Главная Сегодня

Земляки Мазепы тоскуют по Брежневу

Мазепинцы готовятся 20 марта отметить 370-летие своего знаменитого земляка. Приехать обещал и президент.

Ошибка. Правильно писать "Мазепинці". Фото Г. Салая
Ошибка. Правильно писать "Мазепинці". Фото Г. Салая

В селе Мазепинцы, что в Белоцерковском районе Киевской области, готовятся отметить 370-летие своего земляка гетмана Ивана Мазепы. На празднование, которое состоится 20 марта, собирается приехать сам Виктор Ющенко. Узнав об этом, корреспондент "Сегодня" отправился в Мазепинцы.

МЭР МАЗЕПИНЦЕВ — МОСКАЛЬ. Это село, в общем-то, к самому знаменитому гетману не имеет никакого отношения. Ни при нем, ни при его предках его не существовало. Просто в нем проживают потомки, выражаясь по—современному, "обслуживающего персонала", которые когда-то переселился сюда из усадьбы Мазеп. Это поселение люди и окрестили Мазепинцами.

Голова сельсовета Иван Новиков рассказал нам историю этих мест. Прежде, чем перейти к его рассказу, укажем только, что местная сельрада объединяет два села – Дрозды и сами Мазепинцы. Органы управления и школа находятся в первом, а самих Мазепинцах находятся только красивая церковь Николая Чудотворца, сельпо, пожарная часть и тракторная бригада. Естественно, тут в 90-х в присутствии Леонида Кравчука и Ивана Плюща поставили бюст гетману.

— В летописях указывается, что еще при княгине Ольге тут был пост древлян, который защищал эти земли от набегов половцев. Позже на местной речке Каменке возникли хутора, которые объединили общим названием Дрозды. Имя это происходит не от птицы, а от слова "дроздь", что означает ствол. Тут издавна валили лес. Хутора же носили интересные названия – Жидовский Кут, Монахи, Подгоряне, Вежа и так далее. Этнографы говорят, что, судя по фамилиям нынешних жителей, многие из них когда-то давно пришли в эти места из-под Минска.

Фото Г. Салая

Памятник Мазепе в Мазепинцах открыли в 90-х Кравчук и Плющ

Так вот в XVI веке предки гетмана тут получили от польского короля землю. Затем обратились на соседние хутора с предложением поселяться у них в усадьбе. На самом деле, фамилия их рода Колединские, они литовские поляки. Мазепа – это просто прозвище, которое получил отец гетмана у казаков. На одном из холмов они построили дом в литовском стиле – трехметровая стена-фундамент, а верхняя часть деревянная. Тут была еще конюшня и строения крестьян. После Полтавской битвы поляки всех разогнали (тогда Правобережная Украина принадлежала Речи Посполитой, которая воевала на стороне русского царя Петра Великого). Крестьяне ушли жить в разные места. Вот тут неподалеку есть небольшое село Андреевка. Оно тоже было когда-то Мазепинцами, но в 30-х г.г. 19 века при Никалае I его переименовали в память Андреев, жителей этого села, которые партизанили против наполеоновских войск.

Иван Трофимович рассказывает, что нынешние Мазепинцы при советской власти хотели несколько раз переименовать. Сначала в честь Захара Щербины, первого депутат ВС СССР, который был родом из этих мест. Сразу после войны – в Красный Партизан, а при Хрущеве в Ленинское, но жители не захотели. Решили оставаться мазепинцами. Мол, исстари так назывались – зачем же переименовываться.

Сейчас в селе 240 хат на 340 жителей. При СССР тут жило 2000 человек. Сейчас в основном Мазепинцах остались люди старшего возраста. Кроме деревянной церкви, ничего тут чего интересного нет. Обычное село – 11 улиц. Центральная называется Радянськой. Хотели переименовать три года назад в Ивана Мазепы, но посчитали, что это обойдется в 1560 гривен на каждый двор и ... решили повременить. В названиях остальных улиц встречаются имена еще нескольких знаменитых советских деятелей – Гагарина и Щорса.

Фото Г. Салая

Как при Мазепе. Тут еще до сих пор используют гужевой транспорт

Народ работает в агрофирме "Дом", где получают среднюю зарплату в 1200 гривен, а раньше, при СССР, пахал в колхозе имени Ленина. Очень многие сейчас работают в России, Белоруссии, Польше, Италии и Португалии. Сохранился рядом с селом и курган, на котором поставили недавно крест. Якобы тут похоронены казаки. Это место в селе называют почему-то "могилой Мазепы", хотя тот умер в Молдавии.

