Альтернативное базовое образование в Украине: что такое эко-школы и чему там учат детей

28 Мая 2017, 13:00

Новые учебные центры развивают осознанность и интерес к миру

На уроке ученики не обязаны сидеть смирно и отступать четыре клеточки в тетради. Они могут оформлять свои работы, как пожелают. Фото: experimentanium.com.ua
На уроке ученики не обязаны сидеть смирно и отступать четыре клеточки в тетради. Они могут оформлять свои работы, как пожелают. Фото: experimentanium.com.ua

Многие родители недовольны образованием, которое обеспечивает общеобразовательная школа. Главное их нарекание, что учеба "по старинке" дает низкое качество знаний и развивает в детях комплексы. Все попытки системы исправить ситуацию выливаются лишь в загрузку детей большим объемом информации и появлением новых дисциплин.

Некоторые семьи начали искать выход и обращать внимание на альтернативные школы или домашнее обучение. Они сосредоточились на том, чтобы привить ребенку интерес к окружающему миру, что, в свою очередь, может дать мотивацию, результат в учебе и в выборе профессии.

Многие школы сразу же откликнулись на современные запросы. В тренде у них — опора на лучшие мировые методики и программы, свобода выбора предметов, а также упор на прикладные знания, которые пригодятся в жизни.

ШКОЛА ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ: ДЕЛАЙ И НАБЛЮДАЙ

Альтернативные школы стали создавать для своих детей и сами родители — в качестве семейных центров образования. Суть их похожа: для аттестации дети закреплены за школой (экстернат, заочное обучение и т. д.). При этом они посещают альтернативную школу, в которой учатся очно, делают различные проекты и играют в развивающие игры. Главная задача, по словам основателей таких школ (например, киевские "БеркоШко", "Китерра" и др.) — заинтересовать ребенка, дать ему простор для творчества и самовыражения, а не заучивать определения, которые, возможно, никогда не понадобятся в жизни.

"Приглашенные учителя строят учебный процесс так, чтобы, кроме теории, ученики обучились определенным навыкам. Это может быть при помощи лепки, стихосложения, рисования, рукоделия и т. п., — объясняет учебу мама ученицы школы Анна Маленкевич. — К примеру, животных могут показывать через рисование, историю учить посредством изучения биографии своих родных и т. д.".

УЧАТ ВСЕ. Занятия в таких школах проводят родители, приглашенные учителя, лекторы и тренеры — все, кто может интересно и доходчиво рассказать/показать нужную информацию. При этом она нравится детям и дает возможность понаблюдать за чем-то удивительным.

"Детей учили высаживать петрушку. Потом они наблюдали за всходами, измеряли, как быстро растет росток, как на него влияет дождь или засуха, — говорит мама Светлана Свирина. — Кроме того, наши занятия проходят не всегда в помещении школы. Мы возим детей в заповедник, где они могут наблюдать за жизнью диких животных, делаем разные проекты, ходим в походы и т. д.". Кстати, последнее и приводят в пример родители, когда разговор заходит о социализации детей.

После того как основатели школы и родители стали получать результаты своих усилий, они решили не прерывать учебу и летом, проводя мероприятия уже в качестве летней школы.

ЭКОПОСЕЛЕНИЯ: ПО ДНЯМ И НА ВЕСЬ СЕЗОН

Альтернативой стандартному школьному образованию служат и летние школы, которые ученики могут посещать по графику мероприятий, а то и поехать пожить на творческом хуторе или в экопоселении (по типу "Остров Обирок" и т. п.). В основном все они направлены на оздоровление, поэтому находятся в живописных местах и имеют упор на экологичность. Подобные школы часто сравнивают с летними лагерями, хотя их руководители объясняют, что это не совсем так.

"Мы берем школьную программу и думаем, что такого интересного мы можем показать детям (опыты, эксперименты, мастер-классы), чтобы закрепить знания, полученные в школе. Хотя отдых и развлечения здесь также присутствуют", — рассказал директор харьковской летней школы семейного образования Марк Бессонов. Родители довольны тем, что дети заняты еще и чем-то полезными.

"Это может быть опыт с выращиванием кристаллов или мастер-классы, которые объясняют какой-либо закон физики или химии, эксперимент по биологии, и различные интересные уроки по другим предметам, которые в обычной школе ребенок никогда бы не увидел и уж тем более — не пощупал руками", — рассказывает о посещении творческой летней школы мама семиклассника Андрея из Одессы Диана Байдина.

new_image_397

На природе и в классе. Школьники могут экспериментировать. Фото: Luka Stanzl/PIXSELL

УЧЕБА С АКЦЕНТОМ НА ОПЫТ

Новый вариант экошколы по финскому образцу презентуют в начале учебного года под Киевом. Здание сейчас достраивается — это будет деревянный сруб с классами полукруглой формы, камышовой крышей и системой "умный дом". К тому же в радиусе 30 км от нее нет загрязняющих предприятий. Прилегающая территория тоже будет с изюминкой: скалодромом в виде египетских пирамид, зеленым лабиринтом со сложными ходами, велодорожками протяженностью до 1 км и веревочным парком, в который можно будет выйти через окно школы.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. Школа будет выдавать аттестаты государственного образца, но обучение будет отличаться от обычных заведений. "Например, математику мы будем преподносить через финансовую грамотность в игровых формах. Биологию можно отлично изучать, выйдя за пределы здания и посадив в саду растение", — рассказывает основатель и директор экошколы 7 fields Оксана Волжина.

Классических занятий физкультуры тут тоже не будет — вместо этого детям предлагают заняться йогой на свежем воздухе. Планируется также необычный подход и в изучении английского языка, чтобы дети после трех месяцев обучения смогли говорить. Обучение подразумевает пребывание на территории с 9:00 до 18:00, поэтому сбалансированное питание — также забота экошколы. Тьюторы (учителя) уже выстраиваются в очередь, чтобы поделиться своими знаниями.

"Я готов дать ученикам лучшее и верю, что дети полюбят музыку так же, как и я. Если надо — научу малышей играть на любом инструменте мира. Я же владею 35 инструментами", — говорит преподаватель музыки и театра Олег Рэй.

По словам Оксаны Волжиной, в методике обучения объединены элементы программ таких школ, как Самерхилл, ШколаПарк, Монтессори, Вальдорфская, японская и финская школы. Важным аспектом процесса будет то, что дети сами себе будут составлять план уроков.

"Не будет оценок и домашних заданий, — объясняет директор. — Кроме того, в нашем демократическом подходе будет использован такой метод, как "Детский Совет": дети сами будут решать, кто прав, а кто виноват, если речь пойдет об отношениях среди наших тьюториантов.

Автор:

Юлия Полехина

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...