Астрономы впервые нашли "нормальную" экзопланету

Астрономы впервые обнаружили у другой звезды планету, близкую по своим параметрам планетам нашей Солнечной системы – расположенную относительно далеко от светила и двигающуюся по почти круговой орбите.

Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Почти все известные ученым экзопланеты, а всего их обнаружено около 400, представляют собой так называемые "горячие юпитеры", газовые гиганты, которые находятся очень близко к звезде, в десятки раз ближе, чем расстояние от Меркурия до Солнца. Период обращения таких планет составляет дни и даже часы, а температура наружных слоев достигает тысяч градусов.

Наблюдения с помощью спутника CoRoT и телескопа HARPS на Европейской южной обсерватории, позволили международной группе астрономов под руководством Ханса Дига (Hans Deeg) из испанского Института астрофизики обнаружить первую "нормальную" экзопланету.

Небесное тело, получившее обозначение Corot-9b, регулярно проходит перед звездой похожей на Солнце, расположенной 1,5 тысячи световых лет от Земли в созвездии Змеи. Благодаря снижению видимой яркости звезды в моменты "затмений" ученым и удается обнаружить такие планеты. Впервые ученые заметили "подозрительные" колебания яркости звезды в мае 2008 года, а к концу лета они подтвердили, что это действительно новая планета.

Ее радиус оказался чуть больше радиуса Юпитера, а масса – около 84% массы самой большой планеты Солнечной системы. Ученые отмечают, что температура поверхности планеты колеблется между 380 и 430 градусами Кельвина (от 107 до 156 градусов Цельсия), что просто "мороз" по сравнению с температурами других экзопланет.

"Corot-9b – первая экзопланета, которая действительно напоминает планеты нашей Солнечной системы. Она имеет размеры Юпитера и орбиту, похожую на орбиту Меркурия", – говорит Диг, слова которого приводятся в сообщении ESO.

"Это нормальная, средняя экзопланета, похожая на десятки уже известных, но первая, чьи свойства мы можем изучить детально", – отмечает его соавтор Клэр Муту (Claire Moutou). "Она станет Розеттским камнем в исследовании экзопланет", – добавляет она.

По словам ученых, как и планеты-гиганты Солнечной системы – Юпитер и Сатурн – эта планета состоит главным образом из водорода и гелия. Она содержит и другие элементы, в том числе находящиеся под высоким давлением и температурой скальные породы и воду, общая масса которых может достигать до 20 масс Земли.

Corot-9b с точки зрения земного наблюдателя проходит перед своей звездой раз в 95 дней. Это прохождение длится около восьми часов и дает астрономам много дополнительной информации о планете.

В частности, в спектре излучения, проходящего сквозь атмосферу, были найдены следы воды, метана и углекислого газа.

В феврале 2009 года зонд CoRoT обнаружил самую маленькую известную зкзопланету, получившую индекс Corot-7b. Планета имеет размеры менее чем в два раза превышающие размеры Земли, а масса оказалась равна всего пяти массам Земли.