I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

День вышиванки: секреты и мифы украинской вышивки

"Сегодня" узнала, когда у нас появилась "вышивка крестиком" и как предки имитировали станок

Завтра Украина будет праздновать День вышиванки. Этот сравнительно молодой праздник (был основан в 2007 году студентами Черновицкого национального университета) в последнее время становится все популярнее, особенно учитывая события в стране. Основной движущей силой стала молодежь, которая начала интересоваться традициями своего народа и наряжаться в вышитые древними узорами сорочки. В преддверии праздника корреспонденты "Сегодня" посмотрели, чем отличается традиционная одежда разных регионов Украины, узнали, как расшифровывать цвета и выяснили, как вышивка крестиком приблизила наступление компьютерной эры.

Чтобы разобраться во всем, мы решили отправиться к настоящим специалистам — в Национальный центр народной культуры "Музей Ивана Гончара". Пройдя через длинные извилистые коридоры по скрипучему полу, попали в кабинет к заместителю директора по научно-фондовой работе Юрию Мельничуку, о котором нам заранее сказали: "Этот человек знает о вышивке все, и даже немного больше".

Реклама

14_02

Изобилие. В Украине существует более 250 швов, которые базируются на 20 техниках.

И попали сразу на мастер-класс: Юрий Алексеевич как раз обучал ученицу делать правильные стежки.

Реклама

— Мы нашиваем здесь пять стежков, а когда пятый, диагональный, дадим диагонально, получатся лепестки, — говорит он женщине, — и тут же, поискав в ящиках, выкладывает перед нами разные образцы вышивки.

— Можете пока посмотреть, поснимать. Это очень давние швы, самые давние — они имитируют ткачество. Все прошито, иголка с ниткой повторяют ход челнока на станке. Это "заволикання", "занызування" и "нызь".

Беру в руки ткань, на ней — узоры, красные и черные. Пока еще ничего не понимаю — да и о хозяине кабинета хочется узнать побольше. Пока он учит, расспрашиваю. Юрий Алексеевич и вправду настоящий эксперт. Окончил университет им. М. Драгоманова (учитель географии и биологии), десять лет проработал в институте географии НАН Украины, занимаясь рекреационным комплексом Карпат. В 1992 году создал молодежный коллектив "Цвет", в 1993-м стал признанным народным мастером по вышивке, с 1995 года начал работать в музее Ивана Гончара, из которых 13 лет был заведующим сектором "Ткани" и последние семь лет — заместителем директора. Но вышивка, с которой начинал, до сих пор остается главным увлечением, работой и жизнью одновременно. Именно поэтому сейчас Мельничук создал Центр украинской вышивки и костюма "Орияна" — чтобы искать, изучать и собирать образцы вышивки и воссоздавать их. Часть костюмов была представлена на недавней Украинской неделе моды.

Реклама

collage_04

София. Поистине мистическое полотно, которое символизирует пробуждение праматери.

— Украинская вышивка очень популярна в Европе. После Недели моды нас пригласили в Италию, Словакию и Грузию, — рассказывает Юрий Алексеевич.  — Но если мы повезем туда аутентичный костюм, нас не поймут: им место в музее, под стеклом, а не на подиуме.

— Сложно собирать образцы?

— Есть определенные трудности, — говорит Юрий Алексеевич. — Не все регионы хорошо представлены: довольно хорошо западные области, и намного хуже восточные.

— А много разновидностей костюма существует?

— Конечно. Это разнообразие по полу и возрасту (детский, юношеский и девичий костюмы, костюм для женатых мужчин и замужних женщин, костюм для пожилых людей). Играет роль климат с ярко выраженными четырьмя временами года. Несмотря на некие общие элементы, вы никогда не найдете двух одинаковых костюмов. Но искать и популяризировать вышивку — это очень важно. В связи с событиями в стране нам нужно опираться на традиции — родной язык, национальный по духу костюм, традиционное убранство жилья и национальная кухня — вот отличительные признаки любого этноса, это то, что продиктовано землей, на которой мы живем. Поэтому если язык будет суржиком, костюм — шароварный, еда — фастфуд, а в интерьере только евроремонт, то нетрудно догадаться, что может ожидать такой народ в будущем.

collage2

Виннитчина. Сорочки из Литинского и Могилев-Подольского районов со "сваргами" на рукавах.

12_09

Буковина. Образцы из села Кисилив Кицьманского района с белой вышивкой на белом полотне.

collage3

Полтавщина. Есть миф, что в этом регионе вышивали только белым, но мы видим и черный, и синий цвета.

collage4

Черкасчина. Некоторые нитки для вышивки замачивали в коре дуба для придания цвета.

УЗОРЫ И ЦВЕТА: ДЛЯ КАЖДОГО ВОЗРАСТА СВОИ

В Украине существует более 250 вышивальных швов, которые базируются на 20 техниках. Например, "мережання" (т. е. вышивание по ткани с выдернутыми нитями) — это техника, на основе которой делается более тридцати отдельных швов — мережек. Орнаментальное богатство, которое наносилось на одежду, защищало человека, способствовало его комфортному энергетическому состоянию, служило сигнальной функцией (повествуя о семейном, социальном статусе), и только в последнюю очередь было декором. Каждый узор, каждый цвет в народной вышивке несет свой смысл. Женщины вышивали для самых близких: мамы — детям и мужу, девушки — любимым. Нитка и иголка — это инструменты, с помощью которых возможно запрограммировать ткань на добро. И начали это делать давным-давно, есть отпечатки тканей на сосудах Трипольской культуры.

collage_05

Мужские сорочки. Гуцульский, буковинский и винницкий варианты свадебных и праздничных одежд.

— Сейчас многие обращаются и спрашивают: как вышивать обереги? — говорит Мельничук.

— Конечно, сорочка — это важно. Сорочка — это праздник. Как ее можно носить на войне? Мы советуем: шейте, как и раньше это делали женщины, платочки. Среди вышитых мотивов на них были деревца, звезды, крестообразные элементы. Главное — делать это с хорошим настроением, с молитвой. Есть множество историй со Второй мировой — хлопцы брали с собой рушники и платочки и возвращались живыми оттуда, где гибли их побратимы.

Вышивка крестиком,  которую называют  "брокаровской", пришла  к нам из Европы во  второй половине XIX века.

Во многих местностях на свадьбу парни раньше надевали две сорочки. Отсюда "своя рубашка ближе к телу" — ведь под той, что вышила любимая, была еще одна, вышитая мамой, родовая. Некоторые регионы использовали свадебную одежду трижды — на свадьбу, спустя неделю после свадьбы в церковь и на смертном одре, чтобы и на том свете эти души могли узнать друг друга.

Первая сорочка шилась ребенку на три года — из крыжмы (полотно, состоящее из множества крестиков). Само полотно уже было оберегом. На нем мать наносила простые символы — восьмиугольные звезды, символизирующие Бога, Солнце, зарю, восемь сторон света, восемь архангелов и... предков в четвертом колене — четырех прадедов и четырех прабабок (по лучу звезды на каждого предка). Дальше — девичья и юношеская одежда, более наполненная элементами, сложнее. Девушки нашивали ромбы (женское начало), поделенные косым крестом (символ Луны) на четыре части — получался символ плодородия, который изображен еще на трипольских ритуальных фигурках. А еще — цветы. Мужчинам шили в основном геометрические орнаменты — прямые кресты, солярные знаки, звезды и др. Замужние женщины не носили на сорочках цветы — это только для девушек, а нашивали себе плоды, ягоды — калины, рябины и так далее, которые означали детей. А вот листья дуба были универсальным символом для обоих полов и символизировали крепость духа.

Чем старше становился человек, тем скромнее была вышивка, все меньше красного (в пост красный тоже не приветствовался) — все больше синего, черного и белого. А некоторые женщины и вовсе надевали белые сорочки с черным орнаментом, символически изображая бытие и небытие, жизнь и смерть.

1_67

Такие разные техники. От самых древних до более современных — и у каждого рода свои.

Основных цветов народной вышивки пять: белый, красный, черный, синий и желтый. Расшифровка в каждом регионе была своей. Полещуки не любили черный, считали его цветом смерти. А подоляне, напротив, шили черным по белому, что символизировало землю и богатство. Цвета имеют множество значений. Вот некоторые из них. Белый — символ Света, чистоты, символ Творца, цвет силы. Красный — любовь, кровь, энергия, огонь. Синий — вода, а желтый — Солнце.

А вот вышивка крестиком, которую специалисты называют "брокаровской", не имеет ничего общего с давней украинской традицией — она пришла к нам из Европы во второй половине XIX века. Розы на сорочках появились приблизительно в то же время, когда вышивка сохранилась лишь как традиция и стала скорее декоративной, чем сакральной — до этого она сурово табуировалась и никто не шил "чужие узоры".

— В музей приехала мастерица из Житомирщины, показывала розочки, "брокар", на синтетической панаме. И похвасталась, мол, рушник XVI века. Показывает — а там все те же розы, которые появились в XIX веке. У нее спросили: а откуда вы знаете, что он XVI века? Она отвечает: так это прабабки, смотрите, я родилась в ХХ веке, мама в XIX, баба в XVIII, а прабаба — в XVI... — смеется Мельничук, однако тут же объясняет, что вышивка крестиком появилась вовремя: — "Брокар" подготовил нас к появлению компьютеров. Крестик делит поле на квадратики, а цвет — на нолики и единички. Так что, по сути, это... компьютерный код. Который, к тому же, совпал с появлением первых примитивных вычислительных устройств.

Есть и поистине мистические истории. Юрий Алексеевич разворачивает большое и крайне сложное полотно, белое на белом. 

— Это Наталья Бабина, "София". Посвящено Софии Киевской как образу праматери. В 1970-е годы Наталья была на экскурсию в Софии и ощутила, что праматерь спит. А уже в 2000-х ей приснился сон: словно идет в соборе, а он просторный и белый, и экскурсию ведет ангел-хранитель. Вокруг, у стен, — каталоги. "Это судьбы?" — спросила она у ангела. "Да", — ответил тот. "Можно увидеть?" — "Нет, людям запрещено". — "А почувствовать?" — "Да". И она подняла голову и увидела светлое небо в белых и серебряных узорах. Проснулась — и решила вышить, чтобы помочь пробуждению Софии".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять