Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.
Принять
Главная Сегодня

Тестирование первоклашки: научите ребенка самостоятельности, подготовьте -морально

"Сегодня" узнала, как проходит собеседование в спецшколах и как к нему подготовиться.

ФОТО УНИАН
ФОТО УНИАН

С апреля месяца в специализированных школах проводят тестирование для будущих первоклассников. У каждой школы свои даты, обычно проводят 2 собеседования — в апреле-мае и в августе, но основной набор в первые классы происходит после первого апрельского собеседования, а в конце августа в лучшем случае остается несколько вакантных мест. Поэтому так важно успешно пройти собеседование уже в апреле.

Конечно, в каждой школе свои требования к ученикам. Если это специализированная школа с углубленным изучением иностранных языков, то у ребенка проверят не только навыки чтения и письма, но и запас английских слов, лингвистические способности – попросят повторить произнесенное учителем иностранное слово или даже фразу. В некоторых школах обращают внимание на то, как развита у ребенка логика и умение творчески, нестандартно мыслить. Даже в обычной общеобразовательной школе своего района вас могут попросить привести ребенка на собеседование, чтобы определить, в какой класс его зачислить — сильный или более слабый, гуманитарный или математический, русский или украинский. Но независимо от профиля школы есть стандартные вопросы и задания, которые лучше узнать заранее, чтобы не попасть врасплох. Ведь очень бывает так, что ребенок в 5,5 умеет читать, знает названия стран, а где работает его мама, не знает, не может описать картинку. Приоткрыть завесу над тайной и рассказать о том, как проходит собеседование в школе, согласился Анатолий Николаевич Касянчук, практический психолог специализированной школы № 247 г. Киева.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К СОБЕСЕДОВАНИЮ

Собеседование проходит в очень спокойной обстановке. По времени оно занимает около получаса или даже меньше. В присутствии родителей психолог и учитель младших классов побеседуют с малышом, дадут ему несколько заданий. Причем для определения готовности к школе на первом месте стоят как раз не навыки чтения, счета, письма, а желание ребенка учиться в школе, его общее физическое и умственное развитие. Не зря у мамы во время собеседования обязательно спрашивают, часто ли болеет ребенок простудами, есть у него уже постоянные зубы. Во время беседы с малышом оценивают, насколько он самостоятелен — ждет ли подсказки от мамы или сам отвечает на вопросы. Смотрят, умеет малыш концентрировать внимание хотя бы в течение 10 мин., может ли описывать ситуацию. С помощью вопросов определяем кругозор малыша – знает ли он основные геометрические фигуры, цвета, названия деревьев, животных, времен года, умеет ли группировать предметы по общему признаку и т. д. И конечно, особое внимание будут обращать на чистое произношение звуков и степень развития мелкой моторики руки – уверенно ли ребенок держит карандаш, рисует ли четкие линии.

Итак, вот базовый круг вопросов, которые обычно задают ребенку на тестировании. Возможно, они покажутся вам очень простыми, но именно от уверенных правильных ответов на них зависит то впечатление, которое произведет ваш малыш на комиссию.

Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

С этого начинается любое собеседование. Ребенок должен знать свое имя, фамилию, ответить, сколько ему сейчас лет и сколько будет в следующем году.

Как зовут твоих маму, папу? Где они работают? Есть ли у тебя братик, сестричка? Как их зовут? Сколько им лет? Где ты живешь?

На все эти ребенок должен дать ответ. Конечно, он может не назвать точно профессию мамы или папы, но объяснить, чем они занимаются, обязан. В 5,5 лет ребенок должен знать свой точный адрес – город, улицу, номер дома и квартиры.

Ты хочешь идти в школу?

Это один из основных вопросов, по ответу на который комиссия определяет, настроен ребенок на учебу или только на игру. В идеале малыш должен объяснить, почему он хочет учиться: узнать много нового, быть взрослым, умным. Если ребенок отвечает просто "да, хочу", психолог может задать ему провокационный вопрос: "Представь себе, что вы вышли с мамой утром из дома. Мама пошла на работу. А ты идешь сам в школу, и по дороге встречаешь своих друзей. Они предлагают тебе не идти в школу, а погулять на площадке. Как ты поступишь?"

Ты сам одеваешься, умываешься в ванной, или тебе помогает мама?

В шесть лет ребенок должен быть более-менее самостоятельным – он обязан уметь застегивать пуговицы, зашнуровать ботинки, умываться, застилать постель. Все эти навыки необходимы в школе, ведь на переодевание на урок физкультуры отведено определенное время, а после уроков первоклассники спят – значит, нужно уметь расстелить и застелить свою постель.

Составь рассказ

Учитель дает ребенку картинки: мальчик поливает цветы, мальчик вскапывает землю, маленький росток выходит из земли, мальчик сажает в землю семена, и просит расставить их в правильной последовательности, составить рассказ о том, что за чем происходило. В своем рассказе малыш должен использовать 5-10 предложений. Чем больше ребенок расскажет, тем лучше. Учитель может также показать малышу иллюстрацию в книге и попросить описать, что там изображено.

Скопируй рисунок или слово

Это могут точки, нарисованные в определенном порядке на листе бумаги в линейку, узор или слово, написанное прописью. Ребенок должен точно скопировать образец. Чем больше сходства, тем лучше.

Сложи фигуру из фрагментов

Учитель показывает ребенку фигуру – кораблик, например, прячет ее и дает части, из которых можно ее сложить. Ребенок должен составить эту фигуру из фрагментов по памяти, без сверки с образцом.

Найди лишнее

Малышу показывают несколько картинок – стул, стол, диван, шкаф и помидор. Малыш определяет, что здесь лишнее, и объясняет почему.

Посчитай до десяти и обратно

Ребенок должен знать прямой и обратный счет. Учитель может задать малышу простые примеры на сложение или вычитание в переделах 10-ти, например: "У тебя есть 6 яблок, мама дала тебе еще 2. Сколько у тебя стало яблок всего?"

Назови буквы, прочитай

Ребенка попросят составить слог из букв: ка, на, ма и др. прочитать простые слова: мама, лес, каток, кот, море и т. п. Если школа специализированная, ребенок должен уметь читать по слогам целые предложения. Важно, чтобы малыш не просто составлял слова, но и понимал смысл прочитанного. Для того чтобы это проверить, ребенка спросят, о чем он только что читал.

МОРАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ

Заранее (за неделю-две) расскажите ребенку, что вы пойдете в школу, где он будет учиться, и там с ним поговорят взрослые дяди или тети, зададут ему вопросы. Если вы не были еще в выбранной школе с малышом, самое время сходить туда вдвоем. Покажите ему классы, где он будет учиться. Обязательно скажите, что во время собеседования вы будете сидеть рядом, но отвечать он должен сам. Скажите малышу, что если он чего-то не знает, то пусть не расстраивается, это не страшно(действительно, несколько неправильных ответов не испортят общее хорошее впечатление.)

Важно, чтобы малыш выспался перед собеседованием, был сыт и в хорошем настроении. Лучше придите в школу заранее и немного подождите там.

Поиграйте в тестирование. Пусть ребенок возьмет куклу (мишку, зайчика), а вы будете ей задавать вопросы. Потом поменяйтесь ролями: вы говорите и делаете задание за куклу, малыш вас спрашивает.

Не настраивайте малыша на конкретные вопросы. Не нужно говорить ребенку, что будут именно вышеперечисленные вопросы. Скажите лучше, что его могут спросить обо всем. А во время игры задавайте разные вопросы: о дедушке-бабушке, о цветах, птицах, которые он знает, о его друзьях и любимых игрушках и т. д.

ЕСЛИ МАЛЫШ НЕ ПРОШЕЛ СОБЕСЕДОВАНИЕ

О результатах собеседования вы можете узнать либо сразу после него, либо через несколько дней, когда вывесят списки учеников первых классов. Если вашего ребенка не оказалось в этом списке, это еще не конец света. Такое бывает, особенно если в школе большой конкурс. Прежде всего не ругайте ребенка, что он не так отвечал или неправильно вел себя. Вообще об отрицательных результатах тестирования сообщать ему не надо.

Обязательно поговорите с кем-то из комиссии и узнайте, почему малыша не взяли. Их слова позволят вам провести работу над ошибками. Возможно, в этой школе из-за высоких требований ребенку было бы трудно учиться. Тогда найдите школу попроще, а еще лучше найдите хорошую учительницу, которая гораздо важнее всех общих достоинств любой сильной школы.

Читайте самые важные новости в Telegram, а также смотрите интересные интервью на нашем YouTube-канале.

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров