Ко Дню космонавтики: удивительные экспозиции музеев космоса

В Житомире хранится грунт с Луны и "кресла невесомости", а в Киеве разрабатывают экоракеты и аппараты прогнозирования природных катаклизмов

Фото: cosmosmuseum.info
1/4

Утром 12 апреля 1961 года мощная ракета-носитель вывела на орбиту космический корабль "Восток-1" с первым в мире космонавтом Юрием Гагариным. Имя главного конструктора целых шесть лет хранилось в строжайшем секрете. Только в январе 1966-го из некролога весь мир узнает, что космическую эру открыл именно Сергей Королев, который родился и до трех лет жил в Житомире. Здесь сохранился дом, в котором появился на свет будущий основатель космических трасс. Сегодня в нем все, как и 107 лет назад: мебель тех времен, посуда, редкие семейные фотографии и реликвии. Сохранились даже прядь волос будущего конструктора, первый автограф, глобус, подаренный маленькому Сереже бабушкой, и детская коляска, в которой он спал. Здесь же, на родине Королева, в 1970 году был открыт музей истории космонавтики и назван в его честь.

ЭКСПОЗИЦИЯ. "Самое ценное в нашем музее — 9 мг лунного грунта, — рассказывает сотрудник музея Лилия Кавун. — Интересен посетителям местами обгоревший спускаемый аппарат космического корабля "Союз-27" с автографами космонавтов Джанибекова и Гречко, вещи и космическая пища. А деткам очень нравится макет "Лунохода-2". Они сравнивают его с большим белым крабом". Посетители любят покататься на подвесных креслах с музыкой в наушниках. В них можно ощутить невесомость.

ПУТЬ К НЕБУ. У Сергея Королева была нелегкая жизнь: развод родителей, частые переезды, болезни, арест за "вред науке", исправительно-трудовые лагеря. Несмотря на разные трудности, из простого техника Королев вырос до всемирно известного инженера-конструктора. В 26 лет он стал замначальника Реактивного научно-исследовательского института, а в 30 возглавлял группу по разработке ракетных аппаратов. "Сережа с детства мечтал летать, — рассказывает Лилия Кавун. — В 12 лет, в Одессе, где он жил с мамой и отчимом, возле дома находилась гавань, с которой регулярно взлетали гидросамолеты. Маленький Королев постоянно бегал туда и так примелькался летчикам, что они однажды взяли его с собой в полет. Именно после этого полета Королев решил, что его жизнь будет связана с небом".

ДОСТИЖЕНИЯ. Слава талантливого авиаконструктора пришла к Королеву во время учебы в Московском техническом университете, где он начал разрабатывать собственные планеры. Первым стал планер "Коктебель", с которым он выступал на Всесоюзных соревнованиях планеристов в Крыму. О его втором проекте "Красная звезда" писали все газеты СССР. Именно на планере Сергея Королева впервые в мире была совершена мертвая петля. В 1933 году Королев запустил первую советскую жидкостную ракету. Современная ракета-носитель Delta, которая запускает на земную орбиту GPS- спутники, работает по тому же принципу, что и разработанные Сергеем Королевым и его конструкторским бюро ракеты семьи Р-7: "Спутник", "Восток", "Союз". Ракета Р-7, которая могла пролететь 8000 км с ядерным зарядом на борту, стала первой советской межконтинентальной баллистической ракетой (1960 год). Но вместо оружия массового поражения Р-7 стала космическим транспортом. Ее модификации вывели на орбиту первый спутник, первое животное, первого человека и группы людей. И летают до сих пор.