Лучшая возможность выяснить, о чем думает ребенок, — попросить его нарисовать свою семью
Вытянутость образов говорит о том, что ребенок — ярко выраженный интроверт, склонный к тревожности. Потому ей особо важно, что ее окружает такая большая семья, где все друг о друге заботятся. Особую теплоту она чувствует от дедушки и бабушки.
Тесное размещение, даже перекрывание одного образа другим, говорит об очень тесных и теплых эмоциональных отношениях в семье. О том, что девочка очень довольна положением в семье. Она адекватно соотносит себя с маленьким человечком, которому не прожить без родительской помощи и поддержки. По лицам можно прочесть: ребенок знает, что родители — первые ее помощники и друзья.
Малышка во всем поддерживает маму, а вот с папой — более напряженные отношения или вообще очень мало общения. Вместо папы она нарисовала дождик и лужи. Ребенок чувствует себя в семье комфортно и гармонично — есть "совместное действие" (дочка с мамой переходят через лужу).
Изображение отца и брата с поднятыми руками и увеличенными кистями свидетельствует об их импульсивности и, возможно, даже агрессивности по отношению к ребенку. Об импульсивности самого ребенка говорит грубое нарушение симметрии и неудачное размещение образов на листе. Большие кисти и пальцы — показатель напряженности и неудовлетворенной потребности в общении с отцом. Ребенок мечтает стать лидером в семье ("я" маленькая, но выше всех).
В мире этой девочки главный человечек — ее брат. Он для нее важнее, чем мама и папа. Вообще, создается впечатление, что каждый здесь живет в своем мире. По крайней мере, ребенок в этот мир мало включен (отсутствие у "я" тела, рук). Папа занимает главенствующую роль в семье (он самый высокий), но душевного общения у него с малышкой почти нет (у него нет рук). Ребенок явно желает быть рядом с мамой (она рядом с девочкой). Малышка ощущает, что члены семьи относятся к ней негативно или двойственно (выражения лиц родителей без улыбки).
Изображение себя слишком высоким говорит о претензии ребенка на лидерство в семье. Это часто бывает у избалованных детей, которые привыкли дома командовать. Отец же воспринимается им как малозначимый образ. Возможно, папа очень много времени проводит на работе, ребенок видит его мало и не воспринимает "всерьез". Отдаленность и отсутствие пальцев — показатель эмоционального холода в семье. А отсутствие рук в образе мамы говорит о недостаточном общении с ней ребенка.
Самый значимый человек в этой семье — мама (у нее наибольшее количество деталей и цветов). Ребенок чувствует дистанцию родителей (расположение себя с краю). На его взгляд, мама слишком много внимания уделяет сестре, что вызывает в малыше ревность. Именно потому он нарисовал сестру в образе животного, показывая, что не хочет принимать это чувство. Милицейская машина говорит о возможных асоциальных тенденциях у ребенка. Видимо, внутри накопилось много энергии, которую нужно направить в позитивное русло. Например, отдать малыша на плаванье.
У малыша явное ощущение, что родители его не замечают. Вот он и одевает "маски", на этот раз грибочка, чтобы хоть как-то сказать своей семье "Я есть!". Причем этот грибочек — очень большой, что говорит о явных лидерских качествах ребенка, которые никак не реализованы в семье. И если с папой он хоть как-то контактирует (он схематично нарисован), то мама в его мир не включена.
Люди нарисованы схематично, что говорит о неразвитости образной сферы. Восполнить ее могут творческие кружки. Ощущение, что в момент рисования ребенок пребывал в состоянии сильной тревоги. Причем, видимо, он пребывает в этом состоянии уже давно — об этом говорит резкое увеличение размеров образов, а также глаза образа "я". Они свидетельствуют о больших страхах, которые со временем могут перейти в фобии. В этой семье равноправные отношения между мамой и папой, но малыш жаждет, чтобы они были более эмоциональными. А пока что каждый из членов семьи живет своей жизнью.
На вопрос: "Где ты?" ребенок ответил: "Я в домике". Малыш явно чувствует себя несчастным и одиноким. Похоже, близкого общения между родителями нет: мама на улице, а папа "в домике". Он мечтает об уюте и эмоциональном тепле. Обилием лишних элементов ребенок пытается заполнить эмоциональную пустоту. Штриховка размашистая и нетщательная говорит о повышенной тревожности.
Наличие у всех корон говорит о том, что семья ведет себя больше демонстративно, чем искренне. Себя ребенок нарисовал в образе цветочка, что говорит о непонимании и одиночестве. Эмоциональные контакты ребенка со взрослыми отсутствуют. В семье всем руководит мама.
Сразу видно, что мама все держит в своих руках и занимает авторитарную позицию в семье. Папа, как и бабушка — на заднем плане. Отсутствие самого ребенка говорит о том, что он чувствует себя покинутым и одиноким, спрятанным за большим образом мамы. Она очень значима для малыша, но эмоционально ни она, ни другие члены семьи его не понимают.
Ребенок окружен не родителями, а "другом" и "другим мальчиком". Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, и готов "заменить" образы родителей кем угодно. Ребенок по натуре лидер, мечтает, чтобы его заметили, причем не важно где и кто. Если его увлечет кто-то постарше, то родители могут его потерять, причем не только эмоционально. Со временем это может стать причиной его раннего ухода из семьи или примыкания к неформальным группам. Родители, верните себе малыша, пока не поздно!
Если прежде родителей волновало только, чем накормить и во что одеть своего ребенка, то теперь их все чаще интересует внутренний мир малыша, особенно если в его поведении что-то настораживает. Лучшая возможность "заглянуть в душу" — попросить ребенка нарисовать свою семью. Ведь именно семья является главным "строительным материалом", из которой ребенок складывает "модель" своего дальнейшего взаимодействия с окружающими. "Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые, — говорит детский психолог Ольга Сташук. — Особую значимость для них приобретают реакции, которые не поняты и не приняты взрослыми. Случайное сплетается с несовместимым. В итоге создаются фантастические образы и собственные "теории", которым и живет ребенок".
КАК ПРОВЕСТИ ТЕСТ. Вместе с детским психологом Стефанией Федорчук, мы выдали малышам стандартный лист бумаги, цветные карандаши и попросили: "Нарисуй свою семью". "Важно не напоминать, кто входит в состав семьи, — уточнила Стефания Богдановна. — Пусть рисует что хочет, хоть зверюшек — это все информация". После были заданы наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.
ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ. "Не следует делать тест после ссор и встрясок, — говорит психолог. — Если малыш отказывается — отложите. Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, просто незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов. Не поправляйте и не комментируйте в момент рисования: "Ты забыл нарисовать папу", "Нарисуй глазки" и т.д. Не обсуждайте полученные результаты при ребенке — этот тест для ваших раздумий. Не паникуйте, если в рисунке появятся тревожные элементы — повторите тест еще 2—3 раза с промежутком в несколько дней. Выявите повторения и по ним стройте выводы".
ВСЕ ХОРОШО, ЕСЛИ
— присутствуют все члены семьи
— нарисовано их общее действие
— адекватное соотношение между персонажами по размеру (ребенок меньше родителей)
СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ
— отсутствие рук, ног у образов
— диспропорция: ребенок выше и больше всех, или, наоборот, очень маленький по сравнению с остальными персонажами
— лишние элементы в рисунке
— агрессивное выражение лиц
ПОРА БИТЬ ТРЕВОГУ
— наличие большого количества лишних предметов
— сильное надавливание и нанесение линий
— люди в образе животных
— место возле ребенка занимают не родные люди
— отсутствие самого ребенка на рисунке
А ЧТО ПОТОМ? "Если рисунок констатирует тревожность, пересмотрите отношения с ребенком, — советует Стефания Федорчук.- Придумайте совместное с ребенком дело (кроме похода в садик, просмотра ТВ и других обыденностей). И почаще обнимайте малыша, как минимум 8 раз в день!"
Благодарим Боярский детский сад №2 за помощь в подготовке материала