Астрономы обнаружили строительные блоки, из которых образовалась наша Галактика

Астрономы выявили звездные скопления в центральной части нашей Галактики, которые включают в себя звезды различных поколений, указывающие на их большую массу в прошлом, и полагают, что именно из таких скоплений и мог образоваться Млечный Путь.

Эти скопления, называемые ныне глобулярными звездными кластерами за их шарообразную форму, и содержащие миллионы звезд, по мнению авторов исследований, в далеком прошлом могли быть небольшими галактиками, что подтверждает одну из теорий формирования больших галактик, утверждающую, что такие большие звездные скопления, как Млечный Путь, не могут образоваться из отдельных звезд, а неизбежно формируются по мере слияния и поглощения других более мелких звездных скоплений.

Такие глобулярные кластеры, обращающиеся вокруг центра Галактики, уже давно привлекали внимание астрономов, так как они составляют значительную долю почти сферической центральной части Галактики, так называемого балджа, из которой "растут" спиралевидные звездные рукава.

До сих пор многие астрономы полагали, что такие глобулярные кластеры звезд сформировались из облаков газа и пыли, уже находясь в составе млечного пути, однако теперь выясняется, что это могло быть не так.

Группа корейских астрономов, работавших под руководством Джае Ву Ли из Сежонгского университета в Сеуле, посвятили свое исследование параметрам 37 из 158 известных глобулярных кластеров Млечного Пути. В результате многолетнего наблюдения за звездными поколениями ученые выяснили, что примерно половина из них обладает существенно большим содержанием сравнительно тяжелого элемента кальция, тогда как основу второй половины кластеров, "как и положено" составляет водород и гелий.

Это говорит о том, что часть звезд в кластерах, содержащих кальций, сформировалась из остатков сверхновых звезд, некогда выработавших этот элемент в своих недрах в ходе ядерных реакций, и выбросивших его в космическое пространство после взрыва.

Таким образом, это семейство кластеров некогда обладало существенно болей массой и размерами, чем в наши дни, достаточными, чтобы с помощью гравитационных сил вновь собрать вещество сверхновых звезд и образовать новые светила.

"Это наталкивает на мысль, что в действительности такие глобулярные кластеры в прошлом могли быть небольшими галактиками, слившимися с молодым Млечным Путем", – прокомментировал работу Ли.

Сотрудники Европейской южной обсерватории в Чили исследовали отдельный глобулярный кластер, называющийся Terzan 5. Детальное изучение этого кластера, находящегося в балдже нашей Галактики, стало впервые возможным благодаря работе Очень большого телескопа (Very Large Telescope – VLT), в инфракрасном диапазоне.

Ученые обнаружили, что это звездное скопление содержит необычайно большое количество пульсаров – сверхплотных и быстро вращающихся небесных тел, оставшихся после взрыва сверхновых звезд.

Как и в случае корейской группы, астрономы обнаружили, что вещество после взрывов сверхновых не покидало Terzan 5, а собиралось в новые звезды. Это опять же указывает на то, что в прошлом этот кластер был существенно массивнее, примерно в 1000 раз, чем сейчас, и больше, и, по всей видимости, потерял значительную часть своей массы в результате столкновения с Млечным путем, перетянувшим звездное вещество на себя.

"Такое необычное скопление звезд ученым в прошлом удавалось обнаружить только в одном галактическом скоплении – Омега Центавра, считавшимся исключением из правил, звездным скоплением, которое в прошлом было самостоятельной галактикой" – сказал один из исследователей Эмануэле Далессандро.

Теперь, по словам ученых, такие исключения будут являться скорее правилами.