Большие галактики растут медленно

Астрофизики из Ливерпульского университета им. Джона Мурса и Бирмингемского университета обнаружили, что размеры объектов с приближением к Земле растут довольно медленно.

К таким выводам ученые пришли, сравнив между собой чрезвычайно массивные галактики, расположенные на разных расстояниях от нас.

Для сравнения были выбраны ярчайшие галактики скоплений (brightest cluster galaxy, BCG). Они находятся в центральных областях своих скоплений и имеют солидные размеры и массу, что упрощает задачу наблюдателей. Обычно BCG классифицируются как эллиптические галактики.

Попытки оценить скорость роста BCG предпринимались и раньше. В 2009 году, к примеру, сотрудница Пенсильванского университета Марианджела Бернарди показала, что интервал в три миллиарда лет (от красного смещения z = 0,25 до наших дней, z ~ 0) соответствует увеличению размеров ярчайших галактик на 70%. Другая научная группа в прошлом году зафиксировала рост BCG между z ~ 0,4 и z ~ 0.

В новой работе рассматривались более удалённые галактики, находящиеся в пяти скоплениях, сфотографированных телескопом "Хаббл". Их красные смещения располагаются в диапазоне от 0,8, что соответствует путешествию во времени на 6,9 млрд лет назад, до 1,3 (8,8 млрд лет). Эта группа BCG сравнивалась с аналогичными галактиками из 19 приближенных к Земле скоплений на z ~ 0,2.

В результате было установлено, что за пять миллиардов лет, разделяющих z = 1 и z = 0,25, BCG увеличились в размерах лишь на 30 процентов. Этот факт противоречит опубликованным недавно данным по "обычным" эллиптическим галактикам, которые в последние восемь миллиардов лет росли очень быстро; моделирование развития BCG также предсказывает более заметные изменения. "Возможно, космологи упускают какую-то важную деталь эволюции галактик, в результате чего оценки оказываются завышенными", — предполагает участница исследования Клэр Бёрк (Claire Burke), презентовавшая работу на собрании Королевского астрономического общества.

Полная версия отчёта будет опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.