I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Уроки демократии от наших предков: в Киеве народ восставал против князьев, а казаки голосовали шапками

Как народ принимал решения, влияющие на жизнь Киевской Руси

Уже в воскресенье миллионы украинцев отправятся на избирательные участки, чтобы совершить там акт, называемый волеизъявление. От него зависит, кто именно будет представлять интересы населенных пунктов в местных советах, улучшая качество жизни населения и принимая важные для общества решения. Ну, во всяком случае, так должно быть в идеале. 

Но современная система выборов — с бюллетенями, списками кандидатов и откровенно назойливой, а временами и незаконной рекламой — пришла к нам с Запада. В то же время на территории Украины существовали некие протодемократические объединения. Корреспондент "Сегодня" пообщался с историками и узнал, мог ли народ принимать решения, влияющие на жизнь Киевской Руси, и как начиналась, развивалась и закончилась казацкая демократия.

Реклама

КИЕВ: вече напоминало современный Майдан

Начать, пожалуй, стоит с того, что в Киевской Руси демократией и не пахло. Это была типичная монархия, управляемая князем, которого, как все понимают, никто не выбирал — это было родовое свойство. Впрочем, стихийные проявления изъявления народной воли все-таки существовали. Сейчас они известны как вече.

"Роль вече часто очень переоценивают, — говорит эксперт по истории Киевской Руси, магистр Киево-Могилянской академии Вадим Аристов, — усматривая в нем сильный орган власти, еще и постоянно действующий. Сколько у нас упоминаний о вече, например, в Киеве? Три-пять за двести лет. Как-то не тянет на государственный орган". Причем, уверяет Аристов, проблема не в нехватке источников: вече, симптоматически, всегда очень точно описывалось. Но сравнивать его, скажем, с парламентом или городским советом не стоит. Скорее, вече Киевской Руси напоминало сегодняшний украинский Майдан — стихийное собрание части населения в тревожной и очень неординарной ситуации. Среди таких могла быть смерть князя, который не оставил наследников. Или же нежелание князя выйти на битву, когда враги уже на подступах.
"Наиболее правильный ответ на вопрос "что такое вече?" — это слово. Да, просто одно из старославянских слов (неизвестно даже, употреблялось ли оно в разговорной речи), которое иногда летописцы использовали для разного рода сбора людей или беспорядков", — подчеркивает Аристов.

Реклама

Хрестоматийным примером вече было Киевское восстание 1068 года. Причиной его стал отказ князя выдать киевлянам оружие и коней для продолжения борьбы с половцами, которые разбили объединенные силы Ярославовичей (Изяслава, Всеволода и Святослава) на реке Альте и грабили киевские земли. Святослав сбежал в Чернигов, а Изяслав и Всеволод – в Киев.

После поражения, как свидетельствует летопись, "люди киевские прибежали в Киев и учинили вече на торжище и сказали, послав (послов) к князю: "Вот половцы рассыпались по земле. Дай-ка, княже, оружие и колей, и мы еще побьемся с половцами". Но Изяслав этого не послушал".

После этого началось восстание. Люди освободили из "поруба" полоцкого князя Всеслава Брячиславича, провозгласив его великим князем. Изяслав с братом Всеволодом сбежали из княжеского дворца, который был разграблен горожанами, взявшими "бесчисленное множество злата и серебра". Позже Изяслав перебрался в Польшу, где, заручившись поддержкой, спустя полгода выдвинулся на Киев с войском князя Болеслава. Всеслав, узнав об этом, сбежал обратно в свой Полоцк. Изяслав же вошел в Киев и, несмотря на заступничество младших Ярославовичей, послал своего сына Мстислава, который "порубил киевлян, которые высекли было (из поруба) Всеслава, числом семьдесят человек, а других ослепил, а (еще) других он без вины погубил, не учинив дознания". Восстание было подавлено.

Как видно из данного примера, князья не слишком-то прислушивались к мнению общины, вынесенном на вече, так что особого влияния в украинской части Руси оно не имело.

Реклама

НОВГОРОД: решали многие вопросы

Совсем другая ситуация была в Новгороде, где более шести веков существовала своеобразная форма государственного правления — что-то вроде "вечевого строя" или "боярской республики".

Граждане собирались на вече у Софийского собора. Несогласные с принятым решением образовывали альтернативное вече на Ярославовом дворище. Вопросы решали разные — о выборе или изгнании князя, о войне и мире, о финансах — но чаще всего летописцы говорят о собрании по случаю чрезвычайных событий, руководимом должностными лицами.

Что касается полномочий, оценить их очень сложно — вече часто само определяло свою компетенцию, поэтому в разные периоды оно сильно отличалось. Над ним — своеобразной надстройкой — довлел правительственный совет, который вырос из совещательного учреждения при князе, но впоследствии стал независимым и объединял в себе степенных, посадника, тысяцкого, сотских и кончанских старост.

История новгородского вече закончилась в XV веке — сначала оно выродилось в олигархию (крупные земледельцы подкупали людей, создавая себе "партии" и принимая нужные решения), а затем и вовсе исчезло. 15 января 1478 года в город въехали московские бояре и дьяки Ивана III, забрали вечевой колокол и ликвидировали самоуправление.

veche_of_novgorod_1__

Над ним стоял "совет".

img36_1__

Собирались на дворище.

КАЗАЦКОЕ ВРЕМЯ: гетманы-манипуляторы и воля народа

Прежде чем говорить о казацкой демократии, можно вспомнить викингов. Они тоже какое-то время решали вопросы точно так же — все суровые мужики собирались в одном месте и орали друг на друга, пытаясь решить, кто будет главным, как делить экспроприированное имущество и кого бы еще можно ограбить.

Да-да, как бы ни было стыдно это признавать, до создания Запорожской Сечи (а порой и во время ее существования) казаки были своего рода преступниками. Беглецы из разных земель и стран, которые умчались в дикую степь, преследуемые панами и очень часто уголовным прошлым, совершенно не гнушались банального разбоя. Но все вопросы все-таки решали сообща. Позже, когда вольные отряды начали объединяться и была создана первая Сечь, традиция всеобщих собраний прижилась и осталась. Мало того, она просуществовала почти сто лет, прежде чем превратилась в церемониальное действо, на котором уже ничего не решалось.

Естественно, никаких  бюллетеней у казаков  не было — голосовали  подбрасыванием шапок  и громкими воплями.

Но обо всем по порядку. В 50-х годах XVI века Дмитрий Байда-Вишневецкий заложил на острове Хортица Запорожскую Сечь — первое полноценное протодемократическое образование в истории Украины. "Главной причиной, по которой исследователи считают казацкую республику демократическим образованием, было то, что каждый казак, находившийся на Сечи, мог принять участие в Генеральной Раде, — рассказывает кандидат исторических наук Могилянки Иван Гаврилюк. — Впрочем, подобная традиция была обычной для всех автономных квазимилитаристских образований".

Генеральную Раду казаки собирали трижды в год — на Рождество, Пасху и Покров. Перед этим, созывая народ, били в барабаны, стреляли из пушек и дули в трубы. Там всеобщим голосованием решали разные вопросы: избрания или переизбрания гетмана; войны, мира и службы (запорожцы считались отличными наемниками); текущие вопросы (Рада была администрирующим и законодательным органом); судебные вопросы (наказание преступников и так далее).

"О том, как это происходило, можно прочесть в дневнике Эриха Лясоты, посланника императора Священной Римской империи Рудольфа II. В 1594 году он приехал на Сечь с предложением от императора поступить к нему на службу и вместе воевать против турок, — говорит Гаврилюк. — Поначалу поговорил с казацкой старшиной, те собрали "круг" на площади у церкви. Гетман в центре, есаулы следят за порядком. Рассказали всем о предложении императора — и начался совет". Уже из этого документа заметно, что казацкая старшина пыталась отделиться от остальных — "черни", потому что они совещались отдельно.

Естественно, никаких бюллетеней у казаков не было. Зато были шапки (не у всех), которые подбрасывали в воздух, и луженые глотки. Так и принимали решение — кто громче орет, тот и прав.

Лясота пишет, что запорожцы согласились на предложение Рудольфа, о чем тут же сообщили старшине, пригрозив, мол, если они не поддержат — будут убиты на месте. Те перечить не стали.

__1___12

Черная Рада. На нее собралось больше 40 тысяч людей, а победил главный демагог и популист.

Конечно, ни о каком кворуме на таких собраниях речь не шла. Часть казаков могла быть в походах, часть разъезжалась по своим делам — а решения принимали те, кто в момент собрания оказывался на месте. Что большинство решило — то и делали, а меньшинство могли избить за неповиновение или даже убить.

Зато смена власти происходила очень быстро. Запорожцы были воинственными парнями, поэтому гетманов выбирали опытных и закаленных в боях. За проявление трусости можно было лишиться как должности, так и головы. Так произошло, к примеру, с гетманом Яковом Бородавкой, которого Петр Сагайдачный (к тому времени занимавший должность несколько раз) публично обвинил в нежелании идти с поляками в поход против турок. Умело сыграв на воинственности запорожцев, он снова стал гетманом, а Бородавку впоследствии устранил. Подобные манипуляции, кстати, не были чем-то необычным — многие гетманы пользовались услугами "агитаторов" и "пропагандистов", которые выставляли противника в нелестном свете.

Основы казацкой демократии зашатались в 1648 году после избрания гетманом Богдана Хмельницкого. Он провел несколько блестящих военных операций против поляков — битвы под Корсунем и Желтыми Водами, — после чего послы Речи Посполитой прибыли просить мира. Хмельницкий собрал Раду — но казаки, в отличие от него и старшины, желали продолжения войны. Гетману удалось убедить их, но осадок, как говорится, остался. Все последующие созывы Хмельницкий умело обращал себе на пользу, избавляясь от неудобных представителей казацкой старшины. И, наконец, в 1654 году, на Переяславской Раде, когда были подписаны договора с Москвой, стало понятно, что всеобщее собрание себя изжило. В нем, кроме казаков, начали принимать участие и селяне, и мещане, и духовенство, но основные решения принимал гетман и его Старшинская рада. Впрочем, в защиту демократии стоит упомянуть, что за всю историю Войска Казацкого гетманы не стали диктаторами, принимая решения совместно со старшиной.

В то же время Запорожскую Сечь все больше и больше устраняли от управления казацким государством. Запорожцам это, естественно, не нравилось. Этим воспользовался знатный демагог и популист Иван Брюховецкий во время знаменитой Черной Рады 1663 года. Он пригласил туда игнорируемых доселе запорожских казаков, пообещав, что они будут участвовать в принятии государственных решений, и, выступая перед 40-тысячным собранием (кстати, самым крупным за всю эпоху), пообещал всем вольности. Стоит, однако, упомянуть, что помимо запорожцев Брюховецкий привел туда и московские войска, так что должность, по сути, была у него в кармане.

Дальше влияние Москвы только росло. Там назначали гетманов, там же их и убирали. Общее собрание трансформировалось в совет гетмана, его окружения и представителей полков (самих полковников и самых богатых старшин) — теперь вместо тысяч людей собиралось 500—800 человек. Начали появляться и госструктуры — к примеру, суды. Генеральная Рада стала, скорее, церемониальным органом, который собирался для того, чтобы восславить новоизбранного гетмана. Влиять на его выборы у казаков уже не было никакой возможности.

__1___13

Переяславская Рада. К этому времени Богдан Хмельницкий понял, что прислушиваться к мнению простых казаков не стоит, и всеобщее собрание стало церемониальным.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять