Продолжая просматривать сайт, вы подтверждаете, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь
Главная Сегодня

Счастливая жизнь первого советского фотоаппарата

Жизнь со вспышкой. 75 лет назад в Харькове родился первый в Союзе малоформатный фотоаппарат.

Когда на высшем уровне было принято решение создавать именно в харьковской "Детской трудовой коммуне им. Дзержинского" первые малоформатные фотоаппараты, сюда были направлены лучшие специалисты научных институтов и заводов СССР. Была привезена и последняя модель "Лейки". Немецкое чудо здесь разобрали на мельчайшие детали, а потом собрали заново. Почему именно харьковской трудкоммуне было доверено разрабатывать и создавать новую технику, сегодня точного ответа нет. По одной из версий, влиятельные "папы"-чекисты сами предложили руководству честолюбивую идею и получили положительный ответ. По другой, воспитанники Макаренко с первых дней создали фотокружок в коммуне и, воодушевленные удачным производством электродрелей, выдвинули идею освоить фотопроизводство.

Первые серийные камеры "ФЭД" появились в начале 1934-го. Похожий на немецкую "Лейку", но более усовершенствованный. "Он был более доступным в управлении, — рассказывает заведующий музеем Харьковского машиностроительного завода "ФЭД" Геннадий Большаков. — Зарядка кассеты у немцев была снизу, нужно было иметь достаточно опыта, чтобы загрузить пленку. Наши разработчики предложили другую конструкцию: снять заднюю крышку, пленка заряжается легко — это под силу начинающему фотолюбителю. У первого "ФЭДа" был затвор из матерчатых прорезиненных шторок, что позволяло выставлять разнообразные выдержки".

Эксперимент назвали удачным, первые экземпляры отправили в Москву в подарок руководству страны. Следующую партию пустили в продажу. Уже в декабре 1934 года было выпущено 1800 аппаратов, а в 1935 — 15 000. В музее завода сегодня хранится один из первых фотоаппаратов, на нем выгравировано место сборки и серийный номер. Этот старичок (ему уже перевалило за 70) записан под номером 5564. "Это делалось в первые годы, пока производство было небольшим, от нумерации потом отказались, — говорит Большаков, — завод перешел на крупные партии".

После войны завод вернулся в Харьков, но их территория была занята. "ФЭД" потихоньку перешел на работу для военной промышленности. Харьковчанин Валерий Прохоров проработал несколько лет в одном из цехов по сборке фотоаппарата. Вспоминает, что многие из его друзей даже не подозревали, что параллельно с "ФЭДом" выпускают продукцию для оборонки. Почти 50 лет проработал в КБ "Фото" Михаил Жебраков. Он пришел в отдел в 1959 году, когда "ФЭД" праздновал четверть века. "Это было счастливое время, высокая организация производства, постоянно в разработке были новые модели. Несколько месяцев разрабатывали новый фотоаппарат с именем "ФЭД20". Все было готово, был даже опытный экземпляр, но в серию он не пошел: у него была сменная оптика с большим затвором, мы не нашли поставщика центральных затворов в таком количестве".

Фотоаппарат уже не был главным производством для завода — только прикрытием: многие сотрудники называли его ширпотребом, вторым производством. К тому же появился серьезный конкурент — зеркальный "Зенит", и многие начали сомневаться какой купить фотоаппарат".

. В начале 90-х "ФЭД" перестал продаваться. Последний удар отечественному первенцу нанесли дешевые мыльницы. По иронии судьбы, фотопроизводство заморозили в день, когда завод отмечал 60-й юбилей.

В ПАРИЖЕ: ЦЕЛЫЙ ЯЩИК "ШАНЕЛЬ №5" ЗА АППАРАТ
Однажды группа советских инженеров отправилась на международную конференцию в Париж. После длительных семинаров и обмена опытом гостеприимные французы повели гостей из Советского Союза на Эйфелеву башню, где и произошла удивительная история с "ФЭДом". Одна женщина из группы так увлеклась панорамой Города любви, что просто не заметила, как ее любимый старенький "ФЭД" выпал из рук и стремительно полетел вниз. Французы подбежали утешать мадам, рассказывая, что взамен разбившегося фотоаппарата они могут подыскать ей новый, но женщина только улыбнулась, и ответила: "Нужно за ним спуститься, с таким фотоаппаратом вряд ли что-то случилось. Если его никто не украл, конечно!" Хозяева только удивились сумасшедшей русской, ведь сами видели: он упал с такой высоты, что разбился бы даже о камень. Но они ошиблись, старенький "ФЭД" лежал и ждал свою хозяйку у "ног" башни, при этом он был совершенно исправен. На нем не было ни царапинки. Удивленные и обескураженные французы попросили женщину продать чудо-технику, на что она ответила категорическим "нет"…

Только отклацав все пленки и уезжая из Парижа, советская женщина согласилась обменять фотоаппарат на ящик фирменных духов "Шанель №5". Эта история стала легендой и обросла невероятными подробностями, но ее можно услышать от любого фэдовца — он подтвердит: "Да, такое было, эти фотоаппараты хоть и были тяжелыми, но выдерживали и пятидесятиградусный мороз, и жару Сахары. Подобная история произошла и с нашими альпинистами, которые, заспорив с коллегами из Америки, бросили "ФЭД" с вершины. Возвращаясь, нашли его целехоньким у подножия. Тогда и появилось выражение "непробиваемый". За это наши машины тоже уважали, они продолжали работать в любых условиях, помогая своим хозяевам создавать шедевры!"

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
На весь мир "ФЭД" прогремел во время Великой Отечественной. Он стал главным оружием советских фотокорреспондентов. В то время в стране было мало фотоаппаратов, приспособленных для репортажей в бою. "ФЭД" достаточно неприхотливые и надежные, почти любая поломка могла быть устранена "в поле", — рассказывает Михаил Жебраков. — Тогда к оптике прилагался штатный объектив камер-"полтинников", которыми фотоаппараты тех лет обязательно комплектовались перед продажей. Телеобъективов, позволяющих снимать поле боя издали, не было. Чтобы сделать снимок на передовой, требовалось особое мужество".

Самый знаменитый кадр "ФЭДа" военных лет принадлежал корреспонденту Анатолию Гаранину. "Гибель солдата Гаранин снимал не из окопа. Он бежал вместе с остальными бойцами, в руках был только фотоаппарат. Такого снимка во Вторую мировую не сделал никто. Благодаря низкой чувствительности пленки во многих работах чувствуется не просто фотограф, а баталист". В эвакуации производство свернули, сотрудники работали для фронта. "Документацию передали в Красногорский завод под Москвой, там освоили чертежи и выпустили фотоаппарат "Зоркий", — вспоминает Жебраков, — это была копия нашего "ФЭДа", а наши выпускали агрегаты для самолетов".

МАКАРЕНКО: "500 МАЛЬЧИКОВ И ДЕВЧАТ БРОСИЛИСЬ В МИР МИКРОНОВ"
Несколько абзацев в своей книге "Педагогическая поэма" посвятил созданию первого советского фотоаппарата и руководитель трудовой коммуны под Харьковом Антон Макаренко. За пять лет до этого он вместе с группой своих ребят прибыл в организованную ЧК коммуну. "Впереди у нас были хорошие дали, мы начинали мечтать о новом корпусе машинного отделения... Впереди засветился общепризнанный лозунг: "Нам нужен настоящий завод" Свой первый завод появился у коммунаров в начале тридцатых годов, это был завод электроинструмента. После того как производство было налажено, возникла иная идея. "В 1932 году было сказано в коммуне: "Будем делать лейки!" Это сказал чекист, революционер и рабочий, а не инженер, и не оптик, и не фотоконструктор, — писал Макаренко. — И другие чекисты, революционеры и большевики сказали: "Пусть коммунары делают лейки!" Коммунары в эти моменты не волновались: "Лейки? Конечно, будем делать лейки!" Но сотни людей, инженеров, оптиков, конструкторов, ответили: "Лейки? Что вы! Ха-ха..." И началась новая борьба, сложнейшая советская операция, каких много прошло в эти годы в нашем Отечестве. В этой борьбе тысячи разных дыханий, полетов мысли, полетов на советских самолетах, чертежей, опытов, лабораторной молчаливой литургии, строительной кирпичной пыли и... атак повторных, еще раз повторенных атак, отчаянно упорных ударов коммунарских рядов в цехах, потрясенных прорывом. А вокруг те же вздохи сомнения, те же прищуренные стекла очков: "Лейки? Мальчики? Линзы с точностью до микрона? Хе-хе!"

"Пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберраций и оптических кривых, смеясь, оглянулись на чекистов. После тяжелых трудов коммунары положили на стол наркома десятитысячный "ФЭД", безгрешную изящную машинку".

НАЧАЛО ФЭДОМАНИИ
Уже в 80-х первый советский фотоаппарат приобрел ореол таинственности и романтики. Стали появляться коллекционеры, готовые за любые деньги купить аппараты первых серий, причем спрос был не только у отечественных любителей старины, но и у европейцев и американцев. "Я свой ФЭД-4 выменял на "Лейку-2" у немца в конце восьмидесятых, — рассказывает коллекционер Валентин Марусев, — У меня в то время была небольшая коллекция фотоаппаратов, но было много пленок, снимков, негативов. ФЭДов уже тогда было не достать, и они очень ценились, особенно все выпущенные до шестидесятых годов. Когда я в Мюнхене попал на блошиный рынок, поразился, как дорого они дают за наши фотоаппараты, в десятки раз больше, чем за свою "Лейку" того же года выпуска. Причем когда мы разговорились с авторитетным коллекционером, он рассказал, что долгое время даже не подозревал о том, что ФЭД сконструирован по принципу их "Лейки". Валентин рассказывает, что сегодня владельцы ФЭДов могут получить за них от трехсот гривен, с каждым годом эта цифра будет только расти.

Известный харьковский фотограф Александр Супрун вспоминает, что ФЭДы были первыми фотоаппаратами для начинающих учеников в фотоклубе. "К нам часто приходили с завода и предлагали анкеты, где мы высказывали пожелания к новым моделям, это было что-то наподобие современного социологического опроса. Тогда даже вроде хотели делать "зеркалку", была куплена японская камера, ее разбирали, смотрели. Но, видно, так что-то не сложилось, ФЭД так зеркальным никогда и не стал".

ПЕРВЕНЕЦ
Первый малоформатный фотоаппарат в Советском Союзе создавался в строжайшем секрете. И не потому, что руководство молодого завода имени Феликса Эдмундоввича Дзержинского боялось утечки информации, а просто потому, что уверенности в успехе было мало. До 1932 года в СССР использовали огромные камеры "Фотокоры" со штативами. Их производили на одном из Ленинградских заводов. В то время весь прогрессивный мир уже вовсю испытывал новые фотоаппараты — легкие, удобные пленочные. Особенной популярностью у фотолюбителей и профессионалов пользовалась немецкая "Лейка" с пленкой на тридцать шесть кадров. Именно ее специалисты называют сестрой-близнецом харьковского "ФЭДа".

Первый на конвейере.

Партия состояла всего из нескольких сотен, фотоаппарат был металлическим и получился довольно тяжелым, весил около полукилограмма, но однозначно выигрывал по сравнению с огромными штативными камерами "Фотокор". Сегодня в музее "ФЭДа" хранится всего один такой экземпляр.

 

 

 

 С двумя глазами

Стерео-камера, созданная на базе "Фэд-Микрон-2", давала 21 стереопару, по 2 кадра в каждой паре (1 кадр — 24х30 мм) на стандартной 35-мм пленке. Стереобаза — 63,4 мм. Снабжалась двумя объективами. К концу 1991 года было выпущено 918 шт.

 

 

 

Пережил войну

Такие камеры фиксировали самые значимые события страны: приземление первого самолета во льдах Антарктиды, Красную площадь в день Победы, успехи первопроходцев космоса, олимпийские победы и, конечно же, выступления вождей перед советским народом.







ФЭД-2

В 1955—1970 годах на камере появился автоспуск с временем работы 9—15 сек., в этом же году введен новый ГОСТ на ряд выдержек. Моделей под названием "ФЭД-2" было выпущено полтора миллиона штук.









"ФЭД-5" — последний из могикан.


Выпускался с 1977 по 1990 годы. Камера имела матерчатый шторно-щелевой затвор, встроенный экспонометр со стрелочной индикацией. Модель "ФЭД-5" пользовалась популярностью не только у любителей фотосъемки, но и у профессионалов.

Александр Пасюта

Новости партнеров

Новости партнеров