I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

По святым местам: Секреты Лаврских пещер

Гардероб преподобных, танцы с бесами и шансы души пройти 20 мытарств

 | Фото: Александр Яремчук
/ Фото: Александр Яремчук
 | Фото: Александр Яремчук
/ Фото: Александр Яремчук
 | Фото: Александр Яремчук
/ Фото: Александр Яремчук
 | Фото: Александр Яремчук
/ Фото: Александр Яремчук
 | Фото: Александр Яремчук
/ Фото: Александр Яремчук
 | Фото: Александр Яремчук
/ Фото: Александр Яремчук
 | Фото: Александр Яремчук
/ Фото: Александр Яремчук
 | Фото: Александр Яремчук
/ Фото: Александр Яремчук
 | Фото: Александр Яремчук
/ Фото: Александр Яремчук
 | Фото: Александр Яремчук
/ Фото: Александр Яремчук
1/10

В редакцию поступил удивительный звонок. Обиженный мужской голос в трубке пожаловался: "Вы пишете о монастырях и пещерах, в которых лежат святые мощи. А вы знаете, что под Москвой есть специальный завод по изготовлению мощей? На них даже надпись внизу есть "копия". Лучше об этом напишите!" Можно было бы и проигнорировать, но интерес взял верх. После недолгих колебаний решаюсь таки выполнить просьбу читателя и еду в Киево-Печерскую лавру. 

Реклама

РАЗГАДКА О "ЗАВОДЕ". "В поселке Софрино Пушкинского района под Москвой действительно есть завод, где изготавливают все необходимое для православных богослужений, — строго говорит иеромонах Никодим. — Но там изготавливают не мощи, а мощевики — сосуды, в которых хранят частицы мощей. А сами мощи изготовить невозможно. Это можно заслужить лишь праведной жизнью".

"Всегда находились те, кто пытается насмехаться над мощами святых, называя их мумиями или копиями, — отвечает наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел. — Смеясь над мощами преподобных, такие люди, в первую очередь, смеются над своими родителями, над собой и своим невежеством. Потому что именно родители должны учить детей вере и общению со святынями. Не научили — вот дети и смеются над верой своих предков. Но где эти люди сейчас? Их нет. А мощи лежат до сих пор. Люди приходят с разными помыслами. В 90-х часто разбивали стекла гробниц, воровали митры, панагии преподобных епископов (нагрудный знак архиереев), лампады срывали. Монахов было тогда мало, пока добежишь — вор уже и скрыться успел. Но сейчас, с Божьей милостью, этого нет. Думаю, это связано не только с более прочными стеклами или креплениями. У людей просыпается совесть и вера. Конечно, до сих пор есть те, кто насмехается и говорит о мумиях. Мы же приходим в пещеры как к святыне, к источнику Божественной Благодати, как к воспоминанию, что они были такие же, как мы. Но станем ли мы, как они сейчас — большой вопрос".

СВЯТЫЕ МОЩИ. "Есть три признака святости человека — благочестивая жизнь, наличие нетленных мощей и посмертные чудеса, — говорит отец Поликарп, занимающийся исследованием и уходом за мощами преподобных с 1988 года. — Первых лаврских монахов хоронили в пещерах, по обычаю афонских монахов. На Афоне мертвого больше суток не держат, там очень жарко. Умершего облачают в специальную мантию и заворачивают, как новорожденного, отпевают и несут на кладбище, и в этой мантии без гроба неглубоко закапывают. А через три года раскапывают. Плоть за это время истлевает. Достают кости, череп, омывают специальным составом масла и воды. В афонских монастырях есть костницы, в которых кости сложены как в дровнице дрова, а черепа на полки ставят. Преподобный Антоний ввел в Лавре такой же устав, только умерших не закапывали в землю, а делали углубления в стенах пещер, тело монаха складывали на доске и там закрывали. А через три года открывали. Если тело нетленное и чудеса там происходили — тогда его причисляли к лику святых и выставляли мощи на поклонение. Но в нетленности есть две категории — от святости, и от кары Божьей. В XIX веке на Афоне одному эконому поручили построить помещение на определенном месте, а он ослушался, и построил на другом. Через три года после смерти оказалось, что он не истлел, а надулся, как мешок. Еще на три года закопали, весь Афон молился. Раскопали — так же. Через 12 лет тело выбросили в море, земля не принимала".

Реклама

ВЫВОЗ МОЩЕЙ. "Есть предания, как в начале ХХ века Антоний Храповицкий перед эмиграцией хотел вывезти мощи, — вспоминает отец Поликарп. — Зашел в дальние пещеры, покадил мощи прп Федора князя Острожского, наклонился, чтобы поднять их, как из-под гроба вышел огонь и опалил ему епитрахиль (длинная лента, огибающая шею и концами спускающаяся на грудь). Другую историю рассказал покойный схимандрит Деонисий, живший в Лавре с 1921 года. В России в 1918 году вскрывали мощи прп Сергия Радонежского, пытаясь доказать, что якобы это кукла лежит. В нашей Лавре это случилось в 30-е годы. Медики провели исследование и заключили: "Подделок не обнаружено", а потом исправили: "Грубых подделок не обнаружено". А в 60-е мощи даже вынесли, сложили в машины, но моторы так и не смогли завести".

УЛИЦА ЗАТВОРНИКОВ: чудеса и борьба с бесами

В дальних пещерах есть целая улица Затворников — коридор с именами святых печерских, ушедших в затвор. "Это не означало замуровывание в пещерах заживо, — объясняет иеромонах Никодим. — Господь дал человеку свободную волю и его никто не может ограничивать. Инок мог выходить, просто мог уединиться, жить своей духовной жизнью и только после смерти его замуровывали на месте затворничества. Для затвора нужен был большой духовный опыт и благословение священноначалия, так как в затворе нападение дьявольское намного сильнее, чем когда монах живет среди братии. Если в миру дьявол чаще всего нападает на человека через физические проявления (ситуации, болезни), то в затворе — через помыслы. Были два неудачных ухода в затвор — с преподобными Никитой и Исаакием, которые решили самостоятельно уйти, без благословения старших священников. Вот дьявол и уловил их по их гордости. Никиту бесы уговорили читать Ветхий завет, без Евангелия, и убедили, что он настолько угодил Господу, что молиться ему больше не нужно. Тем более, что Никита знал Ветхий Завет наизусть! Когда братия увидела, что Никита в беде ("в прельщении"), стали за него молиться. В итоге, когда бесы отступили от затворника, он не мог вспомнить ни строчки из Библии. А вот Исаакию бесы явились в виде ангелов, показали мнимого Христа и велели ему поклониться. Забыв перекреститься, затворник поклонился, после чего келью наполнили бесы и заставили его танцевать перед мнимым Христом под тимпаны и бубны. Затворника вытащили из кельи еле живого, после чего он три года лежал недвижимый". "Выздоровев, Исаакию и Никите священники "прописали" прохождение "духовных прелестей" — послушания самой тяжелой и грязной работы до упада, чтобы смирить помыслы, в данном случае гордыню, — дополняет иеромонах Филипп. — Никита, пройдя через покаяние и тяжелые работы, настолько вырос во Христе, что стал епископом Новгородским. Погребен в Дальних пещерах, а Исаакий — в Ближних".

Реклама

МИРОТОЧИВЫЕ ГЛАВЫ: от чужеродного масла покрываются мхом и выделяют большое количество живого белка

Одно из самых ярких впечатлений в дальних пещерах — это 25 сосудов с древними черепами, называемыми "мироточивые главы". "Известно только, что одна глава принадлежит епископу Клименту Римскому, пострадавшему за веру в Христа в период гонений в начале II века н. э., остальные имена неизвестны, в нашей Лавре она с 1200 года, — рассказывает наш проводник иеромонах Никодим. — Главы хранятся здесь в стеклянных и серебряных сосудах, потому что обладают чудесным свойством — источать миро, которое потом используется для помазаний на богослужениях. Миро выпадает на главах подобно росе, а потом собирается на дне сосудов".

