I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Как подготовить ребенка к поступлению в специализированную школу

Уже с 1-го апреля в украинских школах начнут массово принимать малышей в ряды первоклассников.

Тем родителям, которые планируют отдать свое чадо в специализированную школу, пора поторопиться. Ведь если в обычные школы берут всех, кто живет в том районе, где она находится, то в специализированные — отбирают по конкурсу. К слову, в некоторых из них с февраля начнутся бесплатные курсы подготовки для тех дошкольников, которые планируют поступать именно к ним.

Также подтянуть "хвосты" перед поступлением можно в частных центрах развития ребенка. Со средины января (а у некоторых — с февраля) в некоторых из них стартуют так называемые экспресс-курсы для дошкольников, которые продлятся до апреля включительно. Месяц обучения обойдется родителям в 350—650 гривен. В учебной программе: чтение, письмо, развитие речи, математика и развитие мелкой моторики руки. К этому набору дисциплин некоторые центры предлагают еще уроки английского языка, музыки и рисования. Но тогда и стоить все это будет дороже — около 800 гривен в месяц.

Реклама

Ну а для тех родителей, которые хотят самостоятельно подготовить ребенка к вступительному собеседованию, мы проводим небольшой "ликбез". К чему быть готовым и как успешно пройти отбор в школу, нам рассказали педагог младших классов и практический психолог гимназии №153 им. А. С. Пушкина Наталья Кухмай и Наталья Тищенко, а также детский и семейный психолог Психологического центра ALTERA Ирина Колесник.

АМБИЦИЯМ РОДИТЕЛЕЙ — НЕТ

Прежде чем решить, отдавать ребенка в специализированную школу или нет, поинтересуйтесь, какими будут требования к нему не только на собеседовании, но и, что важнее, во время учебы. Затем задайте себе такой вопрос: способен ли ваш малыш справиться со всем этим? Если нет, то, каким бы хорошим не было учебное заведение, не стоит специально "натаскивать" ребенка, чтобы он туда все-таки поступил. Ведь даже если его возьмут, то к середине года он очень сильно устанет. А из-за того, что будет слабее своих одноклассников, у него может понизиться самооценка и пропасть интерес к учебе вообще.

Реклама

ЭКЗАМЕН ПО ПРАВИЛАМ

Напомним еще раз: чтобы поступить в спецшколу, дошкольнику придется пройти собеседование. Чтобы разобраться, что же имеют или не имеют право требовать от него при приеме в 1-й класс, мы обратились в МОНМС. "Запрещено проверять умение читать, писать, считать, ведь всему этому ребенок должен научиться в школе. И уж тем более это не повод не взять его, если он этого не умеет, — рассказала нам главный специалист департамента среднего школьного и дошкольного образования МОНМС Алена Лотоцкая. — "Экзаменами" для малыша могут быть диагностические тесты, проверяющие его общую готовность к учебе. Собеседование может длиться не больше 30 минут, а быть на нем могут максимум 3 человека. Это — один из родителей малыша, педагог младших классов и психолог. Если ребенок не наберет нужное количество баллов за них, то школа имеет право отказать в приеме". Кстати, если родители не согласны с таким решением, то они в течение недели после оглашения "вердикта" могут подать апелляцию на имя директора. Она рассматривается 3 дня, при этом запрещается проводить дописпытания для первоклассника.

Реклама

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ ДОМА

КРУГОЗОР. На собеседовании ребенку, прежде всего, будут задавать вопросы, чтобы определить, насколько у него развит кругозор. В частности — знания об окружающем мире. Итак, будущий первоклассник должен уметь рассказать о себе (имя, фамилия, возраст, домашний адрес и день рождения) и о членах своей семьи, знать и различать времена года, месяцы, дни недели, ориентироваться во времени суток и т.д. Также он должен знать минимум по 5 названий чего-либо, например, растений, деревьев, животных, цветов или профессий. В этом деле на помощь родителям могут прийти тематические карточки с их изображениями, по которым и можно обучать ребенка. Кроме этого, можно читать тематические сказки (например, сказки о профессиях или о животных) или самим их сочинять, чтобы названия лучше запоминались.

ИНТЕЛЛЕКТ. Как правило, чтобы проверить общий интеллектуальный уровень ребенка, у него просят нарисовать фигуру человека. При оценивании рисунка обращают внимание не на его художественную красоту, а на количество деталей: будет ли это человек с овальной головой и палочками в качестве рук и ног или же — с прорисованными глазами, ушами, носом, пальцами и другими частями тела. Считается, что чем развитее ребенок, тем больше деталей он изобразит. Чтобы на собеседовании у малыша не возникло никаких трудностей с выполнением этого задания, дома с ним можно либо проговорить структуру человеческого тела, показывая все на нем самом, либо вместе вылепить человека из пластилина. В процессе лепки ребенок лучше усвоит и запомнит, какой должна быть та же голова, руки, ноги и т.д.

СОЮЗ ГЛАЗ И РУКИ. Еще на собеседовании проверяют зрительно-моторную координацию будущего первоклассника. Говоря простыми словами, насколько он умеет воспроизвести на бумаге то, что видит перед собой. Для этого его могут попросить срисовать группу точек, изображенных в определенном порядке на листе бумаги, или домик, состоящий из простых элементов. Этот навык очень важен для первоклашки, чтобы он в дальнейшем смог научиться писать, а также работать на уроке, переписывая себе в тетрадку то, что пишет на доске учительница. Для его тренировки нужно дома как можно больше срисовывать различные картинки.

ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ИНСТРУКЦИИ. Это еще одно немаловажное умение, чтобы ребенок, когда уже будет учиться в школе, смог организованно и без проблем выполнять инструкции учительницы в классе. Чтобы проверить, насколько хорошо оно развито, будущему первокласснику могут предложить под диктовку педагога справиться с так называемым графическим диктантом (педагог будет говорить, куда вести ручкой по бумаге), чтобы в итоге получился красивый узор.

А домашнее задание для родителей такое: чаще просите ребенка выполнить что-то. При этом ваша просьба должна состоять минимум из 3-х указаний. Например, скажите малышу: "Подойти к столу, возьми два фломастера и положи их в пенал" (предложенные действия для выполнения могут быть любыми). При этом не стоит повторять просьбу, иначе малыш не научится воспринимать все с первого раза. Также это умение действовать по инструкции можно развить с помощью рисунков-лабиринтов. Например, нарисуйте полянку с тропинкой, которая разветвляется еще на несколько. Каждая из них ведет к отдельному домику. Вдоль тропинок пусть растут деревья, растения или сидит животное. Следуя разработанной вами инструкции (например, пройти мимо березы, свернуть направо, обойти грибную поляну и т.д.), ребенок должен "прийти" к нужному домику.

ГОТОВНОСТЬ РУКИ. Насколько рука подготовлена к письму, проверяют с помощью различных пальчиковых игр. Например, ребенка просят "познакомить" каждый свой пальчик на руке с большим пальцем, прикоснувшись к нему. При этом эти действия он должен выполнять одновременно двумя руками. Если выполнить такое задание вашему малышу может быть сложно, значит, дома нужно заняться развитием мелкой моторики руки. Вам в помощь — лепка из пластилина, глины или соленого теста, вырезание из бумаги, оригами, раскрашивание и т.д. При этом, как советуют педагоги, важно следить за развитием обеих рук. Тогда развиваются оба полушария мозга. Также все эти занятия полезны для развития усидчивости и концентрации внимания.

ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Для его проверки даются, например, такие задания: из небольшого количества предметов нужно выделить лишний, объяснив, почему именно он, или же их нужно назвать одним словом. Еще могут попросить найти общее и различное между двумя объектами, (например, между самолетом и бабочкой, зимой и летом и т.д.), придумать по противоположному слову каким-то словам или же разместить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности. Потренировать логическое мышление можно и дома. Например, нарисуйте ребенку несколько картинок с ошибками, например, пусть на яблоне растет морковка, ночью светит солнце, а зимой распускаются цветы. Пусть он сообразит, что же не так на рисунке. Еще одно упражнение: читая малышу какой-то детский стишок, не говорите, как он называется. Пусть сам сам придумает заголовок. Благодаря этому он научится обобщать информацию и выделять главное.

РАЗВИТА ЛИ РЕЧЬ. Чтобы проверить, насколько развита речь ребенка (и связная речь в том числе), его могут попросить составить предложения по 2—3 картинкам, объединенным каким-то сюжетом. Также проверяется его словарный запас, например, сколько он сможет подобрать прилагательных или глаголов к предложенному слову. Например, малыша могут спросить: "Кошка какая? Что она делает?". Для домашней подготовки к этому блоку заданий подойдут такие тренировочные упражнения. Так, для развития словарного запаса нужно как можно чаще просить ребенка подробно описывать все, что он видит вокруг себя: людей, животных, предметы, дома на улице, растения, транспорт. Чтоб помочь малышу, родители должны задавать ему при этом разнообразные вопросы, например, какой величины то, что он видит, какой формы, какого цвета, из чего сделано и как это используют. Так ребенок научится характеризовать что-либо с разных сторон. Можно потренироваться и по-другому: попросить ребенка называть предметы или объекты, которым соответствует та или иная характеристика. Например, спросите у него, что бывает мягким, сладким, круглым, острым и т.д.

А чтобы ребенок овладел связной речью, нужно, чтобы он как можно больше говорил и пересказывал. Например, прочитанную сказку или увиденный мультфильм. А по вечерам можно просить его проводить для всей семьи своеобразные выпуски новостей. Пусть "ведущий" (то есть ребенок) расскажет о том, что интересного произошло у него за день. Пусть даже фантазирует на ходу. Так еще и будет развиваться его воображение.