В ходе разговора с сельским мэром выяснилось, что Иван Трофимович самый что ни на есть... русский. Разговаривал он с нами на суржике, но почему-то с "московским", как говорится, акцентом. Поинтересовавшись, не москаль ли он часом, мы выяснилось, что таки да. "Я родился в селе Дружба на границе Белгородской, Сумской и Харьковской областей. Сюда переехали еще при Союзе. Жена просто из этих мест". К Мазепе, несмотря, что он русский, Иван Трофимович относится с уважением – мол, боролся за независимость Украины и церкви строил. Но чувствовалось, что вся эта любовь какая-то чиновничья, неубедительная. Такими же неубедительными в своей любви к гетману нам показались и другие "ответственные работники" из этих мест. Говорили банально и шаблонно – мол, что хороший человек был, церкви строил, массы просвещал да за "незалежность" боролся.

ПЕТР I? ЭТО КАКОЙ—ТО ГЕТМАН. Решив узнать, а что юное поколение, выросшее уже в "незалежной" Украине знает о своем земляке, направляемся к дроздовской школе. Прямо у входа вступаем в разговор с семиклассниками Таней и Сашей и шестиклассником Вовой (всем ребятам по 12 лет). Пытаемся выяснить у них, кто ж такой Мазепа. "Это гетман, который основал село Мазепинцы... когда-то давно Дрозды также назывались Мазепинцами", – и это все, что смог нам сообщить по существу дела Вова.

Фото Г. Салая

В школьном музее. Кто такой Петр I? Гетман!

Несмотря на скудность выданной им информации и всякое отсутствие в своем ответе упоминаний о Полтаве, Петре I, Карле XII и запорожских казаках, он уверяет нас, что изучением историей занимается. Даже есть прогресс. Если раньше по этому предмету у него были 6 и 7, то теперь – 9 и 10. В отличие от него Таня ничего сказать о Мазепе не может. Историю вообще не любит, хотя и получает "девятки". Снова обращаемся к Вове, пытаемся прояснить у него, так чем все-таки прославился опальный гетман. Мальчик честно говорит, что не знает.

Ничего не могут сказать и остальные школьники. Их собирается у школы все больше и больше. Дальнейшие наши вопросы вызывают у них только смех и игривое настроение. Теперь у каждого выходящего из школы они уже сами без нас начинают спрашивать: "Кто такой Мазепа?". Ответ стандартный: или "Гетман", или "Не знаю". И это касается практически всех встретившихся нам учеников в возрасте от 9 до 16 лет. У 15-летней Аллы, которая мечтает после окончания школы стать парикмахером, интересуемся: "Ну, а на уроках истории вам о нем рассказывали?".

—Да, но только я все забыла.

—А может быть, родители вам что-нибудь рассказывали?

Тут один мальчик по имени Саша вспоминает историю, которую ему поведал дед. "Ну, ехал Мазепа как-то на лошади и провалился в болото. Начал тонуть. Чтобы ему выехать ... э-э-э... стали это место капелюхами закидывать...". И это все предания "старины глубокой".

Когда мы стали задавать школьникам уже наводящие вопросы типа "А что знаете о Полтавской битве? Кто в ней выиграл?", шестнадцатилетний Вадим, немного подумав, сообщил, что победителем стал ... Мазепа.

Мы не унимаемся: "Ребят, а кто знает, кто такой Петр I?" "В России вроде как... король?", – неуверенно поглядывает на нас Вадим. Больше ни он, ни кто-либо другой ничего не смог нам ответить по этому вопросу.

Внезапно появившийся директор школы Василий Михайлович Омельченко прервал наш опрос. Выяснив, по какому мы тут делу, разрешает продолжить разговор. Узнав, о чем мы спрашиваем, директор, начинает корить Вадима, что тот не знает ничего о российском императоре. Тут на помощь товарищу приходят друзья. Кто-то подсказывает: "Гетман". Юноша вроде как соглашается с этим.

Еще раз спрашиваем, уже при директоре: "А что такое Полтавская битва?". Тишина. "Хорошо. А кто такой Карл XII?". Ответ: "Король. Правда, не помним чего". "Ну, а кто знает, что такое Швеция? Кто-то такую страну знает?" Никто не знает.

"Ребята, а вы знаете, что во время Полтавской битвы Мазепа уже был на стороне Швеции? Слышали об этом?". Не слышали.

МАЗЕПА – НЕ ГЕРОЙ, А ИДЕАЛ КАКОЙ—ТО... Вступаем в разговор с самим директором. Он ведет нас в компьютерный класс, где демонстрирует презентацию о гетмане, подготовленную к его юбилею ученицей 11 класса Валей Остапенко. Спрашиваем: "А кто для вас, Василий Михайлович, Мазепа?".

— Прежде всего, земляк. Между прочим, я приезжий. И первое, что хотел узнать, еще при коммунизме, так это о Мазепе. И где я не спрашивал, никто не хотел говорить... и это до 91 года... говорили, что он здесь не родился. И только с 91 года стали говорить, что он здесь родился. Если взять Мазепинцы, то люди относятся... как бы вам так сказать... бережно. И они рады, что они – поляки.

Увидев наш недоуменный взгляд, Василий Михайлович начинает пояснять свою мысль.

—Когда там Мазепу разогнали, то там поставили польский пост...

Его рассказ прерывает зашедшая в компьютерный класс замдиректора по воспитательной работе Ольга Савватьевна. После краткого разговора с ней, директор продолжает рассказ о Мазепе, правда, о "поляках" уже больше не продолжает.

— В 1987 году наша выпускница Чирко Галя написала стихотворение о Мазепе (тогда об этом нельзя было говорить), в котором говорит, что с гордостью ходит по тропинкам, по которым ходил он, а Мазепинцы четыре раза хотели переименовать, а люди не дали.

Тут директор находит в компьютере презентацию и демонстрирует ее нам. На одной из "страниц" портрет знаменитого земляка, с левой стороны от которого перечислены положительные моменты его деятельности, а с правой – отрицательные.

Фото Г. Салая

— Хотя российские издания говорят о нем, что он двуглавый .... э-э-э... что он изменник. Но только за то, что сколько церквей построил, сколько сделал для образования... Его позитивная роль больше, чем негативная...

Тут на помощь директору, который так и не может сформулировать, так, кто же для него Мазепа, приходит его зам по воспитательной работе.

— Во-первых, Мазепа был за самостийную Украину, во-вторых, он наш земляк, мы живем на его земле и уже тем он для нас выдающийся.

Тут слово снова берет директор.

— Да, да... его знание языков, его просветительская деятельность... ведь он в 70 лет отрекся от богатства ради независимости Украины, он, в действительности, герой. Это даже не герой, а вообще идеал какой-то... как так можно...

— Вот если бы вы, Василий Михайлович, жили в 1709 году, то на чью бы сторону стали – Карла или Петра?

— Ну, это... лично... это... после событий с газом, я стал негативно относится к россиянам. Все-таки мне кажется, что каждый человек должен был в то время думать про свою державу независимую. Не знаю, смог бы я ... кто его знает... может быть, я был бы холопом каким-нибудь...

— Нет, ну, все-таки – за Карла или Петра?

Тут зашедший учитель физкультуры в шутку подсказывает директору: "За Евросоюз". Василий Михайлович набирает воздуха в грудь и наконец-то определяется с кем он.

— Нет, не за Евросоюз. За Карла, наверно.

— Правильно ли я понимаю, что Карл пришел сюда, чтобы дать независимость Украине от России?

— Ну, я так не сказал бы. Конечно, Карл пришел сюда решать свои вопросы. Так что, он использовал Мазепу как союзника. А сказать, что он собирался выручать Украину... да на что она ему сдалась. А гетман Мазепа – молодец Я перед ним склоняю и голову, и шапку. Такой человек был... Вот в наше время, чтобы какой-нибудь Ахметов отказался от всего богатства и отдал его на розбудову Украины. Вы понимаете, это... Только за одно то, что он отказался от 20 тысяч крепостных, и от своих маетков, чтобы потом в Румынии умереть.. Да такого человека надо вознести... Ну, пусть он не Бог, но все-таки какой человек....

— А что в нем негативного?

— А он над селянами издевался, он поднимал украинскую аристократию, давал ей землю. Так что, я не сказал бы, что он был хороший по отношению к народу. Народ против него бунтовал.

— А вот почему ваши ученики плохо знают, кто такой Мазепа, Петр, Карл? Почему они не знают историю?

— Ну, вы понимаете, вы попали на таких детей, которые вообще... вот эту Аллу... да мы ее вообще поймать не можем. А Вадим... хороший хлопец, гарно поет, но к учебе... слабенько она у него идет. Вы знаете, когда я сюда пришел, то мало знали о гетмане. И когда открывали памятник, то, вообще, из администрации никого не было. Прятались там по кустам и смотрели оттуда.

ПЕТР I ЗА ШВЕДОВ. Потом мы продолжили разговор со школьниками уже в школьном музее, где есть небольшая экспозиция, посвященная гетману. Детей туда уже привела сама Ольга Савватьевна. Надеемся, что уж эти-то учатся хорошо. Спрашиваем у одного из мальчиков: "А кто такой Петр I?". Он отвечает: "Гетман". Тут Ольга Савватьевна быстренько подсказывает, что царь. Мальчик исправляется: "Нет, царь". Смеемся. Просим замдиректора по воспитательной работе больше не подсказывать. Спрашиваем снова: "А Карл XII? Он гетман чего?". Отвечает, что они этого еще не учили. Далее следует такой диалог.

— А что тебе известно о Полтавской битве?

— Ну, то, что она шла под Полтавой.

—Ну, это понятно. Ясно, что не под Запорожьем. А кто в ней сражался?

— Наши запорожские казаки с..., забыл.

— Ну, как ты думаешь, с кем же могли сражаться наши запорожские казаки? Со шведами? С русскими?

— Со шведами.

— А кто выиграл?

— Запорожские казаки.

— А Петр I на чьей стороне сражался – шведов или казаков?

— Шведов.

МАЗЕПА И МАЗЕПИНЦЫ. В Мазепинцах к Мазепе относятся равнодушно. Никакой особенной гордости за своего земляка мы тут ни у кого из простых людей не обнаружили. У Аллы, продавца в мазепинском магазине, улыбчивой женщины средних лет, интересуемся:

—А кто для вас Мазепа?

— Ну, как кто. Не знаю. Ну, гетман.

—А чем он прославился?

—Да я там знаю, чем он там прославился.

— А как в селе к нему относятся?

—Ну, смотря, кто как. Ну, когда свято, когда день рождения, то идут... Ну, как сказать... Ну, нельзя сказать, что тут есть у него друзья или враги. Чтобы его кто-то ненавидел, я таких не знаю, и чтоб любили тоже. Ну, уважают, можно сказать. Люди идут к памятнику, возлагают цветы. Кто-то позаботился о нем, кто-то памятник сделал. Ну, был тут у нас один дед, Борисом его звали. Дембицкий, что ли. Он потом к внучке уехал в Белую Церковь. Он что-то писал, он этим всем занимался. Кто-то из Америки прислал ему мать Мазепы, нарисованную карандашом. Как, как? Ага, гравюру. Портрет. Он какую-то книгу написал, что ли. Он и в газеты писал.

— А к Петру I как относятся?

—Да о нем никто и не вспоминает.

—А к Полтавской битве?

—Да никто о ней не знает. Вспоминают только Мазепу. Но кому он робыв, шо он робыв – никто ничего не знает. В смысле не обсуждают все это.

БРЕЖНЕВ — ЭТО ХОРОШО. Мазепинцы не довольны своей нынешней жизнью. У стариков пенсия маленькая. Всего 600 гривен. Жить на нее, естественно, тяжело.

"При советской власти лучше, конечно, жилось. А чего... Зарплаты не дают, работы нема, – жалуется сорокапятилетняя мазепинка Галя, – При советской власти стабильно было. А я сейчас дояркой роблю, 600 гривен получаю". В разговор вступает ее спутник Володя 53 лет: "Газ дешевый тогда был. А пенсия у меня 1500 гривен".

Заводим разговор о политике. Интересуемся, за кого крестьяне будут голосовать. Никто ничего ответить по существу не может, так как все разочарованы и больше никому не верят. "Уже все надоели – и Тимошенко, и Ющенко. Эту власть нужно разогнать и молодых набрать. Может быть, что-то и поменялось бы".

Спрашиваем Володю об отношении к Мазепе. Он говорит, что гетман теперь герой, но вот если бы он выбирал между Карлом и Петром, то он выбрал бы русского царя, потому что тот свой.

К разговору подключается пенсионерка Ольга Петровна 66 лет, которая когда-то работала в Белой Церкви на обувной фабрике. К личности Мазепы относится хорошо. Мол, говорят, что "хороший дядька был". "Богатый был, много церквей строил. Вот я о нем такое слышала. Что говорите? За кого была бы в те времена? Была бы за Карла? А кто это такой? К нему Мазепа ушел? Да? Я такого не знала".

Интересуемся у Ольги Петровны, когда по ее мнению, в селе было жить лучше. "При Брежневе. Потому что строилось все везде, потому что жили хорошо, потому что работа у нас была, потому что зарплату получали и детей учили, квартиру получили, машину купили, дачу себе построили. Вот тогда была жизнь. А сейчас я не могу свести концы с концами. Пенсия у меня только 600 гривен. Вот так вот".

Фото Г. Салая

Около "могилы Мазепы". Пацанам гетман не интересен

Молодежь, закончившая школу, Мазепой тоже не интересуется. "Чем занимаемся? — переспрашивает встретившийся нам 19-летний парень Вадим, которому скоро идти в армию. — Да музыку слушаем. Но только техно или рок, никакой попсы. Вечерами можем выпить. Иногда деремся. Ну и девушки. Здесь и в соседних селах половая жизнь с 14 лет начинается. Живем вроде как весело. Вот я недавно от ментов по полям на мотоцикле утекал. Подъехали они ко мне на заправке в полпервого ночи, документы спрашивают. Какие там документы, я по газам дал и через поля от них умотал. Хрен меня догонишь".

ВЫБОР ВЕРЫ. В Дроздах православные ходят в церковь Московского патриархата, а Мазепинцах Киевского. Паству в первом окормляет о. Михаил, а во втором – о. Андрий, который сам родом из Галичины и приехал сюда несколько лет назад после окончания семинарии и духовной академии в Киеве по благословению патриарха Филарета. Ему 27 лет. Традиционно в центральной Украине подавляющее большинство приходов принадлежит к УПЦ МП. Когда мы стали интересоваться у крестьян, почему же в их селе Киевский Патриархат, то никто из них так и не смог нам толково ничего объяснить. Все, что могут сказать, так это то, что тут уже третий батюшка из УПЦ КП за последние 12 лет. Один из его предшественников попросту сбежал.


Годовщина Мазепы. Новый храм в селе освящал сам патриарх Филарет

— Не знаю, почему тут Киевский патриархат. Я, во-первых, не хотела. Во-вторых, не знаю чего. Приехал сюда батюшка. Что-то там решали. Я туда не ходила, не знаю. Все батюшки тут были хорошие. Только один злякався чего-то и втик. Не знаю чего. Ну, есть тут у нас один дедушка, который не хочет ходить в эту церковь. Ходит в Дрозды в Московский патриархат. Не нравится ему, что служба идет на украинском, а не на церковнославянском, – все, что смогла сказать нам по этому вопросу продавщица Алла. Ей вторили и встречавшиеся нам старушки.

—Наверное, нынешний тут в отличие от других прижился, потому что второй год нам как церковь построили. До этого ж ее не было, – поясняет еще одна встреченная нами пожилая женщина.

Фото Г. Салая

Церковь Николая Чудотворца. Ее возвели за 4 месяца строители из Галичины, на постройку потратили 200 тысяч гривен

И, действительно, новая трехярусная церковь Николая Угодника – это самое красивое строение в Мазепинцах. Построена она на деньги работников "Укринтерма", белоцерковского предприятия производящего отопительную технику. Как сообщил нам его гендиректор Петр Мороз, обошлось ее строительство в 200 тысяч гривен. Строили церковь строители из Галичины, да и сама она сооружена из карпатской смереки. Ее стиль вроде как напоминает стиль старых казацких церквей. Освящал ее 2 года назад сам патриарх Филарет. Был тут и Виктор Ющенко. Отец Андрий рассказывает, что президент даже подарил храму икону, на которой изображен Иисус Христос торжественно въезжающий в Иерусалим. Батюшка сожалеет, что ему толком не удалось поговорить с президентом о личности Мазепы, о котором он специально читал перед тем, как сюда приехать. "Вы понимаете, мы тогда отслужили молебен, а потом Виктор Андреевич уехал с нашим сельским головой и главой белоцерковской администрации возлагать цветы к памятнику. А потом мы все вместе поехали на "могилу Мазепы", где также прошла служба. Так что, не удалось".

Фото Г. Салая

О. Андрий показывает икону Ющенко

Интересуемся у о. Андрия, как в УПЦ КП относятся к анафеме, которую наложила на Мазепу Русская Православная Церковь. "Наша церковь ее не признает, как и не признает анафему на святейшего патриарха Филарета".

В этом году к юбилею Мазепы в церкви состоится заупокойная панихида, на которую прибудет Ющенко. "Мы будем просить президента, чтобы он способствовал организации тут музея (его собираются, как нам сказал мэр, открыть на месте мазепинского общепита – Авт.). Заниматься этим будет глава благотворительного фонда "Наша спадщина" из Белой Церкви Борис Делон (наверное, именно его продавщица окрестила "Дембицким" – Авт.)".

Тут в разговор вмешивается Иван Трофимович, сообщая, что этот самый Делон был когда-то Рябцом, а сейчас сменил свою фамилию. Смеемся. Мол, односельчанин французом стал. Отец Андрий говорит, что гетман Мазепа для него настоящий герой, которого он ставит рядом с князьями Владимиром и Ярославом Мудрым.

С о. Михаилом из Москвовского патриархата мы встретиться не смогли. В день нашего приезда он был на похоронах. В Дроздах о нем говорят, что он со своей женой — противники Мазепы. Иван Трофимович нам рассказал, что раньше между батюшками возникали недоразумения, кто какую паству должен окормлять. Бывало, что дроздовцы ходили справлять требы в мазепинскую церковь, а мазепинцы — в дроздовскую. Это и вызывало трения. Чтобы положить им конец, Новиков "постановил" — дроздовцы "обслуживаются" в Москвовском патриархате, а мазепинцы — в Киевском. Мол, церквовь, по большому счету, едина. Сам же Новиков никакой из них не отдает предпочтение, поскольку атеист.

ПРОТИВНИК МАЗЕПЫ. Один из самых непримиримых противников Мазепы в Мазепинцах начальник пожарной команды майор Николай Бондарь, который, кстати, тоже "потомственный атеист". Пожарная команда, конечно, сильно сказано, потому что в ней и командир, и водитель, и пожарник сам Николай Петрович. Для хозяйства накладно держать стольких людей на службе. Зарплата у него 500 гривен в месяц. Борьбой с пожарами занимается четвертый год. До этого (пока не вышел на пенсию) работал сельским участковым.

Фото Г. Салая

Майор Бондарь. Гетмана считает предателем, а русских – братским народом

"Пожаров у нас в селе и в окрестностях бывает где-то три штуки в год. Вот в этом году в январе сгорела хата с тремя молодыми людьми. Они в ней часто собирались. Хату отключили за неуплату от энергоснабжения, так для обогрева хлопцы использовали энергооборудование. В общем, все сгорели. А в прошлом году горел архив в соседнем хозяйстве из-за перекала печи. Еще в прошлом или позапрошлом году горела церковь в Дроздах. Там ремонт делали. Нужно было покрыть олифой гипсокартон. Так рабочие поставили на газовую плиту емкости с водой, а в них бутыли с олифой, чтобы разогреть. А вот открыть бутыли забыли. Произошел взрыв. Только иконостас не пострадал. Я все потушил за 15 минут".

Интересуемся криминальной ситуацией в округе. Николай Петрович говорит, что недавно поймали парня из местных, который, решив пошалить, угнал машину. Так как ранее он был судимым (4 года условно), то теперь во второй раз его, наверное, посадят. "При СССР преступлений было меньше, чем сейчас. Вот в Белоцерковском районе в год совершалось 4 убийства, бытовуха в основном. Все они раскрывались. А сейчас все изменилось, тяжело стало работать, и преступлений больше, и тяжесть их больше. Я нынешним милиционерам сочувствую. Я вот 11 лет проработал участковым здесь и в соседних селах. Так ничего не боялся. Мог спокойно прийти в пьяную компанию и разогнать. А нынешний милиционер, если придет к пьяным, то может и не вернуться. Тогда рычагов воздействия на людей было больше, да и бродяг-безработных не было".

Интересуемся у майора Бондаря, как он относится к своему земляку Мазепе. Ответ следует незамедлительно: "Для меня он предатель! Он предал украинский народ, а потом еще и сбежал. Так за что мы должны его ценить. Отказался от русских, кинулся к шведам. Русские же братский народ!". Достается от Николая Петровича и украинскому президенту. "И Ющенко тоже. Ну, куда он нас ведет? К полякам, к американцам. А в России ж половина украинцев живет. А в Польше сколько? Россия нам, в конце концов, ближе. А наш Ющенко... вы можете мое мнение, рядового пожарника, записать и ему передать... вот он выступает, что я "вашим вонючим газом" не занимаюсь. Так лучше займись. Тебе что, самолюбие не позволяет обратиться за помощью к россиянам? Понятно, что Россия богаче нас. Почему тогда бедному не обратится к богатому. Для меня что Ющенко, что Мазепа – одно и тоже".

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь