История рекламы: ради спроса — пистолет в театре и летающие консервы

14 Ноября 2017, 05:58

За объявление в ХХ веке ломили цену как за полкило сыра, а обнаженкой привлекали книгоманов

История рекламы: ради спроса — пистолет в театре и летающие консервы

Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Сложно представить себе улицы города без полуобнаженных девушек, призывающих нас с билбордов посетить спортзал, или листовок с котами, ради которых срочно нужно поставить новые энергосберегающие окна. Но такой реклама была не всегда. "Сегодня" углубилась в историю и выяснила, как рекламировали товары и услуги больше 100 лет назад.

Первые рекламные объявления появились еще в античности. К таковым историки относят выкрики торговцев о товаре и египетские папирусы с информацией о продаже рабов. Вывески магазинов во все времена также считали ярким примером рекламы.

Настоящий скачок в развитии рекламы спровоцировало широкое распространение печатного станка, изобретенного в середине XV века. Некоторые исследователи истории рекламы считают, что первое печатное объявление появилось в Англии в 1472-м, но основателем печатной рекламы все же называют француза Теофраста Ренодо, который в 1630-м открыл справочную контору, публиковавшую в La Gazette рекламные объявления. К слову, Англии XVII века приписывают первенство в использовании афишных тумб.

Еще один мощный толчок развитию рекламы дало изобретение в конце XVIII века многокрасочной печати — литографии, что позволило создавать яркие плакаты. Наши бабушки и дедушки часто говорят, что раньше такого засилья рекламы, как сейчас, не было. На самом деле это не совсем так. Когда технология литографии была освоена от и до, плакаты покрыли заборы, стены и ворота домов. На Туманном Альбионе это явление даже окрестили "кожной болезнью".

new_image6_249

Афишная тумба. Конструкцию, знакомую нам по фильмам, впервые использовали в Англии в XVII в. Фото: elitmaket.ru

ОБРАЗЫ. Рассматривая старые иллюстрированные рекламки, можно заметить, что женские портреты использовали для завлечения покупателей чаще, чем мужские. Они рекламировали не только препараты для похудения и корсеты, но и держатели для пленки, спортивные снаряды и лекарства от алкоголизма. Причем в последнем случае американскую листовку иллюстрировал портрет женщины, которая якобы смогла вырвать мужа из оков зеленого змия "рекламируемым образом". Если в объявлении даму изображали во весь рост, то ее чаще всего "одевали" в достаточно закрытое платье, подол которого доходил минимум до середины икры. Использовали и погрудные портреты.

Но встречались и персонажи с нескромными вырезами декольте. На старой французской рекламе велосипедов у женщины практически обнажена верхняя часть туловища. А уже российская мадмуазель с пышным бюстом под заголовком "Красивая грудь" зазывает "совершенно даром" получить иллюстрированную книгу, которая указывает, как устранить недостатки. А ниже — цена пилюль и порошков. Изображали в рекламе и детей, но выглядели они не всегда так мило, как сейчас.

КРЕАТИВ. Впрочем, уже в прошлом веке внимание к своим товарам и услугам производители пытались привлекать нестандартными даже для нашего времени методами: "печатали" рекламу на хлебцах, закладывали за ошейники кошкам. Историки приводят пример шокирующей рекламы кондитерской фабрики. Во время театрального спектакля мужчина из первых рядов партера направил на актрису пистолет. Когда она упала в обморок, он наставил пистолет на публику, а потом откусил кусочек дула, которое оказалось шоколадным. Так что в наше время реклама куда спокойнее.

new_image8_183

Вывески магазинов тоже выполняли функцию рекламы. Фото: obodesse.at.ua

В газетах: скидки для трудяг и бренды

Пестрила рекламными объявлениями и украинская пресса. Так, в самом начале XX века "Одесский вестник", "Одесские новости", "Одесский листок", которые нам удалось рассмотреть в архивах Научной библиотеки ОНУ им. Мечникова, начинались и заканчивались причудливой мозаикой из объявлений.

Сразу под названием газеты и датой выпуска красовались призывы покупать конфеты товарищества сыновей Абрикосовых, а за купальными принадлежностями идти в аптеку на улице Екатерининской. Тем временем рядышком купидон шептал на ухо аисту: "Самый лучший напиток — какао Жорж Борман" (название кондитерской фабрики Российской империи, одной из преемниц которой стала Харьковская кондитерская фабрика).

"Реклама была во всех старых газетах — это был их основной хлеб. Безусловно, она носила манипулятивный характер, однако упор делался на справочную информацию о продуктах", — рассказала нам кандидат исторических наук Ирина Сидун.

new_image11_97

Фото: rarebook.onu.edu.ua

Между большими, как сейчас принято говорить, баннерами магазинов, ресторанов и торговых марок кое-как помещались короткие объявления о поиске работы или работников, аренде недвижимости, потере вещей и домашних любимцев. К слову, размещение объявления в газете было удовольствием не из дешевых.

В "Одесских новостях" мы отыскали информацию о расценках: за текст из четырех-пяти слов на первой странице нужно было заплатить 40 копеек. Тогда за эти деньги можно было купить с полкило сыра или тюбик "супермази". За строки на последней странице просили по 20 копеек, а тем, кто ищет работу, делали скидку в 50%. Поэтому в целях экономии уже тогда пытались максимально сократить текст, из-за чего получались такая абракадабра: "Покупаю разныя (правописание автора сохранено. — Авт.) подерж. муж. дам. дет. и мех. вещи, мебель, книги по добросов. цене". Сокращения использовали в газетных объявлениях вплоть до начала XXI века.

Верстальщики рекламы 100 лет назад, похоже, и не думали о совместимости по смыслу и размещали ее совершенно беспорядочно. Продажа автомобилей соседствовала с распродажей белья, а специи "Деликатессъ" очутились в одном из номеров рядом с "конфетами от запора доктора Макса-Гейма", у которых "прекрасный" вкус. Отметим, что алкоголь, папиросы и лекарства, по заверениям рекламщиков начала прошлого века, продавались везде. И хотя производители не предупреждали об опасностях продукта, как это принято сейчас, о своем имидже заботились.

"При покупке Перуина-Пето надо непременно следить за тем, чтобы у горлышка флакона была привешена парижская золотая медаль и приложен аттестат изобретателя", — предупреждали о подделках в рекламе средства для роста волос.

Чайные мануфактуры помечали упаковки корабликами, производители полуфабрикатов — четырехугольной звездой или подробно описывали внешний вид коробки.

"Посыл рекламы один — привлечь внимание. Реклама носила текстовый характер, часто подчеркивалась значимость производителя как поставщика двора Его Императорского Величества. Общим является довольно подробное описание качеств товара", — поясняет одесский историк Станислав Кинка, который работал с прессой того времени.

new_image12_69

Фото: rarebook.onu.edu.ua

Он также подметил, что еще 100 лет назад акции и распродажи только начинали свое развитие, и привел пример рекламы кубиков куриного бульона "Магги": "Дешевле, но прежнего качества".

На пожелтевших страницах можно найти и другие знакомые бренды. Уже в 1912-м "Одесский листок" рекламировал автомобили "Фиат" и "Форд" (подряд на одной странице) и молочную смесь для младенцев "Нестле". А на улице Ришельевской, 11, в 1913-м продавали сельскохозяйственные моторы фирмы "Бенц", которая позже стала "Мерседесом".

Нашли мы и целые рекламные статьи. Например, в материале "Одесских новостей" автор писал, что от множества опасных микробов, снующих везде, спасут капсулы, которые изобрел парижский аптекарь. Статью даже иллюстрировала зарисовка капли воды под микроскопом.

Рекламные трюки: консервы в полете и скандал за коньяк

"Сегодня" отыскала сборник одесских рекламных плакатов начала прошлого века. Судя по подборке, иллюстрации тогда пестрили красками и элементами роскошной жизни: бородатые богатыри приглашали отведать продукцию пивоваренного завода, а дамы в вечерних платьях сообщали о том, что в городе продается папиросная бумага "высшего качества", причем сами сигареты барышне подавал маленький ангелочек. Не менее роскошные дамы безмолвно предлагали отведать французское шампанское или примерить изысканные шляпки.

Улыбчивый курсант с еще одного плаката протягивал ученическую тетрадь — ими тогда пользовались все школьники города. А вот рыбные консервы почему-то изображали летящими на аэроплане. Кстати, завод Артура Анатра, конструирующий эти воздушные аппараты, тоже мелькал на рекламных плакатах. Часто, чтобы обратить внимание на какой-то товар, художники использовали виды на Одесский залив или сам город.

new_image_530

В дореволюционное время, когда еще не было ни билбордов, ни телевидения, предприниматели размещали информацию о своем товаре везде, где только было можно: на открытках, пепельницах и даже лекарствах. Например, на одной стороне почтовой открытки печатали изображение с краткой информацией о товаре или услуге, а на другой отправитель мог написать сообщение адресату.

Одесский коллекционер Анатолий Дроздовский рассказывает, что благодаря таким открыткам информация об одесских товарах разлеталась по всему миру. Чаще всего так рекламировали гостиницы, рестораны, заводы и магазины. Гостям города сообщали, в какой гостинице есть лифт или электрическое освещение, также указывали места, где готовят самые вкусные десерты.

new_image3_445

РЕКЛАМНЫЙ ХОД. Предприниматели старались придумать что-то необычное, чтобы увеличить продажи.

"Выпускали целые альбомы и даже детские книжки с рекламой", — рассказывает нам Дроздовский.

По его словам, одно время в Одессе можно было бесплатно получить сборник нот, потому что на последней странице напечатали рекламу разных фирм.

Иногда торговцы размещали свою рекламу на товарах, которые сами не производили.

"Фабрика, которая выпускала резиновые изделия, делала "рекламные" пепельницы со своим логотипом, а производители фарфоровых пробок указывали информацию о себе на коробках со шрифтами для печати", — говорит Дроздовский.

new_image5_305

Участвовали в рекламной гонке даже аптеки. На упаковке для лекарств крупные фармацевтические магазины изображали здание, в котором работает аптека, и указывали адрес.

Нельзя не отметить креативный подход владельцев коньячного завода "Шустов" тех времен.

"Они нанимали людей, которые ехали во Францию и там в ресторанах требовали подать им коньяк "Шустов". Когда оказывалось, что такого напитка в меню нет, клиенты устраивали скандал. После таких случаев владельцы ресторанов стали заказывать одесский коньяк", — повествует Дроздовский.

Другой уловкой решила воспользоваться фирма-поставщик чая "Караван". На торгово-промышленной выставке 1910 года ее представители построили четырехметровый макет самовара. Снимки этого необычного экспоната и его изображение на открытках принесли славу предпринимателям далеко за пределами Одессы.

new_image4_376

Авторы:

Валерия Серова, Полина Мордынская

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...