ДЕТЕКТОРЫ. Мироточивые главы — отличные детекторы внутренней жизни монастыря. Образно говоря, если в монастыре все хорошо — миро выделяется регулярно и понемногу. Если беда какая — могут и вообще перестать мироточить, а если радость великая — наоборот, главы могут утопать в мире. "Старцы рассказывали, что главы мироточили не все время. Например, в ХІХ веке они 50 лет не мироточили, а потом снова начали, — добавляет лаврский монах-старожил отец Поликарп. — В 1958 году, за три года до закрытия Лавры в советские времена, главы перестали мироточить. Хотя справедливости ради надо сказать, что при СССР к главам относились достаточно бережно и, слава Богу, не уничтожили. Просто воспринимали как музейные экспонаты. И как доказательство "поповского обмана народа". Я еще помню, как в 1986 году на экскурсиях рассказывали, что монахи якобы обманывали народ и поливали главы специальным маслом, чтобы они замироточили. Кстати, один наш монах как-то решил проверить эту атеистическую теорию — налил масла на одну из глав. После этого череп покрылся зеленым мхом. Оказалось, что главы ничего чужеродного не воспринимают. Когда мы пришли сюда в июне 1988 года, стали молиться, службы проводить, главы стали сначала влажными, а потом стали выделять капельки мира. Помню, одна глава просто плавала в мире — до половины сосуда натекло, а они ведь немаленькие — по два-три литра! Нам тогда миро даже раздавали в бутылочках для богослужений и исцелений немощных. Тогда наместник Лавры Ионафан (Елецких) отдал часть мира на исследование в Санкт-Петербургский институт биологии. В результате выяснили, что вещество, выделяемое из глав, обладает удивительно большим количеством единиц живого белка, и аналогов этому веществу в мире нет!".

ГЛАВЫ — О СИТУАЦИИ В СТРАНЕ. А реагируют ли мироточивые главы на ситуацию в стране, войну на востоке Украины? "Количество мира за это время не изменилось, — отвечает "Сегодня" иеромонах Никодим. — Кстати, главы мироточат не все, а всегда по три-четыре. Также мироточат и сейчас. Но события в государстве и жизнь монастыря — несопоставимы. Процессы, происходящие в стране, лишь внешне касаются Лавры, но не затрагивают ее сущности. Потому главы и другие святыни реагируют на духовные изменения жизни, а не мирские".

"Монастырь живет своей духовной жизнью, цель которой — совершенствование во Христе, а не решение государственных вопросов, — отвечает на это наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел. — Святыни призывают людей к покаянию, напоминают, что здесь, на земле, мы только в гостях. Учат терпению, смирению и любви, стремлению к совершенствованию своей духовной жизни. Каждый человек должен решить в этой жизни, с кем он — с Богом или с лукавым. И этот экзамен нужно сдать. Потому что после смерти уже никто не будет слушать оправданий: "Да я ж не знал, мне никто не сказал".

ВАРЯЖСКИЕ ПЕЩЕРЫ: где святой антоний гонял разбойников

Есть в Киево-Печерской лавре и такие пещеры, куда без проводника и благословения священноначалия и не впустят. Называются они — Варяжские пещеры, или пещеры разбойников.

"Именно сюда пришел преподобный Антоний Печерский, но жил не в этих пещерах, а рядом — в пещере преподобного Иллариона, а здесь обитали язычники, — объясняет нам иеромонах Никодим, поручая нас новому проводнику. — Пещеры сохранились в том первоначальном виде и не оборудованы для посетителей".

Открыв полукруглую чугунную дверь, старенький монах-проводник пальчиком считает, сколько человек заходит и наставляет: "Чтобы столько же и вернулось, с Божьей помощью". В отличие от дальних пещер, кроме фонаря инока-проводника освещения вообще нет, горящие свечи почти не помогают. "Голову берегите!" — советует монах, и в подтверждение этих слов я в аккурат вписываюсь лбом в холодный песчаник пещерного "потолка". Пока чистила лоб, свеча едва не потухла, а провожатый скрылся в изгибах варяжского лабиринта. "Вот почему сюда не всех пускают", — подумала я, угодив ногой в яму, и от страха стала звать на помощь. Наш проводник здесь как дома — передвигается быстро, помогает и постоянно шутит: "А теперь представьте, как варяги испугались, когда преподобный Антоний здесь молиться начал! Со страху так и убежали, болезные. Некоторых батюшка даже покрестить успел, еще "тепленькими" от страха. Но жил преподобный Антоний не здесь, а в дальних пещерах. Эти так и назвали варяжскими или разбойничьими — в память о бывших хозяевах. Над нами сейчас Певческое поле, недавно автостоянку оборудовали — так эти пещеры чуть не засыпались. Есть и древние надписи на стенах, а есть — и современных варягов под именем "здесьбылвася". Да вы молитесь, если страшно, преподобному Антонию, он всегда помогает. Хотите камешек на память?"

Через метров 20 я запросилась назад. И с удовольствием вернулась в уютные дальние пещеры. Красный "варяжский" песок с моей головы еще полдня сыпался...

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ: спасают маньяков и блудников

Даже во времена СССР в ближние пещеры не зарастала народная тропа с длинными очередями. В том большая заслуга былинного богатыря Ильи Муромца. И сегодня дети в первую очередь идут посмотреть на ручищу, которая тягала за вихры Тугарина-змея и Соловья-разбойника, а уж потом знакомятся с мощами остальных 63 преподобных.

Только вот гробницы основателя монастыря здесь не увидишь. "Мощи преподобного Антония находятся в ближних пещерах под сподом (под землей), — говорит проводник "Сегодня" по Ближним пещерам иеромонах Филипп. — Согласно летописям, перед смертью он вырыл себе пещерку, попрощался с братией, и сказал, чтобы за ним никто не шел. Зашел в пещерку, после чего она обвалилась за ним. Когда братья пытались убрать камни, от них вышло пламя огня. Пытались копать с другой стороны — оттуда пошла вода. Тогда монахи прекратили попытки, так как поняли — на то воля Божья. На месте его затвора верующие могут приложиться к иконе и рассмотреть фрески времен царской России. Советские ученые тоже пытались раскопать преподобного Антония, только в ответ на них посыпались искры огня, потому раскопки прекратили.

О СРЕБРОЛЮБИИ. К великомученикам Федору и Василию обращаются те, у кого страсть к деньгам. Преподобные погребены в одном гробу не случайно. Василий был духовным наставником Федора. Перед уходом в монастырь преподобный Федор раздал все свое имущество. Но через время он стал скорбеть об этом, однако не сказал никому и не покаялся. Дьявол принял образ его наставника и "посоветовал" пойти в варяжские пещеры и раскопать там сокровища. Федор раскопал клад и спрятал его по указу лженаставника. Василий вскоре заметил, что с учеником что-то не так. Когда Федор поведал, что с ним случилось, монах схватился за голову, так как понял — дьявол поработал. Клад тот монахи перепрятали и просили Бога позволить им забыть о месте, где зарыли сокровище. Однако дьявол не отступил, явился киевскому князю в образе Василия и "настучал" на укрывателей клада. Так как иноки действительно не смогли вспомнить, где закопали сокровища, князь их казнил. Мощи их оказались нетленными, вот и лежат как мученики убиенные рядом".

О ДРУЖБЕ И ПРОЩЕНИИ. За таким ходатайством верующие обращаются к преподобному Титу. Был у него духовный друг Ивагрий. Но дьявол рассорил иноков так сильно, что они даже смотреть не могли друг на друга. Однажды Тит сильно заболел, и уже будучи при смерти, попросил иноков привести Ивагрия. Поклонился ему до земли и извинился. Но Ивагрий сказал зло: "Никогда не прощу, ни в сей век, ни в будущий!" И тут же упал замертво и закостенел. Даже руки не могли ему сложить, так его с расставленными руками, раскрытым ртом и похоронили. А Тит выздоровел, вел праведную жизнь и достиг святости. Его тело больше всего сохранилось в целости. Что значит покаяние!

ПРОТИВ БЛУДА. А вот Моисей Угрин помогает против "плотской брани" — блуда. Преподобный Моисей был молодым, красивым монахом и попал в плен польской вдовы, которая всячески пыталась его на себе женить. Но он не нарушил обет, за что она его приказала оскопить и выбросить вон. Моисей смог вернуться в Лавру и достиг святости. Помогает людям преодолеть похоть.

Еще в пещерах не принято громко вопрошать. А все потому что в XVI веке преподобный Дионисий перед Пасхой настолько воодушевился, что громко воскликнул в пещерах: "Христос Воскресе, братия!" На что мощи громогласно ему ответили: "Воистину воскресе!" А тот долго еще говорить не мог. Так что вопрошать к преподобным можно, только не удивляйтесь, если они вам ответят".

УХОД: "гардероб" для мощей

У 120 преподобных Печерских есть даже свой гардероб из нескольких парчовых покрывал и наличников (специальное покрывало для лица; в знак того, что монах удалился от этого мира и созерцает Небо). В обычные дни мощи накрывают зеленым покрывалом и наличником, в Великий пост переоблачают в черный цвет, а на Пасху — в красный. О смене "гардероба" преподобных "Сегодня" рассказал отец Поликарп, ухаживающий за мощами с конца 90-х годов: "В период Петрова поста, когда особо жарко, мощи преподобных выносят в спецпомещение (на третьем этаже над ближними пещерами. — Авт.), снимают все одежды и просушивают их в саду до вечера. На ночь не оставляют, чтобы роса не намочила, а на следующий день одевают. Все одежды подписаны, перепутать не получится. Мощи лежат на деревянных лотках, обернутых монашеской ситцевой тканью, а сами преподобные завернуты в ватники. Кстати, до революции мощи были открытыми, а от капель масла или воска их берегли ватники. Крышки над мощами поставили в советское время работники музея (в 20 гг. ХХ века) Есть такое предание, что однажды к мощам подошел человек, сделал вид, что хочет поцеловать руку святого, а на самом деле решил ее укусить, в насмешку. Грызнул — и застыл, не может оторваться. Так и стоял, пока не попросил у преподобных прощения и не раскаялся. Вот после того случая и поставили крышки. Мощи и теперь хранятся в ватниках, а над ними — красивое парчовое покрывало. Когда в 1988 году нам передали Лавру и ближние пещеры, оказалось, что на некоторых преподобных только нижние покрывала истлели, а мощи уже 900 лет лежат. Мы когда их переоблачаем, такой чудный благовонный запах идет, и никакого тления — просто чудо! Его каждый может ощутить, если зайти в пещеры часиков в шесть утра".

ПРОХОЖДЕНИЕ МЫТАРСТВ: 20 признаков, по которым нужно исповедаться

Перед спуском в ближние пещеры монахи подробно рассказывают, что ждет нераскаявшуюся душу после смерти. "После того как душа выходит из тела, в течение трех дней она на земле, а потом должна пройти 20 мытарств (празднословия, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, скупости и сребролюбия, взяточничества, неправды, зависти, гордости, гнева и ярости, убийства, злопамятства, прелюбодеяния, блуда, чародейства, содомских грехов, ересей и немилосердия), — говорит отец Филипп. — У каждого мытарства бесы душу останавливают, открывают "хартии" — книги деяний человека. Если замечен в этом мытарстве — или сразу в ад, или по-новому прохождение мытарств — как Господь решит. Если человек исповедуется и не повторяет эти грехи — в хартиях записи у бесов стираются. Бесы часто сами подсовывают нам помыслы плохие, и если мы их принимаем — записывают в хартии. Если чувствуешь в душе эти начатки ада — нужно сразу попросить у Бога прощения и сходить на исповедь. Нераскаянными грехами мы даем дьяволу право на владение нашей душой, потому лучше такого не допускать". 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять