I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Космос по-украински: "Южмаш" переживает спад, но имеет надежду на светлое будущее

Разрыв с Россией больно ударил по украинским программам, но будущее есть

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба "Южмаша"
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба "Южмаша"
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба "Южмаша"
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба "Южмаша"
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба "Южмаша"
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба "Южмаша"
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба "Южмаша"
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба "Южмаша"
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба "Южмаша"
Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба "Южмаша"
1/10

Украина всегда была космическим государством. Во времена СССР наши специалисты вывели на орбиту первый спутник, работали над полетом Юрия Гагарина и создавали уникальные ракеты, которые до сих пор считаются лучшими среди мировых аналогов. После объявления независимости ситуация слегка ухудшилась: ресурсов одной страны оказалось недостаточно для того, чтобы полноценно запускать в космос людей (отличился только Леонид Каденюк), зато мы неплохо показывали себя в непилотируемой космонавтике и участвовали во многих международных проектах. Однако традиционно основным нашим партнером оставалась Российская Федерация, которая вполне предсказуемо отказывается от сотрудничества сейчас, когда отношения между странами сложно наз­вать дружественными. "Се­годня" узнала, как чувствует себя украинская космическая программа в нынешних кризисных условиях, и побывала на главном заводе отрасли — "Южмаше".

Реклама

В Нацкосмосе начали подводить итоги и думать о будущем не так давно. Еще до недавних пор ведомство было "обезглавлено" — прошлый руководитель ушел вместе с правительством Николая Азарова, а новый — Олег Урусский — был назначен только в конце января. Но настроены здесь позитивно: да, проблемы есть, но решить их можно.

ИТОГИ. 12 марта Национальное космическое агентство провело расширенное заседание коллегии, где собрались как руководители самого Нацкосмоса, так и управленцы предприятий отрасли и представители Национальной академии наук. Коллегия должна была подвести итоги прошлых лет и решить, что будет происходить с космической отраслью в будущем.

НЕМНОГО ЦИФР. В пресс-службе Нацкосмоса говорят, что прошлый год был не слишком плохим. В целом предприятия и научные ведомства изготовили и продали продукции на сумму около 2,9 млрд грн, что всего на 2% меньше, чем в 2013 году. При этом экспорт увеличился на 1,9%, и составил 1,7 млрд грн в денежном эквиваленте. За это стоит благодарить лидеров отрасли — ПАО "Хартрон", "КБ "Южное", и "СПБ "Арсенал".

Реклама

2_29

"Морской старт". В 2014 году мы произвели один пуск программы.

Есть успехи и у госпрограммы на 2013—17 гг. Так, продолжается реализация проектов по созданию космического комплекса "Циклон-4" и наземной инфраструктуры космодрома Алкантара (Бразилия), а также — национальной спутниковой системы связи. Осталось государство и на мировом рынке: за 2014 год состоялся один пуск спутника по международному коммерческому проекту "Морской старт", два пуска проекта "Днепр", запуск "Веги" (совместно с ЕС) и три пуска американского "Антареса" (один из которых был, правда, аварийным). Также была создана инфраструктура приема информации с иностранных спутников.

Реклама

Но Нацкосмос признает: на части предприятий объемы производства упали, и связано это с сокращением или прекращением сотрудничества с Российской Федерацией и аннексией Крыма. Ударил по отрасли и скачок курса, который сейчас сделал часть производства убыточным.

4_14

Ракетоноситель "Днепр". От него РФ может отказаться полностью.

СТРАТЕГИЯ. Впрочем, несмотря на проблемы, двигаться дальше нужно. Но в первую очередь, считают в Нацкосмосе, нужно понять, куда именно двигаться. Поэтому там приступили к разработке стратегии до 2020 года. Причем принять участие в этой разработке может кто угодно: достаточно зайти на сайт агентства и заполнить форму, в которой указать свое имя и контакты и написать, как именно вы видите космическое будущее страны в ближайшем будущем.

Впрочем, стратегия-2020 — это общий модный тренд для всех ведомств, который перекликается с общегосударственной стратегией, заявленной президентом и Кабмином. Помимо нее есть еще концепция развития до 2032 года: она предусматривает множество интересных моментов, включая собственную спутниковую сеть, создание центров обработки и анализа информации и так далее.

Кроме того, в 2015 году продолжается сотрудничество по проекту "Циклон-4", который может стать самым удачным примером международного сотрудничества. По сути это — улучшенный ракетоноситель "Циклон-3", который позволит оперативно и точно выводить на круговые, геостационарные и солнечно-синхронные орбиты космические аппараты разного назначения. Запуски предполагаются с космодрома Алкантара в Бразилии. Проблема лишь в том, что сотрудничество по "Циклону" началось еще в 2003 году, но первого старта ракеты до сих пор не было.

Также в 2015 году нам обещают запуск телекоммуникационного спутника "Лыбедь". А в ближайшем будущем — создание систем дистанционного зондирования Земли на базе спутников "Сич". Но все это пока только идеи.

9_04

Корпус ракетоносителя. Каждую деталь ракеты тщательно проверяют, прежде чем пустить в дело.

6_05

"Циклон-4". Тот самый ракетоноситель, который должны использовать в Бразилии.

5_09

"Зенит". Экологически чистая и уникальная ракета, предназначенная для наземного старта.

7_03

Трактор ЮМЗ. Завод очень рассчитывает на его успех.

1_24

Сварка. Все свои новшества Патон внедрял на "Южмаше".

10_07

Шаробаллоны. Для газов в космосе.

8_04

Литье. Могут сделать художественное.

"ЮЖМАШ": РАСЧЕТ НА ЭНЕРГЕТИКУ

Когда говоришь "космическая отрасль Украины", первое, что приходит в голову — это "Южмаш", в смысле — "Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова", расположенный в Днепропетровске. К сожалению, в последнее время "Южмаш" на слуху украинцев не благодаря реализованным проектам, а потому, что большинство этих проектов приостановлены, из-за чего коллективу огромного предприятия задерживают зарплаты. Корреспонденты "Сегодня" побывали на легендарном заводе и узнали, как обстоит ситуация сейчас.

СЕКРЕТНО. В 1944 году в Днепропетровске началось строительство автомобильного завода. Но уже в 1951-м неоконченную стройку перепрофилировали. Так появился "завод №586", потому что секретность — превыше всего.

Собственно, в наши дни ситуация с секретностью не изменилась: попасть на завод, в цеха, нереально. Руководство объясняет: "Южмаш" работает в том числе и над оборонными заказами, поэтому меры безопасности очень серьезные.

ПОТЕРИ. Из-за сокращения объемов производства ракетно-космической техники, рассказывает "Сегодня" замгендиректора Константин Завгородний, в 2014 году завод получил всего 450 млн грн. Для сравнения: в 2011 году сумма достигала 1907 млн грн, так что объем денежных средств снизился в четыре раза. Это в целом. В частности же, главным заказчиком ракетоносителей была Россия, которая в 2011 году заплатила заводу 1719 млн грн, а в 2014 — всего 28 млн грн. Сейчас производство ракетоносителя "Зенит" (проекты "Морской старт" и "Наземный старт") приостановлено, а его возобновление — под большим вопросом. Сокращается сотрудничество и по другим программам — "Днепр" и Федеральная космическая программа. Предприятие открыто заявляет: долги на начало 2015 года составляют около 700 млн грн. Из них 140 миллионов — это зарплата сотрудников, сопутствующие и социальные выплаты.

В сухом остатке есть сотрудничество по американскому проекту "Антарес", европейской "Веге" и украинскому "Циклону". Ну и, естественно, гражданская продукция. Но, учитывая потери, этого для огромного завода маловато.

РЕШЕНИЯ. Помощник генерального директора Владимир Ткаченко рассказал "Сегодня", что решения пока готовятся. "Кабинет министров решил, что будет нам содействовать — окажет финансовую помощь, которая позволит стабилизировать предприятие и погасить задолженности", — говорит он. Плюс — оборонный заказ, о котором руководство завода не распространяется и который может обеспечить около 730 млн грн в 2015 году.

Предприятие ведет переговоры с НАЭК "Энергоатом" и ДТЭК: для последних они могут поставлять комплектующие и оказывать ремонтные услуги. С "Энергоатомом" разрабатывается 18 направлений работы. "Речь идет о комплексной программе повышения безопасности атомных станций, — говорит Ткаченко. — Это автоматика: клапаны, компенсаторы, ремонт дизелей, трубопроводы". Именно энергетику на заводе считают наиболее перспективной отраслью, планируя повысить долю заказов до 30% от общей работы предприятия.

"В настоящее время на "Южмаше" есть разработки в области ветроэнергетики. Речь идет о принципиально новом ветроагрегате, аналогов которому нет в мире, — объясняет Ткаченко.  — Если вкратце, наше устройство позволяет уйти от распределительного вала, благодаря чему энергия снимается сразу на генератор. Конструкторы уверяют: это настоящий прорыв".

Развивают и сельскохозяйственную продукцию, в частности — знаменитый трактор ЮМЗ. Его модернизируют и усовершенствуют, обещая, что в новых моделях появился кондиционер.

...Кстати, в 50-х годах настоящий кризис на "Южмаше" предотвратили... кошки!

Мыши изгрызли кабельные сети на базах хранения ракет Р-1 и Р-2, в результате чего завод решил разводить кошек для охраны продукции от грызунов. Сейчас, правда, надобность в пушистых помощниках отпала.

Но главное — это, конечно, космос. На "Южмаше" уверены: это не только имидж, но и будущее государства. "Мы все видим прорывы. Индия, Корея, Китай. А Украина, которая была в пятерке космических держав и у которой есть возможность создавать полный цикл, может лишиться статуса космической державы",  — сетует Ткаченко. У завода есть множество проектов — вплоть до создания спутниковой сети, которая позволит стране отказаться от покупки информации у других стран. "Сейчас мы тратим колоссальные деньги на то, что могли бы делать сами. Спутники — это и связь, и аграрный комплекс с контролем урожая, и лесное хозяйство, и атмосферные выбросы, и даже незаконное строительство", — уверяет Ткаченко. Инвестпроект предприятие готово подготовить в кратчайшие сроки, лишь бы кризис слегка угомонился. Потому что проблемы с зарплатой — это и проблемы с кадрами, подготовка которых, из-за высокой сложности оборудования, занимает десятки лет.

...Территория Южмаша в 4 раза больше княжества Монако. И однажды, в советское время, здесь одновременно находилось 70 тысяч человек. Сейчас тут работает 8,5 тысяч человек, которые целыми династиями создавали ракеты. Ракеты, которые вполне способны вернуть стране статус космической державы.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять