Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.
Принять
Главная Сегодня

Почему гении искусства шли в рекламу: от Тулуз-Лотрека до Дали и Линча

Шагал рисовал винные этикетки, Маяковский продвигал ГУМ, а Линч пиарил лак для ногтей

Легендарное творение Маяковского.
Легендарное творение Маяковского.

История не может дать ответа, когда точно появилась реклама. Но исследователи предполагают, что это произошло сразу, как только люди научились продавать. К примеру, именно рекламой называют кусок папируса древнего египтянина, на котором он заявлял о намерении продать раба с указанием цены.

Со временем реклама стала отдельным социальным институтом, и сейчас все кому не лень ведут пылкие дискуссии о том, считать ли рекламные продукты произведениями искусства. Ведь чем, как не артом, можно назвать афиши Анри де Тулуз-Лотрека, плакаты Альфонса Мухи или вывески Нико Пиросмани?

"Сегодня" решила рассказать, насколько выдающиеся деятели искусства причастны к рекламному бизнесу: кто выбрал это ремесло из-за денег, а кто — ради удовольствия. А еще мы выяснили, кто, совмещая обе причины, продолжает заниматься созданием двигателя прогресса по сей день.

new_image16_11

Сальвадор. Любил сниматься и сам.

ТОЛУЗ-ЛОТРЕК: СЛАВИЛ "МУЛЕН РУЖ"

Чаще всего окунаться в мир рекламы великих заставляло безденежье. Именно из-за нехватки средств продвигать товары стал чешский живописец, театральный художник, ювелирный дизайнер и один из самых известных представителей модерна Альфонс Муха. Более того, выполнив несколько заказов в Париже, он стал одним из ведущих художников французской рекламы. Ради изготовления афиш, рекламных плакатов, иллюстраций к печатным изданиям, приглашений, визитных карточек, календарей и даже ресторанных меню ему пришлось на время полностью отказаться от серьезной живописи. Особый почет Альфонс получил благодаря своему рекламному плакату для известной артистки Сары Бернар в 1894 году. Увидев афишу, восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, после чего тот получил место главного декоратора театра.

Альфонса Муху как рекламиста прославили плакаты Сары Бернар.

new_image10_47

Муха. Рисовал в Париже плакаты.

new_image9_56

Муха. Плакат Сары Бернар.

АНРИ. Королем французского рекламного плаката считают художника-постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека. Он, как истинный гений, прожил бурную, но короткую жизнь, полную разочарований, болезней, пристрастия к алкоголю и душевных расстройств. За 36 лет он нарисовал 363 рекламных гравюры и плаката. Самая узнаваемая его афиша была сделана для знаменитого кабаре "Мулен Руж".

Судьбоносным для Анри стал переезд в 1882 году из небольшого французского городка Альби в Париж. Там он обосновался на Монмартре, где и прожил до конца своих дней. Несмотря на графское происхождение, он всерьез занялся не самой престижной профессией литографа и рисовал афиши для питейных заведений. С тех пор Тулуз-Лотрек часто изображал жизнь монмартрских кабаре и вел соответствующий разгульный образ жизни. Его моделями были танцовщицы "Мулен Руж" Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Любопытно, что эти люди не раз отказывали позировать для гораздо более солидных художников.

new_image4_286

Тулуз-Лотрек. Афиша кабаре.

ПИРОСМАНИ: "ХОЛОДНЫЙ ПИВО"

Отсутствие стабильного дохода вынудило пойти в рекламу и грузинского художника Нико Пиросмани — того самого, чья история любви описана в песне "Миллион алых роз". Он весьма удачно рисовал вывески для магазинов и питейных заведений. Более того, они составляют существенную часть работ художника и сейчас считаются полноценными объектами искусства. Да и вообще в Тифлисе начала XX века (современный Тбилиси) этот жанр живописи был чрезвычайно популярным. На вывесках Пиросмани обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причем русские слова часто были написаны с ошибками. Грузины, видимо, не придавали этому особого значения и спокойно размещали на своих харчевнях вывески с надписью "Холодный пиво". Кстати, фирменный рекламный почерк Пиросмани можно узнать не только по ломанному русскому, но и по черному фону, который он выбирал чаще всего. К слову, в честь художника назвали сорт полусухого красного вина. Что логично, ведь некоторые сюжеты его картин не раз использовались в оформлении винных этикеток.

new_image_413

Пиросмани. Художник знал толк в живописи, но не в орфографии.

new_image18_04

Пиросмани. Знал толк в напитках.

ШАГАЛ И МИРО. Кстати, о вине и этикетках: к ним стоит присмотреться повнимательнее, ведь часто они принадлежат авторству великих художников. Самый известный пример — бутылки французской винодельни Chateau Mouton-Rothschild. Такой ход — привлекать к созданию винных этикеток не рядовых оформителей, а известных художников — основатель империи Филипп де Ротшильд придумал в 40-х годах. Дело в том, что человеком он был разносторонним и общался с художниками, писателями и поэтами, которые часто приходили к нему в его загородный дом. Сначала гении подняли идею Ротшильда на смех и не спешили снизойти до такой мелочи, как оформление бутылочной наклейки. Но личная дружба все же сыграла свою роль, и вскоре на этикетках засветились такие имена, как Жорж Брак, Сальвадор Дали, Марк Шагал, Жоан Миро, Энди Уорхол. В 2002 году этикетку для "Мутон-Ротшильд" нарисовал известный российско-американский художник украинского происхождения Илья Кабаков. Благодаря такому списку деятелей искусства, трудившихся на рекламное благо винодельни, напиток стал настолько знаменитым, что в список художников этикеток для него не побрезговал попасть и наследник британского престола принц Чарльз. Он обожает рисовать акварелью, и с радостью написал осенний пейзаж для вина урожая 2004 года.

Известнейшие художники продолжают рисовать этикетки для "Мутон-Ротшильд" до сих пор — недавно список пополнился именами американца Джеффа Кунса, француза Ги де Ружмона и испанца Мигеля Барсело.

МАЯКОВСКИЙ И ДАЛИ: ПОШЛИ ПО СЛАДКОМУ

Кто знает, какой была бы советская реклама, если бы не Владимир Маяковский. Работал первый русский "копирайтер" не один, а в паре со скульптором и художником Александром Родченко. Вместе они создали солидный массив рекламных плакатов, большинство из которых стали классикой рекламы. Маяковский как высокопрофессиональный агитатор оказал колоссальное влияние на рекламные тексты в России, а Родченко, будучи мастером снимка, первым применил в пиаре фотографию. Яркий пример — плакат "Ленгиз", где моделью стала Лилия Брик.

Неизвестно точно, был ли Маяковский сладкоежкой, но рекламу для конфет (в частности Моссельпрома) он писал. Для них поэт "накопирайтил" сотню слоганов, из которых использовали около 60. К примеру, этикетку карамели "Красноармейская звезда" сопровождал такой мини-шедевр: "Шел Юденич на Красный Питер — Да о штуки бока повытер". К этому прилагался рисуночек авторства Маяковского: толстый усатый дядька в белогвардейской форме и штыки, которые щекочут ему пузо.

new_image7_117

Маяк. "Моя реклама — высокого качества".

new_image6_163

ГУМ. Маяк в соавторстве с Родченко.

new_image2_454

Карамель. Стишок и рисунок — авторства Маяковского.

new_image13_21

Пустышки. Снова авторства Маяка.

За рекламную и агитационную деятельность поэт не раз подвергался критике со стороны коллег — например, Бориса Пастернака и Валентина Катаева. Но он не унывал и на все резкие высказывания в свой адрес — мол, стыдно талант на сласти спускать — спокойно отвечал: "Вы — идиоты. Как раз моя рекламная компания — продукт наивысшего поэтического качества!".

Маяковский, 1923 год: "Все, что требует желудок, тело или ум, — все человеку предоставляет ГУМ".

ДАЛИ. Знаменитый испанский художник-сюрреалист был человеком-оркестром, ведь, помимо живописи, он увлекался театром, кино, сочинением стихов. И рекламой: Сальвадор создавал логотипы, продумывал концепцию промо-роликов, не упуская шанса сняться в них самому.

Именно Дали разработал дизайн логотипа легендарного леденца на палочке Chupa-Chups, производство которого знакомые художника, испанские предприниматели, основали в 1950-х годах. Дизайнерский креатив Дали датирован 1969 годом, и вот уже полвека лого остается почти неизменным.

К съемкам рекламных видеороликов Дали подходил со свойственным ему сюрреалистичным видением. Чего стоит одна только реклама шоколада Lanvin, в котором Дали, попробовав сладость, начинает энергично дергать усами. А наибольший ажиотаж вызвал ролик антипохмельных шипучих таблеток Alka-Seltzer, в котором Дали в своей неподражаемой манере показывал, как действует препарат.

new_image11_39

От Дали. Лого не менялось 47 лет.

УОРХОЛ. По сути, американский художник и режиссер, знаменитый классик поп-арта, сделал из рекламы искусство. Вместо скучных однотипных картинок и лозунгов Энди предложил яркие тиражированные картины. Он оформлял витрины, делал плакаты, разрабатывал дизайн бутылок Coca-Cola, создавал рекламу для журналов Vogue и Harper`s Bazaar. К моменту, когда Уорхол все же сконцентрировался на художестве, он уже был известным деятелем в сфере рекламы — его годовой доход составлял около $100 тыс., что было весьма недурно для США времен 1950-х. Кстати, картина "Кока-Кола", которую художник написал под впечатлением от рекламной деятельности этой компании, стала одной из самых успешных его работ. Два года назад она ушла с молотка почти за $60 млн.

new_image5_216

Уорхол. Создал поп-культуру благодаря "Коле".

new_image3_348

ЛИНЧ: ДЕЛАЛ ДЕНЬГИ ЛАБУТЕНУ

Когда знаменитые ныне режиссеры только начинали делать первые шаги по карьерной лестнице и пытались как-то свести концы с концами, то тоже подрабатывали продвижением чужой продукции. К примеру, первой работой режиссера "Бойцовского клуба" и "Девушки с татуировкой дракона" Дэвида Финчера была социальная реклама, заказанная Американским онкологическим обществом. Уже в первый день показа ролика в 1984 году о нем говорили все. И неудивительно, ведь в кадре был младенец, курящий в утробе матери. После такого дебюта Финчера засыпали предложениями — он снимал рекламу для Coca-Cola, Nike, Levi’s и других известных брендов. Он и по сей день не забывает о рекламном ремесле: незадолго до премьеры его последней картины "Исчезнувшая" режиссер создал серию роликов для марки Gap.

Даже наличие "Золотого глобуса" и "Золотой пальмовой ветви" не становится для режиссеров поводом бросить рекламу. В частности, продолжает снимать ролики режиссер "Твин Пикса" Дэвид Линч — два года назад мастер представил публике видео лака для ногтей от французской компании Christian Louboutin. Линч сделал это так, что сразу и не догадаешься, какой продукт рекламируется — в кадре есть все что угодно, но не лак. В рекламном бизнесе Линч с начала 1980-х, и за эти годы чего он только не продвигал — и тесты на беременность, и макароны, и сигареты, и даже социальное видео об опасности крысиного нашествия. Была среди всего этого и "крупная рыба" — 16-минутный ролик для Dior с актрисой Марион Котийяр в главной роли.

Но все же звание самого продвинутого в рекламной индустрии киношника принадлежит не Линчу, а создателю "Чужого" Ридли Скотту. В 1984-м он снял ролик о компьютере Macintosh. Позже его признали лучшей рекламой 1980-х годов, а Скотт получил "Каннского льва". Видео длиной 60 секунд обошлось заказчику в $600 000, что по тем временам было просто баснословной суммой.

new_image12_25

Линч. Снимал Котийяр для Dior.

Читайте самые важные новости в Telegram, а также смотрите интересные интервью на нашем YouTube-канале.

Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров