Ученые нашли "адскую" планету, чья атмосфера может испарить железо

Астрономы проанализировали спектр самых горячих экзопланет при помощи телескопа "Хаббл"

Астрономы изучили свойства стратосферы одной из гигантских экзопланет и обнаружили, что она могла бы испарить железо и другие металлы, так как раскалена до гигантских температур.

Как рассказал в статье, опубликованной в журнале Nature, астроном Том Эванс из университета Эксетера (Великобритания), когда ученые впервые нацелили "Хаббл" на WASP-121b, то увидели сияние молекул воды, что указало на наличие четко выраженной стратосферы на данном "горячем юпитере".

"Наши теоретические расчеты достаточно давно указывали на то, что у некоторых планет могут быть очень горячие стратосферы, сильно влияющие на химию и физику всей атмосферы", – объяснил Эванс.

По словам астронома, ученые подозревали, что многие "горячие юпитеры", которые обладают рекордно высокими температурами поверхности и атмосферы, могут иметь еще более раскаленную стратосферу, температура которой растет по мере удаления от поверхности газового гиганта.

Молекулы озона поглощают ультрафиолетовое излучение и преобразуют его в тепло, благодаря чему стратосфера горячее "сверху", где таких лучей больше, чем "снизу", куда они попадают гораздо реже.

Ученые проанализировали спектр самых горячих экзопланет при помощи "Хаббла". При наблюдении за планетой WASP-121b они обнаружили несколько необычных линий в спектре, указывавших на присутствие сильно разогретых водных паров и ряда других веществ, способных разогреть воду до столь высоких температур.

Также астрономы установили, что верхний слой атмосферы WASP-121b похож на стратосферу, роль озона в которой играют оксид титана и оксид ванадия.

Благодаря этим соединениям, температуры в верхнем слое стратосферы WASP-121b достигают рекордных 2700 градусов Кельвина. То есть железо, попавшее в эту часть атмосферы WASP-121b, не только бы начало плавиться, но и было бы готово "закипеть" и испариться.

Ранее сообщалось, что космический телескоп "Хаббл" сделал фотографии черной дыры в созвездии Девы, которая нарушает представления ученых о подобных космических объектах.