РДА ведет себя отстраненно — не отзывается на имя, уединяется, избегает визуального контакта. Задержка речевого развития, игнорирование замечаний взрослых, проблемы с простыми игрушками — настораживающие симптомы. "Диагностировать детский аутизм в Украине сложно — нет стандартов и соответствующей подготовки врачей. Часто педиатр не распознает заболевание. А ведь чем раньше аутизм диагностируют, тем быстрее начнется терапия и тем больше у ребенка шансов на полноценную жизнь. Так что задача родителей — вовремя определить первые признаки", — объясняет Екатерина Воробей.

Реклама

Аутизм — это навсегда?

Люди с диагнозом "аутизм" могут успешно адаптироваться в обществе, среди них талантливые люди встречаются в 10 раз чаще, чем среди обычных людей. Ученые Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон, писательница Виржиния Вульф, кинорежиссер Вуди Аллен, художники Винсент ван Гог и Энди Уорхолл, композитор Вольфганг Моцарт, предприниматель Билл Гейтс и основатель Facebook Марк Цукерберг обладали или обладают признаками аутизма.

"Сегодня аутизм считается неизлечимым, — говорит Екатерина Воробей. — Но в детском возрасте может отмечаться ослабление симптомов, после чего диагноз "аутизм" снимают, указывая его как расстройство аутистического спектра. Это возможно благодаря интенсивной терапии".

Реклама

Главное в лечении РДА

Очень важен комплексный подход: диагностика, разработка индивидуального плана и непосредственно терапия должны проводиться сообща. В специализированных центрах с детьми-аутистами работают психиатры, психологи, коррекционные педагоги (дефектолог, логопед), арт-терапевты, инструкторы ЛФК (лечебной физической культуры), АВА-терапевт (АВА-терапия (Applied Behavior Analysis) — прикладной анализ поведения, интенсивная обучающая программа, основанная на поведенческих технологиях и методах обучения). С этими специалистами должны тесно сотрудничать и родители.

Ребенок в обществе

Реклама

Для ребенка с РДА важно общение с обычными детьми: коллектив позволяет малышу определить себя как личность и часть социума. Среди сверстников ребенок-аутист сможет постепенно выйти из своего крошечного мира и войти в мир большой. Ровесники помогают больному ребенку преодолеть его недуг, но заботливые родители зачастую стараются оградить свое чадо от общения со сверстниками-аутистами, что не всегда правильно. Тем более что пребывание в детском коллективе, по мнению нейропсихолога Татьяны Кострицкой, полезно не только ребенку-аутисту, но и остальным малышам: общение с "особыми детьми" учит проявлять терпимость и сочувствие, формирует коммуникативные способности.

Альтернативный подход

Помочь детям-аутистам можно и с помощью сказкотерапии, игротерапии, использования методов альтернативной коммуникации PECS (общение через обмен изображениями).

Новый метод, который сейчас интенсивно применяется в лечении аутизма, — песочная терапия. На аутиста песочница действует по принципу: "Собери глаза и руки!" Играя с песком, ребенок эмоционально расслабляется, начинает наблюдать за движением рук, концентрировать взгляд. Дети лучше познают возможности своего тела, у них улучшается сенсорика и развивается мелкая моторика. Во время "общения" с песком кожа ребенка "насыщается" новыми ощущениями: высокая или низкая чувствительность кожи может быть одной из причин нарушения поведения и задержки развития речи.

АНИМАЛОТЕРАПИЯ. Популярность приобретает и такое направление, как анималотерапия — лечение с помощью животных. Наиболее эффективными считаются иппотерапия (лечение с помощью лошадей) и дельфинотерапия (общение с дельфинами).

"Иппотерапия — особенно интересный метод лечения, — говорит Марина Ныжник. — Во-первых, лошадь вызывает у аутистов позитивные эмоции. Во-вторых, для того, чтоб удержатся верхом, ребенку необходимо приспосабливать свое тело к движениям животного — такие упражнения гармонизируют психомоторную сферу ребенка (координацию движения, чувство равновесия). Кроме того, температура животного выше температуры человека и когда ребенку предлагают выполнить упражнения на лошади без седла, он чувствует тепло животного, что способствует снятию напряжения".

Положительно влияет и курс дельфинотерапии. "Ранний детский аутизм — одно из основных заболеваний, при котором ребенку назначают курс дельфинотерапии, — рассказывает Богдан Поповский. — Во время сеансов общения с дельфинами прорабатывается психоэмоциональная сфера пациента. У ребенка повышается мотивация к общению с родителями и сверстниками, улучшается координация движений и моторика, стабилизируется настроение, повышается уровень самооценки. Положительные сдвиги могут быть заметны уже после первых занятий".

Особенности обучения

Родителям деток с РДА важно понимать, что аутизм — это не приговор. При раннем выявлении заболевания и регулярных занятиях аутисты могут вести сравнительно нормальный образ жизни. Но, к сожалению, препятствий на пути к выздоровлению много.

Главная проблема — отсутствие в Украине отлаженной системы медицинской, психологической и социальной помощи детям с РДА. О том, как работать с аутистами, знают единицы, и обычно это — специалисты частных заведений, которых немного даже в крупных городах. Да и не каждая семья может себе позволить отдать ребенка в такое заведение. Ведь в зависимости от специфики и глубины заболевания день обучения по индивидуальной программе обойдется в 300 грн (правда, занятия показаны не каждый день).

Еще одна проблема — неготовность общества налаживать контакт с детьми с синдромом РДА. К общению с аутистами не готовы ни воспитатели в детских садах, ни другие дети и их родители. Подобная ситуация и в школах. Сейчас в Украине живет около 500 детей школьного возраста с официальным диагнозом "аутизм". Хотя по неофициальной статистике аутизмом болеет один ребенок из ста. Согласно Концепции развития инклюзивного образования (утв. Приказом МОН Украины №912 от 01.10.2010), каждый ребенок имеет право на образование, в том числе и дети с особыми потребностями. И если родители решают отдать "ребенка дождя" в школу, препятствовать этому никто не будет, но специалистов по работе с детьми-аутистами в среднеобразовательных школах нет, и учиться ребенок будет в обычном классе. В Киеве, например, есть только одна государственная школа со специализированными классами, где проводится обучение детей-аутистов.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Татьяна Балаклейская (г. Харьков) рассказывает:

"Официально моему сынишке Никите поставили диагноз РДА в 4 года, хотя мы заподозрили неладное, когда ему было еще два. Но, к сожалению, в нашем городе очень мало специалистов, которые могли диагностировать аутизм. Несколько раз нам ставили ошибочный диагноз, из-за этого мы потеряли много времени. Впрочем, даже поставив правильный диагноз, врачи смогли предложить занятия в реабилитационном центре лишь в течение месяца по два раза в неделю с возможностью повторить курс через полгода. Конечно, этого очень мало для Никиты. Еще одна проблема — найти центр, где занимаются с аутистами: таких единицы. Мы с Никитой занимаемся по комплексной программе: АВА-терапия, занятия по методике Монтессори, логопед, посещение зала сенсорной интеграции и бассейна. Результаты уже сейчас очень хорошие: сынок стал общительным, появился зрительный контакт и навыки самообслуживания, даже речь стала появляться. Конечно, работы еще очень много, но главное сейчас — социализация. Полноценная жизнь как ребенка, так и его родителей возможна, если общество изменит свое отношение к таким детям. Может быть, мы сталкиваемся с непониманием из-за того, что многие люди просто не знают, что такое аутизм, и им трудно понять, почему внешне здоровый ребенок ведет себя не так, как все".

МАЛЕНЬКИЙ ФЕНОМЕН. Миша Войтенко из г. Хмельника (Винницкой обл.) до 2,5 лет рос и развивался как обычные детки, но потом в организме мальчика произошли какие-то изменения, и в течение двух месяцев он перестал разговаривать. Одни врачи диагностировали психоречевую задержку, другие — аутизм.

"Мы много ездили, искали решение проблемы, лечились, но особых результатов ничего не приносило. А полгода назад приехали в Киев, где начали учиться в центре лечебной педагогики. Прошли два курса дельфинотерапии, а также медикаментозное лечение. И у нас появились первые результаты — в декабре минувшего года Мишутка снова заговорил!" — делится радостью мама Светлана.

Сейчас Мише 6 лет и ему уже пора готовиться к школе. Светлана воспитывает сына одна, помогать стараются родные и близкие, но чтобы догнать своих сверстников, мальчику еще многое предстоит пройти. Для полноценного развития ребенку очень важна благоприятная атмосфера в социуме.

"Играет Миша чаще всего с детьми помладше — они более наивны и открыты. Есть добрые люди, которые с пониманием относятся к нам, но их немного. В основном слышим: "Заберите ребенка домой!", "Уберите его и усадите в клетку, если он не знает, как себя вести!" — со слезами на глазах рассказывает Мишина мама.

Миша, к слову, особенный ребенок не только из-за своего диагноза — особенность мальчика в его феноменальной способности запоминать людей, дорогу, события… Он в точности копирует звуки, голоса, интонацию животных и людей. В последнее время начал проявлять интерес к танцам и рисованию. Мама Светлана мечтает об одном: чтобы сын пошел учиться, как все детки, хотя и понимает, что в обычном классе ему будет пока трудно.

new_image4_02

Терапия. Благодаря правильному лечению, Миша в этом году пойдет в школу вместе с обычными детьми.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять