Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.
Принять
Главная Сегодня

Как правильно следить за здоровьем школьника

Регулярно измеряйте давление ребенку, считайте пульс и следите за его весом.

Не игнорируйте жалобы ребенка и ленитесь обследовать. Фото А. Искрицкой
Не игнорируйте жалобы ребенка и ленитесь обследовать. Фото А. Искрицкой

С каким багажом мы отправляем свое чадо в школу каждый год? Да, на море съездили, фруктов поели, вдоволь нагулялись… и взяли у своего педиатра справку, что ребенок здоров и может посещать школу. Иногда, самые скрупулезные мамы все-таки настаивают на анализах и осмотре узких специалистов. И правильно делают! Школьные занятия (в том числе и физическая культура) — это огромная нагрузка на растущий организм и вы должны быть уверенны, что вашему малышу она под силу.

Многие СМИ писали о трагических случаях на уроках физкультуры, а мы решили написать о том, как избежать беды. Мы поговорили с Олегом Пасичниченко, специалистом по возрастной физиологии, к.б.н, доцентом кафедры физиологии Киевского национального университета им. Шевченко о возрастных нормах здоровья школьников и расспросили, какие физиологические показатели детей необходимо контролировать самостоятельно.

УЗНАЙТЕ ГРУППУ ЗДОРОВЬЯ

В зависимости от состояния здоровья с самого рождения все дети делятся на группы, и для каждой из них должны быть разработаны свои физические нагрузки. Вы должны спросить у своего педиатра, к какой группе здоровья относится ваш ребенок, и предупредить об этом в школе. Уравнивать всех детей в классе нельзя: то, с чем легко справляется ребенок с 1-й группой здоровья совсем не под силу ребенку 3—5-й групп.

Группа I – дети здоровые, с нормальным психическим развитием и болеющие не чаще 3—4 раз в год. Дети этой группы не имеют пороков развития или других нарушений внутренних органов.

Группа II – дети здоровые, но которые могут иметь небольшие проблемы со здоровьем, например, ребёнок может страдать аллергическим заболеванием или иметь лишний вес. Также дети с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии (не менее 3—5 лет) или частыми ОРЗ.

Группа III – дети с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития с периодами обострения.

Группа IV – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья со сниженными функциональными возможностями.

Группа V – это самая тяжёлая группа здоровья: дети, больные хроническими заболеваниями со значительно сниженными функциональными возможностями, инвалиды.

Отсюда можно легко сделать вывод, что посещать уроки физкультуры могут только ребята 1 группы и часть детей 2-й группы (если врач не накладывает "табу" на занятия). Но это ни в коем случае не означает, что дети 3—5 групп должны быть освобождены от "физ-ры" и тоскливо сидеть на скамеечке. Спортивные нагрузки им необходимы даже больше, чем здоровым детям, только они должны быть дозированы и умеренные. Правильные занятия спортом помогут такому малышу укрепить здоровье, улучшить показатели физического развития и закалить организм. Такие ребята должны ходить на ЛФК (лечебная физкультура) по контролем квалифицированного педагога и врача. А преподаватель физкультуры не должен заставлять их выполнять нормативы.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ

Внимательные родители должны следить за состоянием здоровья ребенка и знать, чего нужно опасаться. Существует "опасная триада", которая приводит к печальным последствиям со здоровьем. Это когда к повышенной массе тела прибавляется пониженное давление и замедленный пульс (брадикардия). Поэтому именно эти три показателя важно запомнить и регулярно проверять самостоятельно.

МАССА ТЕЛА
Рост Резко недоста-точнаяНедос-таточнаяНиже среднегоСредняяВыше среднегоИзбыточная
105 см14,615,216,117,7 18,419,2
110 см16,0 16,717,5 19,620,621,5
115 см18,018,719,521,622,6 23,5
120 см20,021,723,525,6 26,6 27,5
125 см25,026,528,5 29,630,6 31,5
130 см 29,0 29,731,532,633,6 34,5
135 см 33,234,0 36,8 37,0 37,538,0
140 см37,4 38,239,141,542,0 42,5
145 см41,642,443,4 45,8 45,946,0
150 см45,9 46,647,750,250,3 51,5

АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ
Возраст6—8 9—10 11—12 13—14 15—16
Мальчики88 / 5291 / 54 103 / 60 108 / 61 110 / 62
Девочки87 / 5289 / 53 94 / 60106 / 62108 / 62

ЧАСТОТА ПУЛЬСА
Возраст Ударов в мин.
5-8 лет90—100
8-12 лет80—100
старше 12 лет60—90

КАК ЗАПОДОЗРИТЬ ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ

Глаза. Ребенок плохо видит удаленные предметы; ему трудно читать; не может сосредоточиться; часто моргает.

Что сделать: обследовать остроту зрения и состояние глазного дна.

Сердце. Малыш неожиданно бледнеет (у него синеет носогубной треугольник), страдает головокружениями, теряет сознание, часто плачет без видимой причины, жалуется на головные боли, быстро утомляется, избегает подвижных игр.

Что сделать: электрокардиограмму.

Желудок. Ребенок жалуется на боли в животе, головную боль, слабость, у него часто повышается температура тела, сухой, обложенный язык и громкое урчание в животе.

Что сделать: УЗИ желудка и при надобности эндоскопию.

Печень. Ребенка беспокоит тяжесть и дискомфорт в правом подреберье, ноющие обычно длительные боли и подташнивание. Язык покрыт желтым налетом, а во рту периодически ощущается горечь.

Что сделать: УЗИ печени с допплерометрией.

Поджелудочная. Периодические боли (от тупых до колик) по всему животу. Часто повышен уровень кетоновых тел (ацетон) в моче.

Что сделать: исследования ферментов крови и мочи, УЗИ поджелудочной железы, контроль ацетона в моче с помощью тест полосок (продаются в аптеке).

Почки. Заболевание обычно проявляется приступами острой боли в пояснице, отдающей в низ живота. Кроме этого, ребенка могут беспокоить повышение температуры, рвота, задержка газов и стула, нарушение мочеиспускания.

Что сделать: анализы мочи и УЗИ почек.

Кишечник. Периодическое вздутие живота и частые нарушения стула (понос или запор).

Что сделать: сдать кал на копрограмму.

Позвоночник. Ребенку тяжело долго сидеть в одной позе, он жалуется на боли в крупных суставах (тазобедренных, коленных, плечевых, локтевых) с одной стороны тела, часто вытягивает шею, как бы стараясь занять более удобное положение, любит ли он стоять на одной ноге, плечи находятся на разных уровнях. коленных, плечевых, локтевых) с одной стороны тела, часто вытягивает шею, как бы стараясь занять более удобное положение, любит ли он стоять на одной ноге, плечи находятся на разных уровнях.

Что сделать: показать ребенка ортопеду.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров