Продолжая просматривать сайт, вы подтверждаете, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь
Главная Сегодня

Сухопутному Харькову — морской музей

Харьковчанин Александр Якименко собрал уникальную коллекцию моделей легендарных парусников.

В небольшой комнате, пахнущей ремонтом, пока царит творческий беспорядок: некоторые из привезенных экспонатов скрыты в коробках, старинные бинокли и предметы навигации дожидаются, когда им подыщут место. До открытия — несколько недель, поэтому и условия боевые, даже общаться с директором будущего морского музея Александром Якименко приходится на ходу, лавируя между выставочными столами. Уже в начале июня в ДК Милиции на Совнаркомовской откроется музей. Сухопутному Харькову нужна частица моря, говорит будущий директор музея. Обладатель морской коллекции утверждает, что любовь к судоходному делу у него родом из детства.

"Море всегда было моей слабостью, я в шесть лет изготовил из коры старого дуба свой первый корабль, потом мечтал быть капитаном большого лайнера, — вспоминает Александр Якименко. — Меня не беспокоило, что мои друзья мечтают быть космонавтами. С младших классов я занимался моделированием кораблей. Помню, как старательно склеивал пластиковую "Аврору" и "Потемкина", потом по чертежам из журнала "Моделист-конструктор" делал корабли, модели исторических парусников". Так сложилось, что учиться морской профессии харьковчанин не пошел, освоил другую романтическую специальность и стал архитектором, а любовь к морю вылилась в занятия моделированием. "Работая над каждым парусником, скрупулезно собирая его, погружаешься с головой в ту эпоху, выискиваешь мельчайшие подробности о нем, какого оттенка был парус, что носили моряки и так далее. Так постепенно у меня в доме стал собираться материал по разным кораблям — чертежи, картины, копии интересных старинных гравюр и карт". Вскоре в квартире появилась голландская бронзовая пушка, такая же, как была на старинных судах несколько веков назад, бинокли разных стран, отполированная голландская рында. Часто за понравившиеся экспонаты приходилось отдавать что-то ценное. Заприметив у коллекционера старинный секстан (навигационный прибор), Александр, не раздумывая, отдал за него горсть редких монет. "Безумные морские экспонаты можно обнаружить на блошиных рынках в Киеве и Одессе: от 200-летней подзорной трубы до костюма английского моряка. Увы, все эти вещи оказались мне не по карману, за них очень много просили".

Большая часть коллекции — мини-копии знаменитых парусников. Все парусники сделаны моделистами и самим Якименко. Здесь будет прославленный корабль, построенный в 1835 году по приказу императора Николая I, "12 апостолов". Он превосходил по техническим качествам и военной мощи своих предшественников и считался одним из самых надежных. На нем служили Корнилов и Нахимов, он побывал во многих сражениях, но не избежал трагической судьбы многих собратьев. Прослужив империи 20 лет, корабль был затоплен, а потом взорван: начиналась эра других владык моря.

В экспозиции — еще один герой, "Баунти". Британское судно следовало по водам Тихого океана к берегам Южной Африки, когда на нем начался мятеж. Часть экипажа восстала против капитана и высадила его с небольшой группой людей в шлюпке в море. Высаженный мятежниками в шлюпку вместе с верными членами экипажа капитан преодолел свыше шести тысяч километров и почти чудом спасся. Мятежников, которые попытались создать колонию в Африке, постигла незавидная участь — часть умерли от болезней, других арестовали и судили в Англии.

ПОДВОДНЫЙ КОЛОКОЛ И ДЕРЕВЯННЫЙ СТАПЕЛЬ. Многие экспонаты в музее многофункциональны. Например, воссозданный в мелочах водолазный колокол. Сделанный харьковским моделистом, он наглядно демонстрирует, как в средние века проводили испытания морских глубин.

"Подводный колокол изначально был примитивным инструментом для спуска человека под воду и был выполнен в виде короба или опрокинутой бочки. Колокол с находящимся внутри водолазом опускали под воду, воздух внутри был под давлением, равное давлению окружающей среды — воды. Внутреннее воздушное пространство колокола позволяло водолазу некоторое время дышать и совершать активные действия — выходить либо выплывать наружу для осмотра и ремонта подводной части судов либо для поиска затонувших сокровищ. Выполнив работу, водолаз возвращался в колокол и устройство при помощи крана или лебедки поднимали на поверхность моря (водоема)", — так пишет о нем энциклопедия.

Еще один из экспонатов музея — в тысячи раз уменьшенная копия стапеля (специальная деревянная платформа, на которой строили корабли и потом с нее спускали в воду). "Это очень важный элемент, в музее можно будет увидеть, как это происходило. Кстати, у Даниэля Дефо описано, что Робинзон Крузо не смог спустить свою лодку на воду, потому что не продумал, как сделать стапель, — рассказывает Александр Якименко. — У нас это можно посмотреть. Здесь, кстати, все двигается, можно своими руками попробовать спустить корабль с этого cтапеля и представить, как тяжело это было сделать в реальных условиях".

Александр Пасюта

Новости партнеров

Новости партнеров