I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Как построить карьеру "в ящике": зарплаты по 20 000 грн, шанс быстро учиться и звезды из народа

Придется много учиться, пройти десятки кастингов, но результат может окупить все мытарства

Чем привлекательна работа телеведущих, долго объяснять не надо: на экране их профессия выглядит интересной, яркой и прибыльной. Успешные, всегда с безупречной внешностью, они кажутся нам кем-то сродни звездам шоу-бизнеса, у которых повседневный труд — один сплошной праздник. Многие не прочь занять их место и ломают головы, как этого добиться. "Сегодня" решила облегчить жизнь ломающим голову и задать главный для них вопрос профи в сфере телевидения.

КОГО ЖДУТ: танцоров, докторов и кулинаров

Реклама

На курсы принимают всех с обычным "трудовым прошлым" и начинают с основ, говорит директор столичной телешколы Александр Омельянов. "Хорошим дополнением будет общая начитанность, хорошая эрудиция и природная дикция — это база, с которой человеку будет проще входить в профессию. И для шоумена, ведущего развлекательного проекта ее вполне достаточно, — считает Омельянов. — Современные тенденции таковы, что "говорящие головы", ретранслирующие текст, отходят на второй план. Телезрителю интересны компетентные в той или иной области люди". Человек, который читает подводки (словесные "мостики" между сюжетами), не понимая, о чем сюжет и как он создавался, сразу проигрывает тому, кто знает процесс, обращает внимание Маричка Падалко. "Мне даже казалось, что профессия ведущего отомрет. В последние годы звездами ТВ часто становились те, кто и не собирался вести программы, а просто были успешными в своем деле: Влад Яма, Евгений Комаровский, хорошие кулинары", — говорит она. Так что если нацеливаетесь на какую-то узкоспециализированную рубрику (медицина, стиль-красота, экономика), приходите на телевидение готовым специалистом.

Лучшие ведущие —  из компетентных  в своей области  специалистов.

ПОРТРЕТ. Завоевывают телеэфир вовсе не голливудской внешностью: для работы на ТВ пригодится целый ряд качеств. В идеале вы должны обладать приятным тембром голоса, телегеничностью, быть хладнокровным и уметь совладать с собой в любой ситуации, четко, лаконично и убедительно излагать мысли, быстро реагировать при форс-мажорах, ладить со своей командой. Но главное — нельзя идти на телевидение, декларируя сухое желание стать телеведущим, полагает Маричка Падалко. "Такого человека возьмут в последнюю очередь: он будет малополезным. Скорее всего, он плохо понимает, что его ждет и быстро разочаруется, — объясняет она. — Я лично не знаю ведущих, которые пришли бы на ТВ с целью занять именно эту нишу. Люди просто были заинтересованы в телекухне, начинали стажерами, "подносчиками патронов", ездили с журналистами на съемки, знакомились с производством продукта и жили этим. Постепенно получали опыт работы в кадре, а затем уже переходили в другие программы, бывали на кастингах".

Открытость, ответственность и умение работать в команде станут большим плюсом кандидата. Хотя если человек скромен и неразговорчив — это, по мнению Алексея Суханова, тоже не означает, что он плохой профессионал: свою работу он может выполнять на "отлично". "Самое главное — понимать, что ты должен сделать хорошо ту часть работы, за которую отвечаешь лично. Если так сделает каждый — получится качественный и полезный ТВ-продукт", — говорит он.

Реклама

БУДЕТ ТРУДНО. Не стоит тратить время зря на телевидение, если нет абсолютной вовлеченности в процесс. Чрезмерная концентрация на личных делах не даст отключиться от своих проблем в момент работы, делится опытом Падалко. "Нужно быть головой в работе круглосуточно, держать руку на пульсе, знать, что волнует аудиторию, чтобы правильно донести информацию, и зритель подсознательно вас выделит, — говорит она. — К тому же камера — как лупа: увеличивает все незаметные в обычной жизни черты характера диктора, и если его целостный образ не излучает гармонию, не вызывает доверия, добиться успеха в профессии будет трудно". К тому же ТВ впускает телеведущего в каждый дом и делает его почти членом семьи для миллионов зрителей, говорит ведущая "Погоды" на "5 канале": "поэтому, кроме выполнения обязанностей, помните: ваше лицо с экрана должно всегда нести позитив и эмоциональную поддержку".

Главное, на чем акцентирует внимание телеведущий Алексей Суханов, это огромная ответственность. "Ты не можешь отменить съемки, когда несколько десятков человек уже ждут тебя. И к своей работе нельзя относиться как к обязаловке. Я бы не работал в социальном ток-шоу, если бы мне было все равно, что с нашими героями будет дальше. Каждую историю нужно пропускать через себя", — предупреждает звезда телеканала "Украина".

СНАЧАЛА ТЕЛЕШКОЛА

Реклама

В Киевском национальном университете культуры и искусств готовят молодые кадры по квалификации "Тележурналист, диктор и ведущий телепрограмм". 4 или 5 лет обучения (на бакалавра или специалиста) стоят одинаково: 21 тыс. грн. Абитуриент должен пройти творческие экзамены: прочитать на камеру 3—4 скороговорки, басню, стихотворение, отрывок монолога-прозы, охарактеризовать их; считать с листа на камеру текст, выданный экзаменаторами, пройти собеседование по истории кино и телевидения. При этом комиссия будет обращать внимание на вашу речь, наблюдательность, дикцию, сценическое внимание, интуицию, актерские способности, развитость воображения. Предварительно можно пройти 4-месячные подготовительные курсы при вузе или хотя бы ознакомиться с литературой, рекомендованной кафедрой (список есть на сайте).

ПО-БЫСТРОМУ. Есть и альтернатива — курсы телеведущих при различных образовательных центрах и в медиашколах. Всего за 3 месяца преподаватели отшлифуют вашу технику речи, дикцию, пластическую выразительность, актерское мастерство, научат работать в кадре, готовить программы. Познакомят с основами телережиссуры, стилистикой, тележурналистикой в целом. У вас будет возможность принять участие в кастингах и съемках, попробовать себя в деле и получить ценные советы кураторов. Выпускники, кроме диплома, чаще всего получают демозапись голоса и видеопортфолио, стажировку в студиях. Это обойдется в среднем в 1900—2000 грн в месяц.

new_image_67

КАК БЫВАЕТ. Алексея Суханова, ведущего ток-шоу "Говорить Україна" на канале "Украина", обучала в основном практика. "Окончив Московский государственный Институт коммерции по специальности "Менеджмент", узнал о поиске "голоса" на радио. Решил попробовать — и, к своему удивлению, стал стажером", — рассказывает он. После работы на радио работал на Ивановском областном телевидении, прошел курсы повышения квалификации и стал корреспондентом радиостанции "Маяк". Весь этот путь занял всего 3 года — с 2001-го Суханов уже работал на "НТВ". А на "Украину" попал спустя 11 лет в результате международного кастинга. А телеведущая "5 канала" Габриэлла Массанга, прежде чем вытащить билетик на ТВ, работала в модельном агентстве, участвовала в дефиле, фотосессиях, видеосъемках.

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ

Запишитесь на уроки по сценической речи у специалиста, который научит правильно говорить, дышать, поставит правильную артикуляцию, научит базовым правилам работы речевого аппарата. Все это пригодится не только для прямых эфиров, но и просто в жизни, в других профессиях, считает известная ведущая на телеканале "1+1" Маричка Падалко. "Технику не обретешь просто наблюдая, как говорят другие. И мышцы рта сами по себе как надо не заработают. Хотя бы помногу читайте вслух дома, — рекомендует она. — Я, например, после шестилетнего перерыва легко вернулась в разговорный жанр, потому что ежедневно четко и громко читала детям сказки. Это поддержало форму, ведь чтение новостей, как спорт: не тренируешься — теряешь скорость". Кстати, сразу практикуйтесь на том языке, на котором планируете работать, чтобы язык был заточен под него — ведь переучиваться трудно. И наблюдайте, как работают телеведущие разных каналов, советует Падалко: у каждого коллектива волей-неволей вырабатываются общие интонации, манеры, и чтобы перенять новое и более подходящее себе, полезно интересоваться, каков стиль и подача, например, у иностранных коллег.

СЛЕДИМ ЗА СЛОВАМИ... Тем, кто хочет работать на ТВ, особое внимание нужно уделять своей речи, считает Алексей Суханов. "Я, например, даже сейчас после съемок программы всегда спрашиваю у редакторов, что и где не так сказал — бывает, на автомате оговоришься (особенно, когда съемки с 6 утра до 2 часов ночи) и не заметишь. Не стоит бояться объективной критики, благодаря этому есть возможность стать профессиональнее, — делится опытом он. — Конечно, по возможности нужно посещать и курсы, но все равно самое главное — практика. И еще важно следить за новостями: журналист и ведущий должны быть не только всесторонне образованными, но и находиться в курсе всех последних событий!".

…И ФИГУРОЙ. Фотокамера полнит любого человека на 3 кг, видео — на 5, поэтому заранее выясните, как выглядите на отснятом материале, советует Габриэлла Массанга (ведущая программ "Погода", "Мамина школа"). "Необязательно всем быть худыми, но учитывайте этот нюанс наряду с телегеничностью (не путать с фотогеничностью, это разное), — отмечает она. — Насколько камера вас любит, узнаете, сделав несколько роликов хотя бы на телефон (но лучше профессиональной техникой — результат информативнее)". Очень важно не бояться камеры: если вы свободно держитесь, смело смотрите в объектив, легко, естественно себя чувствуете, и вам это нравится — значит, у вас хорошие ТВ-перспективы, полагает ведущая на "5 канале".

ИСПЫТАНИЕ КАСТИНГОМ

Телеканалы очень скрупулезно относятся к подбору кадров, и лучший способ туда попасть — устроиться на любую вакантную должность на телевидении и ознакомиться с его кухней изнутри. Нередко дверью в телемир становятся кастинги.

Искать информацию можно на постоянно обновляющихся сайтах youneed.com.ua, vizion.in.ua, kastingtv.com.ua и в группах соцсетей. "Просто зарегистрируйтесь на кастинг-ресурсах, и вам ежедневно будут приходить приглашения от целой ленты кастинг-агентств, — рассказывает Габриэлла Массанга, прошедшая до работы на "5-м" два кастинга. — Также можно отслеживать новости на сайтах телеканалов, порталах поиска работы, подписаться на их рассылки".

Побывайте  на десятке  "непроходимых"  кастингов.

ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ. Необходимо бывать на кастингах хотя бы потому, чтобы перебороть в себе страх, советует Александр Омельянов, продюсер и директор столичной школы телевидения. Страх перед неизвестным — явление нормальное, но чем привычнее становится мероприятие, тем меньше волнение перед ним. "Я бы рекомендовал пройти для начала с десяток кастингов заведомо "непроходимых", чтобы справиться с собой, освоить обстановку, когда незнакомые люди осматривают, оценивают тебя, и под этими пристальными взорами еще и нужно творчески проявляться", — говорит эксперт. — Лишь справившись с мандражом, кандидат сможет презентовать себя таким, каким есть в жизни, быть естественным в кадре. Наигранность на ТВ не приветствуется: зритель не поверит ведущему, который фальшивит". И пусть количество неудачных кастингов за плечами растет, не расстраивайтесь: ваша задача — раскрепоститься, ощущать себя свободно и раскрыться в наилучшей роли.

КАК НАДО. Заполняя анкеты на сайтах, исполняйте все просьбы и требования, которые указаны там — не пишите лишнего, не упустите важного, будьте внимательны, грамотны и аккуратны, рекомендует Габриэлла Массанга. "Получив приглашение, уточните детали: дату, время и место проведения, дресс-код. Советую на всех кастингах иметь с собой анкетные данные с размерами одежды и обуви. Подготовьте небольшую речь — имя, образование, работа, хобби, почему хотите работать на телевидении", — перечисляет она. На кастинг не опаздывайте, не суетитесь и постарайтесь проявить свои лучшие качества — голос, осанку, жесты, юмор, обаяние, интеллект (но не развязность и навязчивость). "Внешность решающей роли не играет, но с одеждой не экспериментируйте, — говорит Омельянов. — Продюсер хочет видеть вас самого, а кричащий, вызывающий наряд отвлекает внимание от личности или выставляет ее в негативном свете. Пусть это будет сдержанная опрятная одежда".

new_image2-1

СВЯЗИ, ИМИДЖ И СОЦСЕТИ

Телеведущие постоянно вовлечены в творческий процесс, и нерутинность труда — большой его плюс. Они популярны, узнаваемы, часто общаются с известными людьми, имеют полезные связи.

Как правило, прелести профессии портит ложка дегтя: ненормированный рабочий день, вынужденная необходимость всегда пребывать в добром расположении духа и поддерживать свою внешность на высоте, что очень нагружает эмоционально, психологически и физически.

ПУБЛИЧНОСТЬ. Она нередко мешает личной жизни тех, кто предпочитал бы ее не афишировать. "Будьте готовы: могут узнавать на улицах, обращаться незнакомые люди. Вы будете нравиться и не нравиться: мнения, высказанные о вас на страницах соцсетей, могут быть неприятны", — предупреждает Габриэлла Массанга. "Даже проработав на ТВ столько лет, все равно не могу привыкнуть к гневным комментариям, негативу в свой адрес — очень задевает", — признается и Маричка Падалко. — С одной стороны, через соцсети медийщику из первых рук поступает информация и он оперативно реагирует, но эта доступность — еще и ответственность перед фолловерами (читателями, подписчиками). Люди думают, что работающему на ТВ подвластно все, часто просят о помощи, и когда нет возможности помочь и даже ответить всем, это огорчает".

ПОЧТИ МАГИЯ. Однако влюбленным в свою работу тележурналистам все нипочем. "Люблю профессию за постоянный адреналин — на телевидении все мелькает, меняется, заряжает свежей энергией, — признается ведущая новостей на "1+1". — Благодаря профессии я повстречала столько интересных, прекрасных людей (особенно за последние полтора года), сколько не видела за всю жизнь". А по словам Габриэллы, авторская программа "Мамина школа" открыла ей множество детских психологов, врачей, воспитателей и массу полезностей, что помогает воспитывать собственного сына и давать дельные советы друзьям. "Телевидение — это магия: она затягивает, влюбляет в себя раз и навсегда, с ним постоянно растешь профессионально, развиваешься духовно. Скорее это образ жизни, а не работа", — говорит Массанга, телеведущая с 10-летним стажем.

Даже сумасшедший график, по мнению Марички, не недостаток, а особенность: "пусть в четверг просыпаюсь в 5 утра и возвращаюсь к детям в 9 вечера, но зато потом приходит пятница и я горжусь, что прожила такой насыщенный день. Ведущий, единожды соскучившись и испытав тоску по работе в кадре, жаловаться на загруженность никогда не будет: лучше много работы, чем полное ее отсутствие".

Внешность  телеведущего  согласовывается  с телеканалом.

ИМИДЖ. Такой важный нюанс, как внешность телеведущей, после попадания в кадр перестает ей принадлежать. Любой "тюнинг" согласовывается с телеканалом в лице продюсера или режиссера проекта. "Изменения облика необходимо обсуждать и утверждать, — говорит по этому поводу Габриэлла Массанга. — Мой вид в кадре обсуждается сначала со стилистом, потом наши пожелания рассматривает команда. Иногда с телеведущим заключают контракт, где все прописано до мелочей, и за нарушения — громадные штрафы. Если ведущий хочет изменить цвет волос, прическу, а телеканал против, бывают конфликты, решаемые только компромиссно. Но сразу не рассчитывайте вести новости с пирсингом в носу или утреннее шоу в облике эмо".

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ВНЕ ЭФИРА

Нельзя, попав на телевидение, строить иллюзии, что пик покорен, а дальше — только почивание на лаврах: программу могут закрыть, поменяется собственник, концепция или требования канала. Плохо придется тем, кто считает настоящей трагедией уход из-под света софитов, полагает ведущая "1+1". Будучи профессионалом, телеведущий может реализоваться на любой позиции в производстве телепродукта. "Сейчас возраст 30 лет – далеко не повод думать об уходе из прямых эфиров — в запасе еще много лет. А потом можно, например, преподавать в медиашколе", — делится мыслями Маричка Падалко.

new_image3_57

Для телеведущей, знающей всю подноготную телепрограмм, логично стать режиссером или продюсером, рассказывает ведущая "Маминой школы" Габриэлла Массанга, выступившая также автором и сопродюсером этого проекта. "Некоторые пробуют себя в театре и кино (например, Маша Ефросинина, Андрей Джеджула), я тоже уже снималась и надеюсь, еще пригожусь украинскому кинематографу, — говорит Габриэлла. — Также многие телеведущие ведут разные мероприятия. По своему опыту скажу, это специфическое мастерство требует не только профессионализма, но и широкого кругозора, человеколюбия, чтобы зал получал позитивные эмоции и хорошее настроение".

ЗАРПЛАТЫ. Кстати, золотые горы светят далеко не каждому — только ведущие топ-уровня могут запрашивать и по $50 тыс. в месяц (а некоторые звезды — почти столько же за один эфир), а рядовые труженики работают в среднем за 10—15 тыс. грн, а на малопопулярных телеканалах — и того меньше (хотя с каждым обычно действуют персональные договоренности и самые знакомые нам лица получают не менее 20 тыс.).

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять