Книги на лето

Степан в Каннах

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Брежнева и фуры

Чудо-оружие: от ядерного гранатомета до резинового шпиона

"Сегодня" рассказывает о самой оригинальной военной технике в мире

Развитие военной техники в чем-то повторяет эволюцию на Земле. Самолеты "мутировали" от кукурузников в сверхскоростные истребители, сверхтяжелые танки — вымерли как динозавры и т. п. Сегодня мы расскажем о необычных ветвях развития армейской техники.

Смотрите фото Оригинальная военная техника: от царь-танка до робота-транспортировщика

Реклама

Например, о попытках создать летающую пехоту, о суперторпеде, которая одна могла разрушить побережье США. Но хотим оговориться, часть разработок не была воплощена в жизнь не из-за бесперспективности, а потому что идеи слишком опережали технические возможности того времени. И не исключено, что солдаты ХХI века будут летать на боевых летающих тарелках, разработанных еще в 1960-х. Впрочем, ряд этих схем воплощены уже сейчас: в роботах и современных самолетах.

АВИАЦИЯ: НАДУВНОЙ ШПИОН

Реклама

К-7. Первая попытка создать летающую крепость

Одним из самых амбициозных авиапроектов в 1930-х годах в СССР был бомбардировщик (тяжелый пассажирский самолет) К-7. Размах крыла — 53 м, он должен был нести более 16 т бомб. "Но самолет родился "мертвым": его сделали тяжеленным; огромные неубирающиеся шасси создавали дополнительное сопротивление; в полете возникала тряска, из-за которой самолет разрушился на испытаниях, — рассказывает ведущий научный сотрудник государственного музея авиации Валерий Романенко. — Но с другой стороны, это было "летающее крыло", а последнее поколение стратегических бомбардировщиков использует именно эту схему. Самолет изрядно опередил свое время — технологический уровень 1930-х не позволял реализовать все преимущества этой схемы"

Реклама

Шпион. Сделан из резины, надувался и летал на 500 км

Еще один любопытный самолет был разработан в разгар Холодной войны по заказу ЦРУ. Одномоторный самолетик был... надувным. В сложенном виде он помещался на небольшой тележке, но дальность полета была около 500 км, а скорость — 100 км в час. Применение самолет так и не нашел — при всей своей компактности он слишком громоздок, и спрятать его после посадки на вражеской территории не так уж и просто. А в наши дни эта идея уже устарела — дельтаплан намного компактнее, легче, им проще управлять.

АТОМОЛЕТ. В США было много и других авиадиковинок. Идея сделать пехоту сверхмобильной привела к появлению "индивидуальных вертолетов" и ракетных платформ. Последние отдаленно напоминали ступу Бабы-яги.

Вертолет. Солдат назвал его непослушным

"Но вся эта техника уязвима из-за невысоких скоростей, да и дальность полета очень маленькая. Но если будут созданы новые мощные и экономичные двигатели — такие аппараты могут стать на вооружение", — рассуждает Романенко. К слову о двигателях. В 1950-х в США и СССР велись разработки атомолетов — самолетов с ядерным реактором. Такие бомбардировщики не нуждались бы в большом количестве топлива, что увеличило бы дальность полета и позволило бы усилить вооружение. И еще один момент — подбитый самолет представляет собой "летающий Чернобыль". Кто решится сбить такого врага над своей территорией? Но до врага надо еще долететь, а подбитый недалеко от своего аэродрома самолет опасен для своих. То есть его надо тщательно защищать или использовать над океаном. И как и с К-7 идея была слишком смелой и дорогой для своего времени — разработки были прекращены.

ЦАРЬ-ТОРПЕДА

На заре развития ядерного оружия советский подводный флот не мог нести баллистические ракеты — технически не могли оснастить подводные лодки ракетами, поэтому торпеды считались перспективным носителем ядерного оружия. В 1949—1953 гг. "отец" водородной бомбы Андрей Сахаров предложил сконструировать подводное оружие с термоядерным зарядом. Мощность — 100 мегатонн, в 10 тыс. раз больше, чем бомба, уничтожившая Хиросиму. При взрыве под водой образовалась бы волна высотой 300 м. Стихия просто снесла бы все прибрежные города США, "смыла империализм с лица Земли". Царь-торпеда была реализована только на уровне идеи, а с развитием ракетной техники и вовсе изжила себя.

РОБОТЫ: КАМИКАДЗЕ И МЕДСЕСТРЫ

Еще во время Второй мировой Германия использовала самоходные мины "Голиаф" — они управлялись по проводам (этих "камикадзе" направляли под танки) и были весьма ненадежны, медлительны. После войны в СССР и США были созданы беспилотные самолеты — разведчики. Развитие вычислительной техники вызвало новую волну военной робототехники. Теперь армия США использует механических саперов и разведчиков. Американская робот-медсестра на гусеничном ходу может эвакуировать раненых с поля боя (проект еще не завершен и не принят на вооружение).

В Южной Корее создали электронного пограничника. Российский "МРК-27-БТ" оснащен двумя огнеметами, пулеметом, двумя гранатометами и шестью дымовыми гранатами — этой техникой дистанционно управляет оператор (подобная техника есть и в США). Для управления роботами требуется участие человека. Но технологии "доросли" до следующего этапа, когда будут использоваться роботы с искусственным интеллектом, сами выбирающие цель и решающие, применять ли оружие. И, по мнению ученых, вступить в строй "терминаторы" могут уже в ближайшие 10 лет. А пока боевые роботы слишком дороги и не справляются со многими задачами: они не могут отличить гражданского от военного, беспомощны в ближнем бою и, возможно, станут тупиком в эволюции оружия.

ФЛОТ: ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ПРОРОК И АВИАНОСЕЦ ИЗ ЛЬДА И ОПИЛОК

Этот материал был бы неполон без упоминания о британских ученых. В 1942 году, когда Великобритания испытывала дефицит стали, журналист и изобретатель Джеффри Пайк предложил строить авианосцы из смеси опилок и льда ("пайкрит"). Один из коллег Пайка, нобелевский лауреат Макс Ф. Перуц вспоминал, что первые эксперименты с льдом-опилками проводились в холодильниках на мясном рынке.

А биограф Пайка, Дэвид Лампе рассказывает легенду, о том, что изобретатель презентовал Уинстону Черчиллю свой проект, когда политик... принимал ванну. Как бы то ни было, власти дали добро на разработку суперавианосца. Пайкрит — прочен как бетон, и судно смогло бы выдержать обстрел, а таяние льда сдерживали бы холодильные установки. Корабль решили строить с размахом — длина 610 метров, водоизмещение 1,8 млн. т. (у "Титаника" эти параметры: 269 м и 46300 т). "Боевой айсберг" мог бы принимать до 200 самолетов, а назвали его в честь пророка Аввакума, который писал: "Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали".

Ледяной авианосец должны были закончить к 1944 году в Канаде, но возникли проблемы с конструкцией судна, а затраты на его постройку оказались слишком велики — 2,5 млн. фунтов стерлингов. Да и ресурсов понадобилось бы немало, тех же опилок хотели напилить 300 000 т.

ПУШКА: БЕЗ РЕЗУЛЬТАТА

"Дора" — немецкая "царь-пушка" времен ВОВ. Это супероружие весило 1344 тонны, ее калибр — 800 миллиметров (фотографируясь на память, солдаты вчетвером залазили в ее дуло). Ствол имел длину около 30 м, а лафет достигал высоты трехэтажного дома.

Калибр. Снаряд "Доры" выше человека

Потребовалось около 60 железнодорожных составов, чтобы по специально проложенным путям доставить это чудовище на огневую позицию. Вес снаряда — от 5 до 7,5 тонн, он мог пробить метровую стальную броню, или восьмиметровую бетонную стену. Обслуживали пушку около 2 тыс. человек. "Орудие было создано для борьбы с мощными укреплениями, в остальных случаях оно было малоэффективно. Часто снаряд уходил на несколько метров в землю, не причиняя вреда соседним объектам. А с появлением ракетной техники такая мощная артиллерия ушла в небытие", — рассказывает начальник Центрального музея госпогранслужбы Александр Филь.

ГРАНАТОМЕТ: ОПАСНЫЙ МИНИ

Гранатомет M-28 (Дэйви Крокетт) одновременно и самое мощное переносное оружие и самая маленькая система, оснащенная ядерным зарядом. По информации National Atomic Museum в Нью-Мексико (США), этого мини-богатыря построили в конце 50-х в США.

10 тыс. рентген. Фон на расстоянии 150 м от взрыва

Пентагон предполагал раскинуть сеть этих гранатометов по Европе и использовать против советских танков. Орудие позволяло забросить снаряд мощностью 20 т в тротиловом эквиваленте на 1,5—4 км. Но при небольшой дальности взрыва радиация убила бы и врагов и своих.

ТАНКИ: СОВЕТСКИЕ С ПЯТЬЮ БАШНЯМИ И НЕМЕЦКИЙ ТЫСЯЧЕТОННИК

"Царь-танк". Не прошел испытания, Россия, 1915

Тяжело представить ужас, который овладел бы пехотой при виде российского "Царь-танка". Боевая машина высотой 9 метров (трехэтажный дом), 2 пушки, 3—4 пулемета. Но спроектированная в 1914—1915 гг. инженером Лебедевым супербронемашина на поля сражений не вышла.

5 башен. Стрелял лишь остановившись, СССР, 1932

Первое же испытание показало — машина слишком тяжелая: она вязла в земле, а ее огромные колеса были прекрасной мишенью. Любопытно, что по одной из теорий, эту тупиковую ветвь танкостроения тайно продвигала Британия. Пока Россия вкладывала деньги в безнадежный проект, англичане конструировали боевые машины.

В степях Техасса. На вид "подлодка", США, 1915

Следующая тупиковая идея, долгое время владевшая умами конструкторов: "чем больше башен — тем танк неуязвимей и опасней для врага". В итоге появились машины с пятью башнями: английский Vickers Independent и советский Т-35.

Р1000. Остался только в проекте, Германия, 1942-45

У англичан дальше опытного образца дело не дошло, а Т-35 выпускался с 1932 оп 1939 гг. "Но к 41-году эти танки устарели. Большие размеры, вес, слабая броня, ненадежность превращали танк в хорошую мишень. Командиры плохо справлялись с управлением сразу пяти башен, особенности конструкции не позволяли стрелять сходу. Уже в первые дни войны СССР потерял практически все танки", — рассказывает военный историк и археолог Владислав Зорин.

4 гусеницы. Супервысокая проходимость, СССР, 1957

И в заключение о самом-самом танке всех времен и народов. Германский историк Вальтер Спилбергер пишет, что во время ВОВ немецкие конструкторы разрабатывали супертяжелый танк Р1000 ("Крыса"). Стальной монстр длиной 39 м (в пять раз больше Т-34), высотой 11 м, мощная броня делали его неуязвимым, но весила махина 1000 т. Но дальше проекта дело не пошло: создать столь сложную технику в те годы было невозможно.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять