Книги на лето

Степан в Каннах

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Брежнева и фуры

Ко дню энергетика: мы выживем благодаря ветру, солнцу и гелию-3

Какие средства помогут человечеству справиться с растущим энергопотреблением

Конец года — благодатное время для прогнозов. Агентство Bloomberg создало "Гид пессимиста на ближайшую декаду", одно из пророчеств которого предрекает обрушение доллара. Его место займет биткоин — как единственная валюта, независимая от государственных структур и проблем. Незадолго до этого экономические аналитики сосчитали, что одна транзакция потребляет, как целый дом в течение месяца.

Чтобы обеспечить себя электроэнергией, уже к 2023 году мощнейшая криптовалюта планеты должна стоить от $300 тыс. за штуку. А как насчет электромобилей, которые работают даже в киевских службах такси? Электромобилей, обслуживающих компании? Да и Илон Маск подлил масла в огонь, показав собственный электрогрузовик. Возникает лишь один вопрос: где мы возьмем столько электричества, чтобы обеспечить прогресс человечества?

Реклама

В День энергетика "Сегодня" отвечает на этот вопрос устами Стивена Хокинга: если сжать черную дыру солнечной массы до размеров холма, она будет вырабатывать рентгеновское и гамма-излучение на десять миллионов мегаватт. А пока ученые думают, как это сделать, мы рассмотрим, как будет развиваться потребление и где добыть электричество, так нужное планете.

Если история с биткойном и вправду пока напоминает технострашилку, то электромобили абсолютно реальны — пару дней назад даже Toyota объявила, что переходит на новый тип машин.

"В обозримом будущем электромобили начнут теснить традиционные модели с двигателем внутреннего сгорания, — считает руководитель проектного офиса по развитию инфраструктуры ДТЭК Игорь Ковалев. — В пользу этого говорят и планы основных автопроизводителей (крупные игроки поголовно разрабатывают электромобили после успеха Tesla. — Авт.) и решения европейских государств по ограничению использования и продажи машин с двигателем внутреннего сгорания. Бензин и дизель ждет судьба динозавров".

Реклама

К каким трендам это приведет? Эксперты видят три глобальных направления.

Во-первых, большая батарея и очень быстрая зарядка (для чего нужно создать унифицированную технологию — как USB или заправочный пистолет — и инфраструктуру). Этим, по сути, занимаются и у нас, расставляя как по городу, так и по сетях АЗС зарядки для электрокаров.

Второе направление — "пит-стоп", где батарея просто меняется на такую же, и вы продолжаете движение.

Реклама

Третий вариант — постоянная беспроводная зарядка от самой дороги (какой вызов для дорожной службы!).

И, наконец, четвертая возможность — интеграция электромашин в распределенную энергосистему. Зарядки есть у всех, в частных домах, в ресторанах, на улицах. Но они становятся "точкой подключения": вы заряжаетесь ночью по дешевому тарифу, утром продаете энергию обратно в сеть, днем катаетесь, вечером снова продаете.

Решаем вопрос: экономия и батарейки

Электрокары — лишь часть потребителей. В мире строятся умные города. Развивается интернет и вычислительные мощности. Ставятся передающие станции, увеличивающие скорость мобильной передачи данных. Бытовая техника связывается в сеть технологиями умных домов. И все это поглощает электрику, как бездонная пропасть. Что же делать?

Во-первых, уменьшать потребление благодаря энергоэффективным технологиям. Простые методы (вроде банальной установки счетчиков, создания сети автономных котельных, автоматизация сетей, утепления домов, программируемых розеток, сберегающих ламп и бытовой техники) не только сохраняют деньги, но и позволяют сберегать ценное электричество.

Проблема лишь в том, и это уже второй уровень, что мы не умеем хранить уже выработанную энергию. Илон Маск построил Гигафабрику в Австралии — и, по сути, это гигантский аккумулятор, которому нужна большая площадь. Мир в целом запасает энергию в озерах и сливает их, крутя турбины гидроэлектростанций, что выглядит не слишком футуристично. Нам нужны хорошие батарейки.

Третий уровень решения проблемы — это генерация.

Когда речь заходит о производстве электроэнергии в будущем, в первую очередь смотрят возобновляемые источники. Пока Ричард Лунт с коллегами из Мичиганского университета представляют миру прозрачные солнечные панели, существующие фотоэлементы достаточно хороши и дешевы, чтобы превращать пустые пространства в долговечные чистые электростанции.

Сегодня возобновляемая энергетика развивается быстрее углеводородной. В 2016 году ввод новых мощностей генерации из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в мире стал рекордным, составив 161 ГВт. Доля ВИЭ в общем энергетическом балансе выросла до 24,5%.

Эксперты прогнозируют, что уже к 2040 г. ветер и солнце будут питать 42% мирового потребления. Рост ВИЭ подстегивает и развитие аккумуляторов. Совершенствование технологий хранения означает рост "предсказуемости" производства "зеленой" электроэнергии, ее независимости от балансирующих мощностей, и стимулирует развитие распределенной генерации. Планы Украины по развитию возобновляемой энергетики также амбициозны. Согласно Энергетической стратегии, уже к 2020 году мощности ВИЭ должны составить порядка 5 ГВт (+3,5 ГВт), а доля в энергобалансе, с учетом больших гидроэлектростанций, — 11%.

"ДТЭК ВИЭ планирует сделать значительный вклад в достижение этой цели. В течение ближайших лет компания планирует увеличить портфель реализованных проектов в солнечной и ветровой генерации до 1 ГВт. Мы активно изучаем перспективные возможности, открывающиеся в областях технологий аккумулирования и хранения электроэнергии, а также в бизнес-модели распределенной генерации. Мы наметили себе довольно амбициозные цели в этих направлениях и не планируем стоять в стороне от мировых трендов", — рассказали нам в пресс-службе компании.

Есть множество различных проектов подобного рода, как успешно реализованные, вроде геотермальных станций, так и фантастические — как развертывание огромного зеркала на орбите, которое будет спускать энергию по лазерному лучу. Но все это вызывает огромную потребность в тех же банальных аккумуляторах. Ведь потребление неравномерно.

Своеобразным "носителем" энергии может стать водород, только надо придумать, как его очень дешево добыть и использовать.

Конечно же, существенную роль будет играть атомная энергия. По сути, мы потребляем только 5% потенциала урана, остальное прячем, чтобы использовать более эффективно. Например, зарядить в реактор на быстрых нейтронах, который пока считается спасением отрасли, но нигде не используется, кроме опытных целей, — в основном потому, что теплоносителем там выступает ртуть, жидкий натрий или свинцово-висмутовые сплавы.

К тому же часть стран и вовсе отказывается от атомных станций. Поэтому, пока термоядерный синтез, чистый и безопасный, остается лишь мечтой, люди смотрят в небо. Где почти каждый вечер проплывает запас гелия-3, которого, по подсчетам, хватит планете на пять тысячелетий. Тут, впрочем, тоже есть несколько проблем: нужно еще долететь, придумать хороший реактор и проверить все в реальных условиях.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять