Главная Сегодня

Точка боли: как помочь подростку определиться с профессией

Почему-то многие считают, что пойти в вуз сразу после школы – это единственное правильное решение

Как помочь выпускнику определиться с будущей профессией. Фото: defimedia.info
Как помочь выпускнику определиться с будущей профессией.
Фото: defimedia.info

Подростки после окончания школы становятся перед выбором – сдавать ВНО или ехать учиться за границу, работать или организовать собственный стартап. На любом образовательном портале на старшеклассника "набрасывается" реклама нескольких вузов и приглашения на дни открытых дверей. А статьи на тему востребованных профессий подталкивают выбирать, руководствуясь престижностью и будущим доходом, а не велением сердца. Подросток не хочет, чтобы на него давили, но и сам выбрать не может. Родителям в этот момент важно не давить на ребенка, а стать самыми близкими людьми, которые помогут ему найти себя и правильное решение.

Что говорят психологи

Шестнадцатилетний подросток ― очень трудный возраст для родителей, ведь это поворотный пункт в развитии ребенка, когда его больше всего интересует, кем он станет в будущем. Для подростка нет ничего важнее, чем самопознание и самореализация. 

"Необходимость быстро выбирать вгоняет подростка в стресс, а давление общества или родителей, даже из благих побуждений, может только усугубить ситуацию. Ребенок будет вынужден сделать выбор и найти для него ложную аргументацию. Дальше следует гонка на пять лет и порция бесполезной информации. Куда важнее дать ребенку возможность разобраться со своими желаниями и попробовать себя в разных ролях. Может казаться, что время будет потрачено впустую, но на самом деле это избавит от ложных ожиданий и разочарований, а порой – и от сломанной жизни", - считает Макс Бакшаев, педагог, исследователь детства и образования, наставник детей-тинейджеров. 

Что требует рынок труда

В постсоветском обществе до сих пор жив стереотип, что после школы нужно сразу же поступить в институт. Именно высшее образование считается залогом карьерного роста, стабильности и успеха в жизни. Статистика HeadHunter говорит, что в Украине 68% выпускников высших учебных заведений не работают по специальности, а каждый третий меняет профессию после окончания вуза. Это значит, что подростки поступают в институты ради "корочки", не зная себя и своих возможностей.

К тому же современный мир быстро меняется, и теперь быть специалистом узкого профиля уже недостаточно. Согласно с исследованием NEA, в будущем успешные люди должны обладать так называемыми навыками 4К — критическое мышление, коммуникация, кооперация и креативность. Сегодня этому не учат в школах, а система высшего образования не успевает так быстро перестроиться на новый лад. Сейчас эту нишу восполняет неформальное образование.

Какие решения существуют в мире и Украине

За рубежом распространена практика подготовки выпускников школ к новой жизни. Это формат gap year – годовая пауза перед поступлением в вуз, во время которой дети путешествуют, пробуют себя в разных сферах и ролях, стараются понять, какие вызовы стоят перед человечеством, чтобы в итоге осмысленно выбрать свою профессию.

Впервые эту практику применили в Великобритании в 70-х годах прошлого века как попытку заполнить период между выпускными экзаменами и началом занятий в университете.  В Украине тоже набирает популярности аналог gap year. Например, заведение неформального образования Украинская академия лидерства (УАЛ). Выпускникам школ предлагают не просто сделать паузу перед поступлением, в академии они могут развить свою личность в трех направлениях: интеллектуальном, эмоциональном и физическом.

Для формирования критического мышления студенты изучают более 30 различных дисциплин, среди которых управление проектами, история, финансовый и коммуникационный менеджмент, этикет, английский язык и философия. За 10 месяцев студенты покоряют самые высокие вершины Украины, посещают страны ЕС и Израиль, встречаются с выдающимися украинцами, экспертами в различных областях, и мировыми лидерами. Студентов постоянно направляют молодые наставники, которые могут поделиться опытом и знаниями.

"Такой подход помогает молодежи научиться ставить цели и достигать их. К примеру, Иванна Гребеняк после окончания УАЛ решилась идти за мечтой и поступила в Лондонский университет искусств, а Илья Мальцев стал студентом сразу двух вузов НАУКМА и IT-школы UNIT Factory, – рассказывает Роман Тычковский, руководитель Украинской академии лидерства. – Но речь не только об учебе в университетах. Есть студенты, которые решили стать морскими пехотинцами или открыть кафе. Помочь подростку найти свое призвание – одна из наших главных задач".

Напомним, все активные выпускники школ и колледжей возрастом от 16 до 18 лет смогут побороться за грант на обучение в Украинской академии лидерства.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь