Голландские врачи лечат пациентов силой мысли

Белые стены, средства безопасности, аварийное выключение – так выглядит комната для персонала в лаборатории университета Маастрихт

Облучение настолько мощное, что от него прячутся за тяжелезной дверью. Таких МРТ-сканеров всего 4 в мире, и последний получили голландские ученые и медики, сообщают ФАКТЫ.ICTV.

Самый мощный в мире магнитно-резонансный сканер имеет возможность узнать, как работает наш мозг. Следующая задача – научиться на него воздействовать, чтобы эффективно лечить болезни.

Мощное магнитное поле позволяет просто заглянуть человеку в мозг – этот сканер делает снимки в десять раз более четкие, чем привычные аналоги.

"Наш сканер позволяет не резать пациента. Мы видим его мозг на экране. Раньше для этого нужно было доставать кусок", – говорит руководитель проекта "Неограниченный мозг" Виллем Маттинс.

"Благодаря этому мощному МРТ, мы в режиме реального времени видим – какая зона мозга активируется. Если человек говорит, то работает участок выделенный зеленым, синим – если считает, красный – движется", – объясняет профессор когнитивной нейронауки Университета Маастрихт Райнер Гьобель.

Ученый выяснил – эти участки становятся активными, даже если человек не действует, а только думает. Это подтвердили исследования в режиме реального времени на МРТ.

"Мой пациент думает, что играет в теннис – и его мозг активируется. Это видно на экране. Впрочем, пока я не могу узнать, о чем думает человек. Но в будущем с более мощной техникой и это станет возможным", – убежден профессор.

Именно это открытие ученый использует для лечения больных синдромом Паркинсона. Нейроны погибают и не доставляют команду двигаться. Райнер Гьобель предложил пациентам помочь самим себе – благодаря тренировке мозга.

Пациента в МРТ-сканере просят представить, как тот играет в теннис. Человек сразу видит свои усилия, достаточно сильный образ придуман, чтобы нейроны дошли до соответствующей зоны мозга. Если сигнал слабый, надо проявить фантазию.

Эта методика только в начале своей разработки, но пациенты уже чувствуют улучшение и начинают активнее двигаться.

"Это как тренировки бицепса – вы знаете точно это упражнение, чтобы увеличить мышцу. А вот с мозгом стандартный подход не срабатывает. Каждый пациент должен сам найти свое упражнение. Когда больной это почувствует, сканер ему не нужен и он сможет тренироваться дома", – говорит Гьобель.

Ученые с помощью самой современной техники надеются в будущем разгадать код мозга и понять, как возникают мысли и образы.

"В настоящее время научные открытия часто возможны, лишь когда техника находится на грани революции. И здесь нет мелочей. Чтобы этот сканер начал работать, мы построили для него специальное здание – чтобы аппарат функционировал как можно лучше", – объясняет генеральный директор "Сименс МедицинаНидерланды" Кеес Смолинг.

В то же время ученые, исследующие мозг, говорят о его неограниченных возможностях, однако код разгадать вполне возможно. Хотя этот процесс будет длительным.