I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Сам себе хозяин: бывший физик открыл в Херсоне цех по вялению помидоров

Украинец научился превращать в деликатес помидоры, которые для этого не подходят

Жизнь Андрея Держипольского, ученого, путешественника и кулинара—любителя, круто изменили херсонские помидоры. Выпускник физфака мирно занимался наукой, работал в сфере продаж и обслуживания сложного оборудования, и даже не подозревал, что однажды хобби сделает его пионером пищевой промышленности.

"Я много путешествовал, и в каждом новом городе, каждой стране пытался найти интересный ресторанчик и что—то оригинальное там попробовать, — рассказывает гастроэнтузиаст. — Так однажды, лет 5—6 назад, я повстречался с вялеными помидорами. И настолько ими восхитился, что с тех пор стал искать способы, как применять их в моих кулинарных опытах".

Реклама

Помидоры, которые удавалось достать в Украине, не удовлетворяли качеством или ценой, и Андрей, подключив знания и опыт физика, решил попробовать сделать продукт самостоятельно. Так начались его эксперименты на кухне: одно время вместо закатки домашних консерваций кулинар занимался одними только помидорами, пытаясь завялить их как надо.

"Друзья очень хвалили, все спрашивали, не думаю ли я их производить. И в конце—концов эти разговоры и мысли "А почему бы и нет?" привели к появлению маленького помидорного цеха", — вспоминает Андрей.

С тех пор производство отработало уже второе лето, нарастило объемы в 2,5 раза и уже обзавелось последователями и конкурентами. Но предприниматель конкуренции не боится: уверен, что помидоров и рынка хватит на всех, и намерен выпускать в 10 раз больше продукта, чем теперь.

Реклама

СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ: УШЛО 10 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ

К сожалению, в Украине помидоры — овощ сезонный, и тренироваться в их вялении Андрей мог только летом. Первый сезон ушел на опыты, второй — на совершенствование технологии, третий — на изготовление закуски для своих потребностей, и только в следующем году руки дошли до промышленного производства.

"Образования мне вполне хватало: я просто объединил свои знания по физике с гастрономической интуицией, плюс навыки работы на кухне, — рассказывает бизнесмен. — На начальном этапе хватало маленькой команды: жена (тоже физик) управлялась с бухгалтерией (по мере наращивания объемов финансовые задачи отдали на аутсорсинг), мой бывший одноклассник и основной компаньон, контролирующий работу цеха в Херсоне, и помощники — мой родственник со своей девушкой. В цехе трудились пара рабочих. Но на время заготовки нанимаем несколько десятков дополнительных сотрудников". Цех маленький, но продуктивный, говорит Андрей, а на его запуск ушло около 10 тыс. долларов. По словам Андрея, уложились в скромную сумму лишь потому, что постоянно оптимизировали расход средств, ломали головы, как перепланировать траты, разнести во времени, отсрочить. В апреле 2015—го нашли цех, закупили оборудование — сушарки, автоклавы, столы, посуду, расходники — банки, крышки… И в конце лета, спустя 5 месяцев, уже выдали первую партию авторского товара.

Реклама

РЕКЛАМА. Такой товар лучше раз попробовать, чем сто раз прочитать. Поэтому Андрей начал активно презентовать помидоры на ярмарках и фестивалях уличной еды. Раздавал материалы, угощал, публиковался на специализированных сайтах для крафтовых производителей. "Не обошлось без продвижения в соцсетях, через рестораны: одни рестораторы сами делают ударение на том, что используют на своей кухне украинский эксклюзив, других мы просим акцентировать на этом внимание, когда выносят блюда клиентам", — делится Андрей.

Помидоры в Украине выращиваются так же давно, как и в Греции или Италии, и непростительно, что у нас до сих пор не было традиций изготовления такой пикантной закуски. "Чтобы наверстать упущение, мы придумали несколько эксклюзивных рецептов, которые не имеют импортных аналогов и должны восприниматься как аутентичный украинский продукт. Так, наши помидоры вялятся с чесноком, семенами укропа, в нерафинированном подсолнечном масле. Иностранцам очень нравится!", — гордится кулинар-самоучка.

ТРУДНЕЕ ВСЕГО

"Я ко многому был готов: переживать трудности, решать задачи, к которым сходу не подберешь правильный ответ — да и не знаешь, есть ли он вообще. Поэтому все, с чем сталкивался, воспринимал как должное. Если компаньон говорил: "У нас проблема", я поправлял его: "Не проблема, а пока нерешенная задача", — объясняет Держипольский. Но сомнения очень мучили начинающего бизнесмена: пойдет или нет дело, стоит поступить так или иначе... С работой порывать он не планировал — собирался совмещать со своим делом. Но когда возникли серьезные разногласия с руководителем, пришлось уйти вовсе и остаться на самообеспечении. "Это было трудное время. Бизнес только-только появился, жить без зарплаты было, если честно, тревожно. Когда знакомые спрашивали: "Как оно — быть самому себе хозяином?", отвечал: "А я теперь свободный человек: хочешь — с утра до вечера трудись, не хочешь — с вечера до утра", — признается физик. Но дело развивалось. Кроме частных покупателей, у фирмы появились клиенты: магазины и рестораны, которым подавай документы на продукцию. "У нас их можно ожидать месяцами и даже годами, а у мелкого бизнесмена финансового буфера хватит от силы на несколько недель. Поэтому ограничиваемся минимально необходимыми разрешениями, остальное — по ходу дела", — рассказывает он.

ПЕРЕМЕНЫ В ЖИЗНИ

Прежде всего кардинально изменился круг общения: в нем стали преобладать люди с совершенно иными ценностями, видением жизни и психологией. "Когда общаешься с определенным контингентом людей, складывается своя картина мира. И если окружение меняется, происходит культурный шок", — описывает впечатления предприниматель. Появилось много времени на семью. "Собственно, это потому, что с женой ведем все дела на пару. А если еду в командировку (в херсонский цех в период заготовки нужно за лето наведываться несколько раз) — отправляемся с детьми. Получается нечто вроде совместного отдыха", — объясняет Держипольский.

СОВЕТЫ БЫВАЛОГО

Андрей советует подумать трижды, прежде чем ввязываться в стартап. "Раньше у меня были свободные время и деньги. А теперь и то, и другое забирает развивающаяся фирма, — сетует сооснователь цеха. — Если дела пойдут нормально, то тебя так закрутит, что велик риск стать заложником своего же дела. Собственный бизнес — это в определенном смысле дань моде. Но далеко не всем дано его вести. И, может, у вас больше шансов построить хорошую карьеру, чем быть успешным в коммерции".

ИСТОРИЯ УСПЕХА В ЦИФРАХ

В 2015-м, когда свет увидели первые украинские вяленые помидоры, Андрею было 33 года. Своей реализации проект ожидал целых 5 лет, а запустился за неполных 5 месяцев, выдав в продажу сразу же около 1400 номинальных баночек продукта-новинки. Через год, в 2016-м, их стало уже в 2,5 раза больше. Но если бы партнерам удалось отыскать инвестора и вложить в дело около 4,5 млн грн сразу — уже прошлым летом банок изготовили бы не менее 14 000. "Пришлось наращивать объемы своими усилиями. Но следующий рывок, думаю, будет 10-ти, а после — и 100-кратное увеличение", — планирует Андрей Держипольский.

Сейчас маленький цех сотрудничает уже с более чем 20 магазинами и около 80 ресторанами, с весны и до Нового года каждые выходные участвует хотя бы в одном публичном мероприятии — ярмарке или фестивале (а их проходит не менее 40 в год). На абсолютных доходах компаньонов, это, правда, пока не отражается. "Каждый может абсолютно точно рассчитывать не более чем на 10 тыс. грн в месяц, — говорит гендиректор цеха. — Пока каждая свободная копейка уходит в развитие, ведь инвестор все еще не найден".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять