Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь
Главная Сегодня

Гиганты особого назначения: ТОП самых крупных устройств в мире

Среди машин-великанов есть суперсамолеты, перевозчики телескопов и даже стальные "кроты"

Для решения нестандартных задач приходится создавать такие же нестандартные устройства. По большей части они не производят впечатление на непосвященных, но сложно не восхищаться, если видишь перед собой машину-гиганта. Некоторые устройства-великаны по известности и популярности вполне могут соперничать с поп-звездами.

Ан-225: небесный тяжеловоз из Киева

Самый большой самолет в мире: длина — 84 м, размах крыльев — 88,4 м, высота — 18,1 м (дом в 6 этажей). Максимальная грузоподъемность — 250 т, скорость — 800 км/ч. На Ан-225 установлено 462 авиационных рекорда, из них — 240 мировых и 222 национальных.

"Мрия" — не единственный самолет-гигант. У нее есть "собратья", которые могут посоперничать в размерах. Но Ан-225, в отличие от них, не просто летает, но уже много лет эксплуатируется. Единственный самолет, превосходящий "Мрию" по размаху крыла, — американский двухфюзеляжный транспортный самолет Stratolaunch Model 351. У него этот параметр — 117 м. Но эта машина даже в воздух еще не поднималась: первый полет запланирован на 2019 год.

Еще один соразмерный с "Мрией" самолет уже стал историей. Речь идет об американской деревянной (!) летающей лодке Hughes H-4 Hercules. Да, она превосходила Ан-225 по размаху крыла, но в воздух поднялась только раз — в далеком 1947 г.

Ан-225 создавался под три задачи. Первая — участие в советской космической программе "Энергия-Буран": транспортировка к месту старта кораблей "Буран" и топливных баков ракет. Вторая: запуск на высоте 9—10 км "космических самолетов", что должно было в 3—4 раза удешевить стоимость груза, выводимого в космос. Упоминавшийся здесь Stratolaunch Model 351 его создатели намерены использовать как раз для этой цели — т.н. воздушного старта ракет. Третья — перевозка крупногабаритного оборудования.

Космическая карьера уникальной машины закончилась с крушением СССР. Но как перевозчик негабаритных грузов "Мрия" находит применение постоянно. Вес максимального груза в послужном списке самолета — 247 т! Рекорд в перевозке одного предмета поставлен еще в 2009 г: "Мрия" перевезла генератор (187,6 т) из Франкфурта в Ереван. В 2010 г. Ан-225 доставил самый длинномерный в истории воздушных перевозок груз — лопасти для ветрогенератора длиной 42,1 м из з Китая в Данию.

K-Tec 1263 ADT: суперскребок

Просто образцово-показательный пример узкоспециализированной и большой по размерам машины. Скреперы рассчитанны на простой цикл действий — срезать слой грунта определенной толщины, загрузить его в контейнер, перевезти на некоторое расстояние — и опять уложить слоем заданной толщины. При перемещении машины по насыпи ее колеса уплотняют уже отсыпанные участки.
Расстояние от места выборки грунта до места отсыпки небольшое. Оно составляет максимум 3 км для самоходных машин.

Самый большой скрепер в мире — канадский K-Tec 1263 ADT. Этот великан может за один раз переместить до 50 кубометров грунта при собственной массе 27,7 т.

k_tec_pull_scraper00f

За работой. Скреперы рассчитаны на очень узкий круг операций

БелАЗ-74306: как вытащить бегемота

Карьерные самосвалы — машины уникальные и очень тяжеленные. Случись что с таким мастодонтом, то и эвакуатор нужен соответствующий. Например, БелАЗ-74306. Буксировщик (вес — 168 т) способен выволочь из карьера "заболевший" самосвал весом до 260 т! Причем по любой дороге (даже по ее отсутствию) и в любую погоду. Строятся такие уникумы под заказ и стоят дорого, поэтому пересчитать их можно на пальцах.

187234_1_350

Силач. В длину тягач сравним с вагоном, а по ширине ему нет равных

Коллайдер: "сталкиватель" элементарных частиц

Большой адронный коллайдер (БАК) — самое большое устройство из построенных человеком для научных задач. "Коллайдер" с английского можно перевести как "сталкиватель". В БАКе пучки частиц разгоняются в противоположных направлениях и сталкиваются в рассчитанных точках. "Адронный" он потому, что ускоряет адроны — частицы, состоящие из кварков (увы, в физике элементарных частиц много терминов, малопонятных для непосвященных). Почему "большой", объяснять не нужно: длина тоннеля БАК — 27,3 км на глубинах 50—175 м! Подземелье нафаршировано сверхпроводящими магнитами (работают при температуре 271 °C) и оборудованием, позволяющим придавать элементарным частицам скорости, близкие к скорости света. Энергозатраты на работу БАК составляют около 10% от годового энергопотребления кантона Женева, где находится установка. Но БАК вполне оправдывает огромные затраты. Так, с его применением экспериментально доказали существование бозона Хиггса — давно предсказанной элементарной частицы, очень важной для физиков.

collider

В тоннеле. Летящие в пустоте элементарные частицы разгоняются до субсветовых скоростей

Hughes Glomar Explorer: мнимый геолог

Во второй половине XX в. сверхзадачей для СССР и США стало получение сведений о субмаринах друг друга. В 1968 г. гибнет советская лодка K-129, и в США решают тайно поднять ее. Проблема в том, что лежала K-129 на глубине 5 тыс. м. Нужна было не просто спецтехника, но еще и такая, что не вызывала бы никакого подозрения в ее предназначении! Так за 40 месяцев с нуля спроектировали уникальное судно и спустили его на воду в 1972 г.

Официально Hughes Glomar Explorer занимался разведкой и добычей полезных ископаемых: в те годы большие надежды возлагались на так называемые железомарганцевые конкреции. Выглядят они как небольшие шарики и устилают огромные пространства на дне океанов. Разработка конкреций выглядела как перспективный и прибыльный проект.

Hughes Glomar Explorer оснастили сверхмощным подъемным механизмом, позволявшим поднять обломки лодки и скрытно поместить его в трюм. В 1974 г. удалось извлечь носовую часть К-129. Дальнейшая судьба судна незатейлива: оно долго стояло на консервации, потом с него немного бурили в океане. В 2015 г. Hughes Glomar Explorer отправился в Китай на утилизацию.

usns_glomar_explorer_t-ag-193

В океане. Судно-"гробокопатель", добравшееся до К-129

NASA Сrawler-Transporter: ветеранов вернут на службу

Циклопические гусеничные транспортеры NASA Сrawler-Transporter (CT) применялись в Космическом центре Кеннеди давно. Машины "Ханс" и "Франц" доставляли к месту старта огромные ракеты "Сатурн V" (пилотируемые полеты на Луну и запуск орбитальной станции "Скайлэб"), "Сатурн IB" (доставка астронавтов на "Скайлэб" и проект "Союз — Аполлон"). Потаскали CT на себе и космические челноки. Длина CT — 40 м, ширина — 35 м, вес — 2,4 тыс. т, а в ходе доставки шаттла на стартовую позицию общая масса машины и груза достигала 5 тыс. т!

За полвека работы транспортеры много раз обновлялись и усовершенствовались. Но с окончанием эксплуатации космических челноков транспортеры остались не у дел.

Новый этап жизни ветеранов начнется в ходе реализации программы по созданию и запускам сверхтяжелой ракеты SLS: первый ее старт намечен на 2019 год.

sts-114_rollout

Мыс Канаверал. Шаттл доставляли на старт со скоростью 1,6 км/ч. Фото: NASA

Bertha: стальной гиперкрот

Сегодня в земную твердь вгрызаются при помощи проходческих щитов. Выглядят они как огромный цилиндр, на переднем торце которого установлен вращающийся диск с фрезами. Изнутри щит напоминает океанское судно: этажи-палубы, трапы, непонятные механизмы. 

Щит "Берта" был самым большим в мире.

Диаметр буровой головки — 17,5 м, длина — 100 м, масса — 8 тыс. т (что сопоставимо с массой Эйфелевой башни). Электроэнергии штуковина потребляла столько, что ее хватило бы для освещения приличных размеров райцентра! Спроектировали и построили "Берту" японцы под вполне определенную задачу: нужно было пройти трехкилометровый тоннель под городской застройкой в Сиэтле (США). Пока щит везли из Японии, он стал городской знаменитостью. Ввод в эксплуатацию сопровождался речью мэра, шампанским, толпами восторженных горожан. Но вскоре щит намертво застрял в породе из-за сложной горно-геологической обстановки. После ряда "спасательных операций" "Берта" закончила проходку и была разобрана в 2017 г.

bertha

Вид спереди. На переднем плане — буровая головка "Берты"

Otto и Lore: ползком к звездам

Для того, чтобы вытащить антенны астрономического радиоинтерферометра ALMA на высоту более 5 тыс. м, создали специальные транспортеры-близнецы. Otto и Lora (длина — 20 м, ширина — 10, высота — 6) передвигаются на 28 колесах. В движение их приводят пары двигателей мощностью по 500 кВт каждый. При всей своей мощности эти богатыри передвигают свой хрупкий груз исключительно нежно, со скоростью 12 км/ч. При выполнении определенных маневров эти ярко-желтые гиганты управляются дистанционно.

scheuerle-special-transporter-antenna-transporter-01

Через Анды. Работа на высоте 5 километров

Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров