I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Харьковчанин собирает игрушки

Мини-поезда мчатся по настоящим рельсам и останавливаются по сигналу семафора размером со спичку.

Харьковчанин Александр Плескач уже больше тридцати лет собирает... игрушечные паровозики. За это время коллекционеру удалось собрать не только мини-копии почти всех существующих в мире железнодорожных составов, но и абсолютно точные копии нескольких железнодрожных станций и развязок. И самое интересное: все модели в коллекции Александра Ивановича — действующие! Некоторые из своих экспонатов коллекционер покупает уже в готовом виде, другие же делает своими руками.

Увлечение железнодорожными модельками у Александра Ивановича началось в 1974 году. Первый минисостав — паровозик и два вагончика — он подарил старшему сыну Игорю, когда тот пошел в первый класс. И понеслось! Вагончик к вагончику... Александр Иванович решил сделать полностью действующую модель железной дороги, которая демонстрировала бы в уменьшенном виде всю железнодорожную систему. Чтобы реализовать идею, экспонаты — мини-копии паровозиков, вагончиков, железнодорожных станций, светофоров — мужчине пришлось собирать по всему Союзу. Что-то привозил из командировок, что-то дарили и даже присылали из других городов знакомые. Коллекция собиралась достаточно медленно — тогда, в советские времена, с качественными игрушками было туго, да и до сих пор выпуск железнодорожных моделей для коллекций налажен только в Германии.

Реклама

КАК НАСТОЯЩАЯ. Детям (а потом и внукам) очень нравились необычные "игрушки". Возвращаясь из командировок, Александр Иванович всегда привозил новую модель. Сын Игорь с удовольствием помогал отцу в "строительстве". В результате кропотливой работы за восемь лет коллекционеру удалось создать всю структуру железной дороги вместе с надстройками: депо, вокзалы, платформы, дома, грузовые дворы, городской пейзаж, освещение и даже семафоры. "Я скомбинировал две системы и создал одну свою. Это абсолютная копия настоящей железной дороги: здесь все работает, все как в жизни. Семафоры светятся, паровозы дымят, вагончики бегают. Чтобы все это находилось в исправном состоянии, время от времени нужно устраивать железной дороге профилактику: убирать пыль, проверять и чинить контакты. Этим и занимаюсь в выходные", — рассказывает Александр Иванович.

НА ВСЕ РУКИ. Некоторые модели поездов и детали для своей коллекции Александр Иванович делает своими руками — таких попросту не найдешь в продаже. К примеру, самостоятельно ему пришлось сделать несколько светофоров, вагончики с дверцами, которые открываются, как в настоящем поезде — все это собирается из подручных средств. Научился мастерить Александр Иванович не сразу: для этого нужно было хорошо изучить теорию, механизм действия той или иной конструкции. В советские времена в магазинах "Юный техник" что-то покупал, что-то находил на блошиных рынках — так и выкручивался. "Например, одно время был дефицит стрелок. Никак не мог найти, и тогда решил делать их из рельсов. Попробовал — получилось. Теперь я уже могу назвать себя специалистом в этой области", — говорит коллекционер.

БОГАТСТВО. Сегодня в коллекции Александра Ивановича — 110 вагонов, 22 локомотива, дизель-поезд, двухэтажные туристические составы и много других железнодорожных экспонатов. Те модели, которые не помещаются в "депо", стоят на специальных полках вдоль стены, спрятаны в тумбочках, а некоторые разместились в серванте рядышком с чайными сервизами. Одна из любимых моделек железнодорожника — красно-черный паровоз "Феликс Дзержинский". Такие ездили по нашим дорогам сразу после войны — это был самый мощный советский паровоз в то время. Купил коллекционер эту можель в Ленинграде, лет 20 назад. Часть моделек Александр Иванович подарил внукам. "Моделирование очень полезно для развития ребенка, заставляет его работать мозгами, а старший сын и сам сейчас собирает собственную модель железной дороги, которая, думаю, будет не хуже той, что построил я", — говорит коллекционер. Родные, особенно жена, поддерживают Александра Ивановича в его увлечении. Например, получив квартиру, Плескачи на семейном совете решили выделить для коллекции часть спальни. А когда появился первый внук, супруга железнодорожника — безопасности ради — придумала накрыть "сооружение" прозрачной пластмассовой крышкой.

Реклама

ЖИЛИ ПО РАСПИСАНИЮ
Увлечение железнодорожным моделированием неразрывно связано с работой Александра Плескача. Пятьдесят лет харьковчанин посвятил железной дороге: за эти годы он прошел путь от слесаря до начальника пассажирской службы. Александр Иванович — потомственный железнодорожник. "В детстве мы часто ходили к дяде, путевому обходчику, смотреть, "как бегут поезда". Еще мальчишкой был, но до сих пор помню, что мне, ребенку, было тогда на станции очень интересно. Часов у нас в доме тогда не было, жили, что называется, по расписанию поездов. Например, корову на пастбище гнали, когда херсонский поезд шел. А на обед ее загоняли, когда Одесса шла на Харьков", — вспоминает Александр Иванович. Профессия железнодорожника стала традицией для семьи Плескачей. Всего в железнодорожных службах сейчас работает почти тридцать человек из многочисленной родни коллекционера.

ИГРУШЕЧНЫЕ ВАГОНЧИКИ ПО ЦЕНЕ НАСТОЯЩЕЙ "ВОЛГИ"
Железнодорожное моделирование и в советские времена, и сейчас было и остается удовольствием не из дешевых, рассказывает Александр Иванович. Например, в Советском союзе один паровоз стоил около 35 рублей (треть зарплаты инженера!). А весь комплект железной дороги был вообще непозволительной роскошью: еще бы, ведь он приравнивался к стоимости "Волги"!

Сегодня коллекция Александра Ивановича оценивается примерно в 100 тыс. грн. "Наборчик" из трех вагонов и локомотива обойдется как минимум в тысячу гривен. "Поэтому у нас не так много таких коллекционеров — все больше любители", — объясняет Александр Плескач. То ли дело в Англии: там увлечение железнодорожным моделированием стоит на втором месте после рыбалки. То же самое и в США: популярнее собирательства вагонов — только коллекционирование кукол Барби.

Реклама

Модель железной дороги Александра Ивановича использовали и в практических целях. Так ЮЖД испытывала механизм расцепления вагонов на ходу, моделируя этот процесс с помощью коллекции Александра Плескача. Харьковская прокуратура так же пользовалась модельками железнодорожника — специально для них он делал макет станции Харьков-Пассажирский.

Как истинный коллекционер, Александр Иванович мечтает побывать в Германии и посетить "месторождение моделей" — завод, где их производят. Также в планах железнодорожника сделать восстановительный поезд с железнодорожным краном на ходу — в память о десяти годах работы в хозяйстве таких поездов. Чтобы идти в ногу со временем, Александр Иванович хочет оборудовать модель электрифицированным участком. И — для завершения картины — дополнить экспозицию мостом и туннелем.

Но даже без этих дополнений для Александра Ивановича его модель является бесценной, ведь железная дорога — это любовь на всю жизнь. А вся коллекция достанется в наследство тому из трех внуков, кто пойдёт по стопам дедушки — станет железнодорожником.

Анна Панахно

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять