Продолжая просматривать сайт, вы подтверждаете, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь
Главная Сегодня

Будущее морского флота: какие корабли будут строить в ХХІ веке

В скором времени судна с корпусами необычной формы оснастят парусами с фотоэлементами и появятся "морские гиганты"

Морское судоходство уже тысячи лет является кровеносной системой мировой экономики. По океанам доставляется большая часть экспортных грузов по всей планете. Ни железнодорожный, ни автомобильный транспорт, ни, тем более, авиация еще долго не смогут конкурировать с контейнеровозами, сухогрузами и танкерами. Но в последние десятилетия гражданский флот встал перед лицом революционных изменений: к этому кораблестроение толкает постоянная угроза энергетических и экологических кризисов. Инженеры и ученые один за другим выдвигают проекты кораблей новых поколений. В ход идут новые материалы корпусов, невиданные прежде двигатели и источники энергии. Корабли начинают "есть" меньше топлива, двигаться быстрее и меньше загрязнять воду и воздух. "Сегодня" расскажет о судах — реально существующих, только проектируемых и даже уже затонувших, — в которых проглядываются черты кораблей XXI века.

 EARTHRACE: композитная стрела, пронзающая волны

Идеологом проекта стал новозеландец Пит Бетьюн, известный работами в области биотоплива. Он стремился создать безвредный для природы корабль. На нем Бетьюн собирался обогнуть Землю в рекордно короткий срок и тем самым привлечь внимание к загрязнению океана.

211486691_11b54f1975_o_1__
211486691_11b54f1975_o_1__

Фото: flickr.com

Корпусу судна придали форму волнореза с двумя боковыми поплавками из экологически чистых композитных материалов. Earthrace не поднимался на волнах, а пронзал их. На высокой скорости он шел сквозь волны высотой 15 м, то есть выдерживал короткое погружение. В движение аппарат приводили два дизеля на горючем из растительного сырья. Для обслуживания моторов использовались смазочные материалы из растительных масел. Трюмная вода очищалась от загрязнений, отходы подвергались переработке. Несмотря на стоимость ($2,5 млн.), на борту не было даже душа — единственным предметом комфорта стал унитаз.

 Судно могло разгоняться до 90 км/ч. Длина Earthrace составляла 24 м, ширина — 7 м. Экипаж — 4 человека. В 2008 году судно выполнило задачу, ради которой создавалось, — установило мировой рекорд для судов с мотором, обогнув Землю за 60 дней, 23 часа и 49 минут.

 Дальнейшая судьба чудо-судна печальна. В 2009 г. бизнесмен Эди Гил купил его за $1,5 млн. и передал природоохранному обществу Sea Shepherd (с англ. — "морские овчарки"). Earthrace перекрасили в черный цвет и назвали в честь филантропа. "Морские овчарки" известны своим агрессивным поведением в противостоянии с китобоями в Антарктике. На судно возлагались огромные надежды: Пол Уотсон, лидер "Овчарок", рассчитывал с его помощью блокировать китобойные суда и не давать им преследовать великанов. Однако закончилось все бесславно: при первом же противостоянии японцы, не мудрствуя лукаво, протаранили чудо-корабль и тот затонул.

 РROTEUS: ВОДОМЕРКА-ПЕРЕРОСТОК

proteus_1_1__
proteus_1_1__

Фото: modelshipworld.com

Тот, кто часто бывает на природе, легко увидит в "Протее" клопа-водомерку. "Это принципиально новая модель, — говорит автор проекта Уго Конти. — Из-за малого веса он движется не так, как традиционное судно. В сущности, "Протей" как бы танцует на волнах". Он предельно легок, исключительно маневренен, имеет запас хода 8 тыс. км. Для корабля не представляет проблемы забраться на мелководье — при половинной загрузке (предельная масса — две тонны) осадка составляет всего 40 см. Кабина для команды и пассажиров установлена на четырех гигантских металлических "лапах", которые, в свою очередь, покоятся на двух понтонах, обеспечивающих надежную плавучесть. "Лапы" — система из рессор. Так что подвеска позволяет конструкции изгибаться и не тратить силы на борьбу с волнами, а скользить над ними, не раскачиваясь. Кабина во время стоянки может опускаться в воду, отделяться и выполнять самостоятельное плавание, чтобы подойти к пристани, оставив "лапы" в километре от берега. И главное — ее можно менять, например, взяв спасательное снаряжение. Судно может "зависнуть" на высоченных "лапах" над терпящими в море бедствие и поднять их лебедкой на борт. Конструктор задумывал судно так, чтобы в спасательных операциях оно могло заменить вертолет.

 X-BOW: ПОТОМКИ ВИКИНГОВ

 Археологи и кораблестроители давно обратили внимание на обводы драккаров — деревянных кораблей викингов, строившихся с 700 по 1000 гг. н.э. При всех различиях в конструкции сохранялся единый элемент — закругленная носовая часть. Инженеры норвежской компании Ulstein при проведении исследований обнаружили, что нос типичного судна бросал волну вверх и от себя, а драккар пытался плавно пройти под волной, пустив ее вдоль бортов. Одним из важнейших достижений такой конструкции оказалось уменьшение ударной силы волны. С 2006 г. компания применяет свое открытие при постройке судов самых различных типов, которые получили название X-Bow. По сравнению с традиционными судами, у современных "драккаров" скорость возрастает в среднем на 20%, а расход топлива сокращается на 15%. Немаловажным для экипажей оказалось и то, что выход из волн у X-Bow постепенный и плавный, а не быстрый и рывком, как у традиционных судов. Особенно это оценили экипажи, которые теперь меньше страдают от качки. "Нам даже в суровый шторм удается выспаться по-человечески", — восторгался капитан одного из сейсморазведочных судов, построенных по технологии X-Bow.

3115_1__
3115_1__

 

ГИГАНТЫ: автомобилевозы и лайнеры

E/S ORCELLE. Гигантские грузовые корабли сжигают тысячи тонн топлива и выбрасывают в атмосферу миллионы кубометров выхлопных газов. Многие инженеры считают, что с таким подходом кораблестроение зайдет в тупик.

Именно поэтому одна из скандинавских компаний представила на всемирной выставке EXPO 2005 концепцию экологически чистого судна E/S Orcelle. Правда, этот корабль едва ли будет создан. "Мы решили представить наше видение 2025 года в форме автомобилевоза. Инженеры поработали не только над дизайном, но и над концепцией начинки. И хотя он никогда не будет построен полностью, мы надеемся увидеть его элементы в будущих судах", — сказал гендиректор компании Wallenius Wilhelmsen Нильс Дивик. Этот корабль предназначен для перевозки 10 тыс. автомобилей и должен ис­поль­зовать только энергию Солнца, ветра и волн. Длина "Орсея" составляет 250 м, ширина — 50 м, осадка — 9 м. Площадь восьми его грузовых палуб равна 14 футбольным полям. Основной движитель, перемещающий приводящий Orcelle — три паруса-крыла. Паруса на судне-фантазии непростые — они покрыты фотоэлементами. В штиль, когда эти крылья не работают как паруса, их ориентируют на Солнце, добиваясь максимальной отдачи солнечных батарей.

mj20050301_17_1__
mj20050301_17_1__

Теперь погрузимся под дни­ще. Orcelle состоит из пяти корпусов — основной узкий и четыре дополнительных. Между главным и боковыми корпусами проходят 12 горизонтальных подвижных плавников-крыльев, утилизирующих энер­гию волн, когда "Орсей" идет под парусами или стоит на якоре. Эти же крылья выступают в качестве движителя — в этом случае их приводят в движение электродвигатели ко­рабля. Так что судно движется — подобно рыбе за счет плавников. Недаром судно названо в честь дельфина Orcaella brevistosus (Orcelle на французском языке), обитающего в ре­ке Ира­вади в Мьянме (Бирме).

EOSEAS. Любителям круизов начали приедаться даже современные гигантские лайнеры. Потенциальные пассажиры готовы потратить немалые деньги, но взамен требуют все более изысканные услуги и удовольствия.

Компания Stx Europe вознамерилась совершить революцию в области круизных лайнеров. Проектирование судна Eoseas (длина — 300 м) стартовал в 2007 г. Лайнер примет на борт 3 тыс. пассажиров и тысячу членов экипажа. Судостроители начали с поисков источника энергии. Им стал ветер. На лайнере установят 5 мачт высотой до 100 м (правда, гигантские мачты затруднят заход судна в порты и проливы с мостами).

eoseas_1__
eoseas_1__

Фото: marineinsight.com

Благодаря парусной оснастке Eoseas будет расходовать на 50% меньше энергии, чем теплоход таких же размеров. Выбросы углекислого газа должны снизиться вдвое, а сернистого и сажи — прекратятся вовсе. В штиль включится двигатель, работающий на сжиженном газе.

На палубах смонтируют до 1000 кв. м фотоэлементов. Сточные воды будут очищаться, и использоваться для мытья посуды, охлаждения оборудования, замены балластной воды и т.д. Также будет использоваться дождевая вода, собираемая на верхней палубе.

Грузовой аналог Eoseas — контейнеровоз Super Eco Ship 2030, разработку которого ведет японская компания NYK Lines. Его создатели также делают ставку на сжиженный газ, солнце и ветер. Паруса судна (похожие на огромные весла) будут автоматически выдвигаться из корпуса.

Источник: "Сегодня"

Новости партнеров

Новости партнеров