И, наконец, чтобы развить выразительность речи, — читайте детские стишки или сказки в разных стилях. Например, пусть ребенок изменит интонацию при чтении так, чтобы в итоге получилась страшная, веселая или грустная история.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ. Проверяют то, насколько ребенок различает звуки в словах. Например, малыша могут попросить найти общий звук в предложенной группе слов или же найти пары слов, которые отличаются одним звуком. Похожие задания можно выполнять и дома. А чтобы заниматься было веселее, предложите ребенку, например, хлопать в ладоши, когда он услышит слова с заданным звуком. Еще можно просить его подбирать слова, которые начинаются на первый, последний или любой другой по счету звук в названном вами слове. Также можно тренировать фонематический слух, читая те же детские стихотворения. При чтении специально делайте в словах ошибки, заменяя в них один звук другим. А задача малыша — заметить и исправить их.

ПАМЯТЬ. Ребенку зачитывают около 10 слов, а затем просят его повторить их. Хорошим результатом считается, если малыш смог запомнить столько слов, сколько ему лет, то есть около 6—7 слов. Чтобы на собеседовании с такими заданиями не было проблем, научите ребенка объединять слова, которые нужно запомнить, в какую-то историю. Помогайте ему ее придумывать до тех пор, пока он сам этому не научится. Кроме этого, можно выполнить такие тренировочные упражнения. Первое: дайте ребенку ненадолго рассмотреть какой-то предмет (или изображение), а затем спрячьте. Он должен как можно более подробно и точно описать его. Второе: разложите перед ним несколько предметов. Пусть малыш посмотрит на них в течение 10—20 секунд, а затем отвернется. Ну а вы тем временем либо поменяйте местами предметы, либо вообще уберите какие-то из них. После того, как ребенок повернется, он должен рассказать вам, что изменилось на столе.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ: "ЧТОБЫ РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, СДЕЛАЛИ "КОПИЛКУ" ДЛЯ НОВЫХ СЛОВ"


До школы налегали на тренировочные упражнения. Из семейного архива Т. Ломако

Татьяна Ломако, мама второклассницы:

"Активно готовиться к поступлению в школу мы с дочкой начали за год до него. Для этого я отдала ее на подготовительные курсы. Однако не столько ради того, чтобы ее там научили читать, писать и считать (ведь мы дома постоянно с ней этим всем занимались), а чтобы помогли развить важный для школьника навык — усидчивость и умение концентрироваться на каком-то деле. Так как в классе было очень интересно, сделать это было несложно. Кроме того, большой плюс курсов в том, что они помогают будущему первокласснику "созреть" для похода в школу и сформировать в нем учебную мотивацию. Ходя на них, ребенок начинает жить по определенному расписанию, выполняет домашние задания, хорошо понимает значение таких понятий, как "урок", "перемена", "класс", "учительница". Все это формирует у него четкое представление о том, что его ждет в школе. Он начинает понимать, зачем ему туда идти, поэтому сможет доходчиво рассказать об этом на собеседовании, когда ему зададут такой вопрос.

Однако курсы курсами, но дома мы тоже налегали на тренировочные упражнения. Например, если, гуляя, мы с дочкой собирали листья, то в обязательном порядке я просила ее посчитать их, сказать, с какого дерева они упали, а также найти различия и сходства между ними по форме, цвету, размеру. А находясь в магазине мы, к примеру, могли называть все предметы вокруг, которые начинаются на определенную букву. Благодаря таким ежедневным тренировкам и повторениям у дочки развивалось логическое мышление, внимание, а также формировался активный (!) словарный запас. Что очень важно для того, чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли, в том числе и на собеседовании.

Еще для этого я частенько просила дочку пересказывать прочитанный текст. Конечно же, поначалу пересказать целую сказку ей было сложно. Поэтому мы начинали с небольших текстов по 20 слов, затем увеличили объем до 50 — так мы постепенно дошли до того, что она научилась осваивать большие блоки текста. Кстати, во время того, как дочка пересказывала, я могла остановить ее и попросить объяснить значение того или иного слова. Ведь иногда дети могут просто заучить какую-то фразу или слово из текста, не понимая смысла. Если такое случалось, то мы разбирали непонятное слово, затем выписывали его на листочек и клали в коробку-"копилку" новых слов. Через несколько дней мы могли достать какое-то слово оттуда и вспомнить вместе его значение. Ну, а чтобы развить грамотную речь у дочери, я никогда не сюсюкалась с ней, заменяя "взрослые" названия предметов или понятий "детскими". Кроме этого, развивали мы и память: ежедневно учили детские стихи. Если они были маленькие, то запоминали по 2—3 в день, а большие — разбивали на два дня.

Еще перед собеседованием я учила дочку не спешить отвечать на поставленный вопрос. Спешка — большой враг дошкольника. Ведь очень часто дети стараются поскорее ответить, хорошо не подумав, поэтому и допускают ошибку. Для этого мы играли в такую игру: отвечать на вопрос можно только через 20—30 секунд после того, как он был задан. Если дочка отвечала раньше, то ответ автоматически не засчитывался, а выигрышное очко доставалось мне. Чтобы не проиграть, она вынуждена была научиться выдерживать паузу. В общем, старались мы не зря: дочке удалось без проблем пройти собеседование и поступить в специализированную школу".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять