Главная Сегодня

25 лет проекту "Приднестровье": чем живет непризнанная республика

В ПМР выбирают "президента", строят школы за счет РФ и селят туристов в отелях СССР

Человек "Шерифа". На билбордах кандидата в "президенты" Красносельского активно используются цвета российского флага и символ партии "Единая Россия"..
Человек "Шерифа". На билбордах кандидата в "президенты" Красносельского активно используются цвета российского флага и символ партии "Единая Россия"..

В воскресенье, 11 декабря, в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) пройдут очередные выборы "президента". С момента провозглашения об отделении от Кишинева здесь выбирали лидера пять раз. В 1991 году победил Игорь Смирнов (65,4%), который потом переизбирался в 1996-м (71,94%), в 2001-м (82%) и в 2006-м (82,4%). Затем на него решила не ставить Москва, поскольку возникли подозрения в краже российской помощи, а против сына Смирнова в РФ завели уголовное дело. В 2011 году победил Евгений Шевчук с поддержкой 73,88%. Ныне Шевчук вновь пытается переизбраться на выборах, которые не признает мировое сообщество. Но за годы отдельного существования от Молдовы приднестровцы со всей серьезностью подходят к игре в выборы, активно обсуждая в соцсетях свои перспективы на светлое будущее после новой избирательной кампании. 

"Гнать всех в шею! 25 лет восседали "у руля", толку — нуль. Для наведения порядка Шойгу нам и непременно со своей "командой" и с Ту-160 (бомбардировщик, способный нести ядерное оружие. — Авт.)!" — написала, например, Людмила на одном из интернет-форумов. "Сейчас перед выборами, как и в 2011 году, все будут идеальными. Но что нас ждет после? Если придет к власти человек "Шерифа" (крупнейший торгово-промышленный холдинг в ПМР, по слухам, принадлежащий главе таможенного комитета Приднестровья Владимиру Смирнову, который является сыном экс-президента. — Авт.), то можно будет забыть о том, что есть равноправие. Такой ли мы желаем жизни своим близким?" — пишет Ва­лерий. "В странах пост­советского пространства люди везде одинаково страдают от бездарности, жадности и бесчестия политиков", — отметила местная жительница Наталья. Стоит отметить, что никто из комментаторов на приднестровских сайтах и нами опрошенных в Тирасполе так и не признал, что существующие трудности в их регионе связаны с решением 25-летней давности о "независимости".

За главный пост в ПМР борются семь кандидатов. Фавориты гонки — Шевчук и экс-глава МВД, до парламентских выборов в республике год назад — начальник службы безопасности ООО "Шериф", а ныне председатель парламента Вадим Красносельский. Противоборствующие стороны располагают собственными политическими силами — "Шериф" финансирует партию "Обновление", а у Шевчука есть пропрезидентское "Возрождение". Собственно, как парламентские выборы, так и ныне президентские здесь называют противостоянием Шевчука, как борца с местным олигархатом, несмотря на то, что его семью считают крупнейшим землевладельцем в ПМР, с холдингом "Шериф", который не хочет терять свои активы. Шевчук, которого связывают с молдавским олигархом Владимиром Плахотнюком, выступает за пересмотр результатов приватизации, происшедшей в 20-летний период управления Приднестровьем Смирновым (с 1991 по 2011 г.). Также он за развитие государственных энергетических предприятий, продолжение социальных инвестиций в медицину и просвещение, что делается в основном за счет Москвы. А Красносельский выступает за создание 15 тысяч новых рабочих мест до конца 2020 г., трехлетний мораторий на увеличение налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса, двукратное снижение стоимости предпринимательских патентов, пятилетний запрет на повышение коммунальных тарифов для пенсионеров, 7% ежегодную индексацию пенсий и зарплат в бюджетной сфере. И тоже в надежде, что на это "сбросится" Кремль.

new_image4_165

Агит-бус. Так агитируют за кандидата Кузьмичева.

Все кандидаты в местные "президенты" используют тему единства с Москвой. Например, билборды с Красносельским используют не только цвета российского флага, но и символику партии власти РФ "Единая Россия", с которой спикер приднестровского парламента заключил соглашение о сотрудничестве.

Шевчук в своих агитационных газетах, которые раздаются на АЗС, в школах, поликлиниках, гостиницах и т. д., использует фото с главным российским куратором проекта "Приднестровье" Дмитрием Рогозиным и где рассказывает, какие совместные проекты реализует Тирасполь с Москвой, естественно, в обход Кишинева. Например: "Я регулярно встречаюсь с Дмитрием Олеговичем Рогозиным, которому Владимир Владимирович Путин доверил курировать приднестровское направление работы. И наши коллеги в России регулярно и должным образом информируются обо всех актуальных вопросах, которые требуют незамедлительного решения".

Эксперты, которые пытаются предсказать результаты нынешнего волеизъявления, делают это аккуратно. В первую очередь потому, что в Приднестровье нет независимых социологических институтов. Тем не менее, по имеющимся данным, прогнозируют победу представителя крупного приднестровского бизнеса Красносельского, который может заручиться поддержкой не менее 40—43%. Действующий "президент" Шевчук может рассчитывать не более чем на 23—25%.

new_image8_70

Выборы. Кандидат от общественного движения "Русский форпост".

ЖИЗНЬ: ОФИСЫ МИРОВЫХ ФИРМ И ЗАБЫТОЕ СЛОВО "ТУРИСТ"

Замораживание уже на 25 лет приднестровского конфликта привело к тому, что между сторонами наладились все необходимые для человека и бизнеса связи, кроме политических. Во-первых, существует разнообразное транспортное сообщение, разве что самолеты не летают. В субботу и воскресенье из Кишинева через Тирасполь в Одессу и Москву ходит пассажирский поезд. С центрального вокзала столицы Молдовы через каждые 20 минут отправляется полная маршрутка на Тирасполь. Едет она менее двух часов, стоит туда 35 леев (44,4 грн), а обратно, видимо, по принципу "Вход — рубль, выход — два" — 70 леев (88 грн). 

"Граница" перед Бендерами представляет собой КПП молдавских пограничников. За ними в лесопосадке спрятался российский БТР с часовым в форме российской армии, но в голубой каске — с 27 июня 1992 года дислоцированная здесь 14-я гвардейская общевойсковая армия РФ начала выполнять миротворческую функцию. Метров через пять стоит вагончик приднестровских "пограничников", где иностранцам нужно заполнить "миграционную карту". Система компьютеризированная и после расспросов о цели поездки и месте проживания вам выдают распечатанную "миграционную карту". При выезде из ПМР эту бумажку необходимо отдать пограничнику под угрозой штрафа.

Первое удивление вызвали офисы Mercedes-Benz, BMW и Kаrcher GmbH, расположенные на въезде в Тирасполь в симпатичном квартале из новостроек. Например, согласно информации на официальном сайте автосалона Mercedes-Benz в ПМР, головной офис в Штутгарте немецкого производителя заключил официальный договор на открытие своего представительства на непризнанной территории с ООО "Шериф" в 1999 году. Там же сообщается, что продажа новых автомобилей Mercedes-Benz ежегодно увеличивается в Тирасполе на 20—30%. Вот так у нас развеялась иллюзия, что единственные, кто работает с Тирасполем сегодня — Россия, ну, максимум еще страны ЕврАзЭС.

new_image5_130

Супермаркет. Львиная доля бизнеса здесь принадлежит ООО "Шериф" — говорят, бизнес сына Смирнова.

Зайдя в первый же попавшийся нам в самопровозглашенной столице супермаркет, естественно, под вывеской "Шериф", выяснилось, что почти половина товаров там из Украины — от молока и подсолнечного масла до кетчупа и шоколадок всемирно известной нашей фабрики. Порадовал тот факт, что на прилавках была артемовская соль, на которую этой осенью наложили санкции россияне. Мы нашли еще офис одной украинской авиакомпании и большой супермаркет не менее известной в Украине торговой сети с представленными на полках товарами с их фирменным логотипом. Не против приднестровцы и употребления молдавских товаров, а также не отказываются от продажи своих через Кишинев (в основном это винно-водочная продукция). Главное, зарегистрировать марку в государственных органах Молдовы и нанести на этикетку маркировку: "Сделано в Республике Молдова, Приднестровье..."). Например, в Duty Free кишиневского международного аэропорта есть целый прилавок с таким вином и коньяком. Но стоит учитывать, что из-за регистрации в Молдове много приднестровских товаров не могут попасть на рынок РФ, так как против молдавских товаров Москва ввела массу санкций.

Еще одним откровением стало новенькое здание так называемого МИД Приднестровья, стеклянная современная высотка ООО "Тираспольтрансгаза", отремонтированная городская поликлиника, выложенная тротуарной плиткой пешеходная зона в центре, где также покрашены фасады большинства домов, современные троллейбусы и кафе с Wi-Fi. Ночной Тирасполь на деньги Москвы сверкает подсветкой зданий парламента и сталинского ампира "Дом советов" — горадминистрации, перед которыми возвышаются памятники Ленину. И все это сильно контрастировало с бедными улицами Кишинева, откуда мы только что приехали и где практически все разрыто, местами с лежащими месяцами кучами песка и щебня и не доложенной до проезжей части тротуарной плиткой. На завершение ремонтных работ у Кишинева нет денег, а ЕС не спешит предоставлять средства из-за постоянных коррупционных скандалов в Молдове. В Тирасполь же щедро вкладывает Москва, желая создать контраст Кишиневу. В самой России ругаются, что многие их города выглядят как Кишинев, зато деньгами щедро субсидируется не только Приднестровье, но и Кавказ, а теперь еще и незаконно оккупированный Крым в очереди с так называемыми "ДНР" и "ЛНР". Согласно американскому аналитическому изданию Stratfor, ранее ежегодно ПМР получала помощь минимум на $100 млн. Правда, поскольку Тирасполь держит курс своего рубля, а россияне передают помощь в своих рублях, то сумма этой помощи в переводе на твердую валюту уменьшилась более чем в два раза. Эти деньги идут в основном на надбавки приднестровцам к пенсиям, которые составляют от $84 до $121. Согласно данным газеты "Я — приднестровец", Россия также строит в ПМР садики, школы, больницы, диспансеры, вузы. Приднестровье по-прежнему получает от России фактически бесплатный газ, но умудрилось накопить по нему долгов на $5 млрд. Просто местные власти не перечисляют Газпрому оплаченные местным населением кубометры газа, а пускает эти деньги на выплату... пенсий и зарплат. А поскольку Москва формально не признает Приднестровье, россияне требуют этот долг с... Кишинева.

new_image9_53

"Шериф". Он и свет дает...

new_image10_47

Он же. ...и людям помогает.

ОТЕЛИ. Все же мы нашли подтверждение стереотипу, что непризнанные республики — это "законсервированный СССР". Приехав на тираспольский автовокзал, мы у прохожих расспросили о ближайших отелях. Вариантов оказалось два: гостиница "Россия" и "Аист". Селиться в "России" не хотелось, хотя в таком случае мы бы оказались рядом с офисом "Единой России", под которым припаркованы последние модели Lexus. Мы пошли к набережной Днестра, где в 1973 году появился отель с фигурой аиста на фасаде.

new_image_238

"Россия". Здесь туристам предоставляют все необходимые услуги.

new_image6_104

"Аист". С 1975-го мало что поменялось.

Открыв двери этого отеля, мы оказались в просторном, но темном холле, поскольку он освещался исключительно за счет дневного света. Такое же освещение было на этажах, где одна лампочка включалась в темное время суток. Уголок для отдыха представлял собой старый полированный письменный стол и два не менее старых кожаных кресла с местами лопнувшей обивкой. В кабинке "Администрация" сидела девушка, которая оказалась очень приветливой. Но ее слова привели нас в шок: "Вам номер с горячей водой или без?" Оказалось, с горячей — это уже номера люкс, где установлены бойлеры. Правда, люкс не предполагает наличия работающего телевизора, мини-бара, телефона, шампуня, халата и больше одного полотенца на постояльца. В нашем случае на двоих оказалось одно большое и одно маленькое полотенце, а также пустой холодильник Nord. Когда возник вопрос о неработающем телевизоре, пришлось спуститься на первый этаж. Проблема решилась путем переселения нас в другой номер. Нам помогала лично администратор, для которой не составило труда закрыть свое окошко и подняться с нами на шестой этаж. По пути выяснилось, что в "Аисте" так часто бывают туристы, что администратор долго не могла вспомнить это слово и перепутала их с "футболистами"...

Ремонт в номерах проводился несколько лет назад, но паркету явно уже столько, сколько "Аисту". О пожарной сигнализации или автоматической системе пожаротушения, ясно, что речи нет. Вместо этого на каждом этаже в старом деревянном ящике под амбарным замком стоит большой огнетушитель. А вот корзины для мусора не дошли до наших времен: вместо них на этажах возле лифта стоят эмалированные кастрюли с натянутыми на них пакетами.

Еще раз мы были шокированы, когда на вопрос администратору, когда завтрак в ресторане, получили ответ, что в этой гостинице на 27 номеров не кормят. Столовая, конечно же, есть, но она работает только в качестве места для проведения поминальных мероприятий.

new_image7_92

"Россия". Здесь все в мраморе и вода горячая есть.

new_image11_39

"Аист". Мебель — советская, ресторана нет.

-1_73

"ЗАЧЕМ НАМ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ? ЧТОБЫ ПОССОРИТЬСЯ С РФ?.."

При посещении ПМР и Молдовы создалось впечатление, что обе молдавские части ужились вместе, мирно сосуществуют многие годы, наладили экономику и, казалось бы, наступило то время, когда можно спокойно говорить об объединении. Тем более у Молдовы есть аппетитный "пряник" — безвизовый режим с ЕС. Но приднестровцы и так активно пользуются этим "пряником". Ведь, по статистике, 300 тысяч из них имеют молдавский паспорт (а это практически все взрослое население ПМР), который открывает европейские границы. Возможно, в том числе и поэтому при общении с местными жителями оказалось, что по обе стороны "границы", охраняемой российскими военными, сегодня не очень-то хотят объединения.

new_image15_03

Тирасполь. Вход на главный рынок Приднестровья.

new_image19_01

Кишинев. Вход на главный рынок Молдовы.

"У нас столько проблем, что Приднестровье с их долгами перед Россией за газ не сильно нам и нужно. Думаю, особо никого этот вопрос сейчас не волнует. У нас тут Новый год, цены растут, рабочих мест нет, "коммуналка" дорогущая, пенсионный возраст повышают, постоянные политические встряски... Жизнь и так по голове бьет, куда нам еще Приднестровье?", — перечисляет жительница Кишинева Татьяна. "Зачем нам объединяться? Чтобы поссориться с Москвой и лишиться их помощи?" — спрашивает жительница Тирасполя Наталья. Но есть и другое мнение. "Конечно, сейчас там не стреляют, все спокойно ездят друг к другу, 60% приднестровцев имеют паспорта Молдовы, по которым посещают и Евросоюз. Но возвращать нашу территорию надо хотя бы, чтобы восстановить справедливость. И не в последнюю очередь, чтобы доказать русским, что мы можем мирным путем вернуть нашу землю, нагло отобранную путем спецоперации", — отметил кишиневец Димитри.

new_image17_05

Тирасполь. Новые прилавки и отопление.

new_image12_21

Кишинев. Мало что здесь поменялось за 20 лет.

По мнению молдавских политологов, с обеих сторон есть группы влияния, которым не выгодно решение затянувшегося конфликта. "Сегодня возврат Приднестровья практически нереален, — поделился своим мнением с "Сегодня" кишиневский политолог Михаил Черненко. — Уже сейчас можно было бы объединить системы в той или иной сфере. Например, они не против влиться в нашу пенсионную систему или пользоваться нашей системой медстрахования. Но не хотят делать какие-либо отчисления даже на уровне 40—50%. Конечно, при такой постановке вопроса никто интегрироваться не будет.

new_image133

Курс. Столько в рублях ПМР.

new_image16_01

Курс. Столько дают леев.

Однако нельзя сказать, что не предпринимаются попытки давления на приднестровский режим. Например, Кишинев настоял на том, что после Нового года нельзя будет проезжать на нашу территорию по приднестровским номерам. Хочешь в Кишинев или в Украину — на пропускном пункте меняй номера. Это надо было сделать хотя бы для того, чтобы можно было найти виновника ДТП, а страховые компании могли провести процедуру выплат. И они начали массово регистрировать свои машины на молдавской территории. Одна из главных статей наполнения бюджета ПМР  — продажа Кишиневу электричества, произведенного на Днестре. Если мы не будем покупать у них электроэнергию, 60% которой сейчас перепродается в ЕС, это означает смерть приднестровского бюджета. Над этим мы сейчас работаем — строим высоковольтные линии, чтобы получить электроэнергию из Румынии. А пока строим, мировая цена на энергоносители падает... Еще момент  — строительство газопровода "Унгены — Кишинев", который бы позволил поставлять в Молдову газ через Румынию. Румынское правительство осенью выделило 550 тысяч евро на разработку проекта газопровода, по которому будет поступать к нам газ по цене ниже, чем продает сейчас нам Газпром. Ну и третий момент — российская помощь Тирасполю. Против этой помощи работают международные санкции, которые были введены из-за событий в Украине". По словам Черненко, на окончательное подавление тираспольского режима может уйти не менее 20 лет.

new_image18_03

Этикетка. Вроде как одна страна.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь