Болезнь Паркинсона будут лечить с помощью генной терапии

Группа американских учёных из семи учреждений под руководством Эндрю Фейгина отчиталась об успешных испытаниях новой методики генной терапии для лечения болезни Паркинсона.

В течение полугода после операции половина пациентов продемонстрировала "клинически значимое улучшение".

Болезнь Паркинсона, как правило, поражает людей старше 50 лет. Это прогрессирующее заболевание, приводящее к постепенному вырождению нервных клеток в головном мозге, что со временем проявляется в треморе и ригидности рук, ног и шеи, общей медлительности, проблемах с координацией, ходьбой, равновесием. На поздних стадиях может развиваться деменция.

В ходе двойного слепого исследования учёные тестировали эффективность генной терапии NLX-P101 на 45 пациентах, которые находились на различных стадиях болезни Паркинсона — от умеренной до прогрессирующей. Больные в возрасте от 30 до 70 лет были выбраны в связи с тем, что их симптомы не реагируют на другие виды лечения.

Участники эксперимента подвергались либо генной терапии, либо фиктивной операции. Обе процедуры проводились под местной анестезией. Большинство пациентов были выписаны в течение двух суток после хирургического вмешательства.

Основная часть исследований и методов лечения болезни Паркинсона до сих пор были посвящены повышению в мозге уровня дофамина — нейромедиатора, который принимает активное участие в процессах, связанных с движением, обучением и настроением. Зачастую используется препарат леводопа — он стимулирует производство дофамина, но в то же время вызывает у многих пациентов побочные реакции и осложнения.

В данном случае специалисты занимались альтернативной системой нейромедиаторов с участием гамма-аминомасляной кислоты (GABA).

У 50% пациентов, прошедших лечение, вскоре было зарегистрировано значительное и устойчивое улучшение моторики (ослабление тремора, ригидности и трудностей с началом движения). Напротив, у тех, кому была сделана фиктивная операция, этот показатель составил лишь 14%. В среднем улучшение симптомов в первой группе произошло на 23,1%, а во второй — на 12,7%. Исследователи отмечают, что улучшения среди участников контрольной группы суть не более чем регрессия к средним величинам.

Как это работает

Термин "генная терапия" предполагает использование гена для изменения функциональности клеток или органов в целях лечения или профилактики заболевания. Перенос генов в клетки осуществляется посредством инертных вирусов. В данном случае применялся ген глутаматдекарбоксилазы (GAD), поскольку последняя способствует производству GABA — основного тормозного нейромедиатора в мозге, который помогает "угомонить" чрезмерную нейронную активность, ассоциируемую с болезнью Паркинсона.

Каждый пациент в экспериментальной группе получал вливание генетического материала непосредственно в субталамическое ядро — главную область мозга, отвечающую за двигательную функцию. Со временем нормальный баланс GABA восстанавливался.

Следует отметить, что фиктивная операция, одна из самых сложных в своём роде, была специально разработана для данного исследования Майклом Каплиттом из Медицинского колледжа Уэйлла Корнелла и Мэтью Дьюрингом из Университета штата Огайо (во время исследования он работал в Йельском университете). Главная трудность заключалась в том, что больные должны были бодрствовать, чтобы позволить хирургам найти целевую область мозга. В черепе подопытных проделывалось небольшое углубление, после чего включалась запись данных о деятельности субталамического ядра, пока пациентов просили подвигать различными частями тела (словом, люди были убеждены в том, что всё происходит на самом деле). Затем их подключали к инфузионной системе, аналогичной той, что использовалась в экспериментальной группе, но вводили им обыкновенный физраствор.

Генная терапия NLX-P101 была разработана Майклом Каплиттом и Мэтью Дьюрингом во время работы в компании Neurologix. Этих учёных можно назвать подлинными пионерами этой области исследований. Они первыми показали, что аденоассоциированный вирус (AAV) может быть эффективным агентом генной терапии мозга, о чём сообщили в журнале Nature Genetics в 1994 году. В 2002 году в журнале Science они вместе с коллегами опубликовали дополнительные данные о благотворном воздействии генной терапии AAV-GAD на больных паркинсонизмом.

Нынешнее исследование стало второй фазой тестирования генной терапиии NLX-P101. В ходе первой пациентам обрабатывали только одну сторону мозга. О результатах было сообщено в 2007 году в журнале Lancet. Тогда это было первое в истории клиническое испытание генной терапии не только в случае болезни Паркинсона, но и любого другого неврологического расстройства у взрослых.